Методы и приемы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:24, доклад

Описание работы

Метод воспитания (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Работа содержит 1 файл

Докдад.docx

— 21.87 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Докдад 

Методы  и приемы воспитания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань 2010

     Метод воспитания (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъективно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

     Достижение  целей воспитания осуществляется, как  правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов  в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания —  вершина педагогического профессионализма.

     Каждый  метод реализуется различно в  зависимости от опыта педагога и  его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях  воспитатель приходит к новым  нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные у  коллег приемы. Задача совершенствования  методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил  и возможностей решает ее, внося  в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие  конкретным условиям воспитательного  процесса. В основном эти изменения  и представляют собой новые или  впервые применяемые данным педагогом  приемы воспитания. В связи с этим иногда метод определяют как систему  приемов, используемых для достижения поставленной цели.

     Можно условно выделить группы методов  прямого и косвенного педагогического  влияния.

Методы  прямого педагогического влияния  предполагают немедленную или отсроченную  реакцию ученика и его соответствующие  действия, направленные на самовоспитание.

Методы  косвенного педагогического влияния  предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в  которой у ребенка формируется  соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции  в системе его отношений с  учителями, товарищами, обществом.

По характеру  воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.О. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

     В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов  воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны  методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

По нашему мнению, в педагогической литературе произошла подмена понятий. Методами часто называют формы воспитания (рассказ, беседа) или совокупность методов (формирование общественного  мнения).

     Все методы оказывают совокупное воздействие  на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и  соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

     Методы  воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

     Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные  формы, в частности сегодня для  этого используются отрывки из различных  литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом  ученых создаются хрестоматии, в  которых собран материал для нравственного  просвещения учащихся. Метод убеждения  используется также при проведении разнообразных дискуссий.

     Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

     Методы  воздействия на мотивационную  сферу включают стимулирование — методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие его компоненты, как поощрение и наказание.

     Поощрением  выражается, положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные  навыки и привычки. Действие поощрения  предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение  может проявляться в различных  вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение  требует тщательной дозировки и  осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

     Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его  стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло  учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как  правило, согласованным с мнением  коллектива. При использовании поощрения  необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание — это компонент педагогического  стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные  поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и  другими людьми,

Известны  следующие виды наказания: наложение  дополнительных обязанностей; лишение  или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

Наказание должно быть справедливым, тщательно  продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить  значительно труднее, чем в любом  другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Нельзя  дать каких-либо общих рецептов в  решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.

Методы  стимулирования помогают человеку формировать  умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию  им своих потребностей — пониманию  смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей, т. е. тому, что  составляет суть мотивации. Поэтому  метод самовоспитания, соответствующий  методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.

Методы  воздействия на эмоциональную сферу  предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих  эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим  влияние на эмоциональную сферу  ребенка, является внушение и связанные  с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как  бы с заднего крыльца, минуя сторожа  — критику. Внушать — это значит воздействовать на чувства, а через  них на ум и волю человека. Использование  этого метода способствует переживанию  детьми своих поступков и связанных  с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок  пытается сам себе внушить ту или  иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне  сказали в этой ситуации учителя  или родители?»

Методы  воздействия на волевую сферу  предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности  для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние  на формирование волевой сферы могут  оказать методы требования и упражнения.

По форме  предъявления различаются прямые и  косвенные требования. Для прямого  требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном  тоне, причем возможна целая гамма  оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение  доверия, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические  факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются следующие:

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых  педагогом действий. Совет будет  принят, когда воспитанник видит  в своем наставнике старшего, более  опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Требование  в игровом оформлении (требование-игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются  и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий  уровень профессионального мастерства педагога.

Среди косвенных требований выделяется и  требование доверием. Когда между  воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется  как естественное отношение уважающих  друг друга сторон.

В ряде случаев эффективным оказывается  требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним  из наиболее употребляемых средств  воздействия. Она основывается на возникновении  товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба —  форма проявления сотрудничества, взаимного  доверия и уважения.

Информация о работе Методы и приемы воспитания