Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:49, курсовая работа
Цели исследования: - изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы, изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к начальным классам, провести практическую проверку полученных результатов.
Задачи исследования:
-анализ литературы по данной проблеме;
-рассмотрение различных подходов к словарной работе;
-разработка разнообразных методик словарной работы;
-выявление и осуществление, применение, выработка рекомендаций по усовершенствованию словарной работы.
Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы
Тема
"правописание слов с двойными согласными".
II класс.
Суббота – выходной день моих родителей.
В апреле в стране проходит субботник.
Интересный пассажир ехал с нами в одном
вагоне. Витя собрал двенадцать килограммов
макулатуры. Колхоз – коллективное хозяйство.
Следует заметить, что подобные
диктанты проводятся по окончанию изучения
темы. Всем известно, что при изучении
той или иной темы по русскому языку на
страницах учебника в рамках встречаются
слова с непроверяемым написанием. Их
записывают и работают с ними. В.Д. Купров
предлагает еще один вариант работы с
ними, при помощи которой получаются довольно
хорошие результаты. К примеру, пройдена
в III классе тема "Местоимение". Новых
слов здесь четыре: вместе, впереди, двенадцать,
шестнадцать. В проверочную работу по
данной теме непременно включает их в
задания:
Составь предложение со словами
(идут слова одно, два).
Вспомни и запиши слова с непроверяемым
написанием, которые ты изучал по теме
"Местоимение". Составь с ними словосочетания.
В теме "Имя существительное"
или "Имя прилагательное" предлагает
такое задание:
"Просклоняй слова
килограмм, прекрасный".
Таким образом учащиеся
приучаются работать с трудными словами
при выполнении любого вида задания. Причем
делается это при изучении каждой темы.
И еще
есть одна интересная работа, дающая также
положительный результат при
усвоении слов с непроверяемым написанием
и являющаяся важной для лингвистического
развития учащихся: этимологический анализ
слова. Использование слова в речи требует
понимания его точного смысла, умения
связывать его с другими словами, правильно
употреблять. Школьный этимологический
анализ применяется для того, чтобы пробудить
у детей интерес к трудным словам, чтобы
они легче усваивали их написание. В начальной
школе такой анализ может быть не полным,
а частичным, "упрощенным". Составляется
список слов, которые объясняются путем
этимологического анализа. Так, в III классе
эти слова: телефон, телеграф, телевизор,
телескоп. Учащиеся узнают, что первая
часть слов теле – пришла в русский язык
из греческого языка и обозначает "далеко".
Рассмотрим работу, которая
прошла со словом иностранного происхождения
– ветеран.
- Ребята, вам уже говорили, что наш язык
изменялся, слова исчезали, появлялись
новые, старые слова вдруг становились
новыми. Как вы думаете, мы пользуемся
только русскими словами им и словами
иностранного происхождения? (Ребята могут
привести примеры нерусских слов: шоссе,
метро, кофе, автомобиль, агроном, библиотека,
инженер и т.д.). Теперь познакомимся со
словом "ветеран". Вспомните странички
букваря, объясните значение слова. (Ветеран
– это человек, который прошел войну. Человек,
который много проработал на заводе, фабрике,
в колхозе).
- Слово ветеран пришло к нам из французского
языка, но родилось оно от латинского слова
ветус, что значит старый. Записываем предложение:
"Не стареют душой ветераны". Кроме
того, в своей работе над словами с непроверяемым
написанием использовал замену развернутого
определения одним словом из словаря.
Во время закрепления нового слова, опроса
самостоятельной работы учащиеся получают
задания типа "Ответить письменно одним
словом: комната для занятий в школе; человек,
который едет в поезде; перечень номеров,
с которыми выступают на концерте; дорога
с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка,
с которой производится посадка на поезд".
Или другое задание:
1. Ответить на вопросы, ответы записать.
Кто продает билеты в кассах? Какую
единицу массы составляет тысяча граммов?
Как называется группа лиц, объединенных
общей работой, общими интересами? Как
называется рисунок в книге?
2. При списывании вставить вместо
точек нужные по смыслу слова.
1) Сообщение по телеграфу -… .
2) Килограмм – это тысяча… .
3) Смотр готовности войск -… .
4) Рисунок в
книге -… .
5) Специалист в области земледелия и сельского
хозяйства -… .
6) Огородное растение, растущее кочаном
-… .
7) Старый воин или человек, который долго
где-либо работал -… .
8) Книга, в которой перечислены в последовательном
порядке все дни года и события -
Как показывает
практика, этимологический анализ – важное
средство повышения грамотности. Это и
понятно: при сознательном, интересном
усвоении чего бы то ни было, степень запоминания
значительно повышается. Немаловажно
и то обстоятельство, что всякая сознательная
работа приносит человеку большое моральное
удовлетворение, чем механическая. Этимологические
справки к словам можно взять в школьном
этимологическом словарике Л. Успенского
"Почему не иначе?", в "Занимательной
грамматике" А.Т. Арсия и Г.М. Дмитриевой.
На помощь учащимся приходят детские
поэты со своими небольшими шутливыми
стихами. Вот учатся дети писать правильно
слово "лимон". На доске можно располагать
эти стихотворные шутки.
Г. Сапгир "Ли–мон":
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
- Лимон… -
Сразу станет кисло.
Две первые строчки легко и
быстро запоминаются: "Что за ли? Что
за мон?". Значит, в этом слове ошибок
не будет.
Считалка И. Дельянова:
Взял Егор в углу топор.
С топором пошел во двор.
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор,
Вот и ищет до сих пор…
Поищи и ты топор!
Третьеклассники
обозначают ударение, определяют безударную
гласную, отвечают на вопрос, устанавливают,
в каких падежах употреблено слово топор.
Так, названия дней недели
помогают запомнить стихи Б. Заходера
"Муха-цокотуха":
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она в варенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник –
В вишневой наливке.
Во вторник –
В томатной подливке.
В среду –
В лимонном желе.
В четверг –
В киселе и смоле.
В пятницу –
В простокваше,
В компоте
И в манной каше…
После того, как учащиеся
выписали названия дней недели на доске
и в тетрадях, провели орфографическую
работу с ними, они отвечают на вопрос:
"В каких падежах стоят существительные
с предлогами, называющие дни недели"?
Методика запоминания словарных
слов:
1. Записать словарное слово и поставить
ударение. Например: береза.
2. Выделить (подчеркнуть, обвести)
слог, который вызывает трудности (сомнение)
при написании. Например: бе-ре-за.
3. Выписать
отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив
(размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: бЕ, бе.
4. Найти ассоциативный образ, связанный
со словарным словом и записать его напротив
словарного слова.
Требования к ассоциативному образу.
а) Ассоциативный образ обязательно должен
быть связан со словарным словом каким-то
общим признаком.
Модель: Сл.слово Ас. образ
признак признак
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету; - месту расположения;
- форме; - звучанию;
- действию; - вкусу;
- материалу; - назначению;
- количеству; - и
т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в
своем написании не вызывающую сомнений
букву, которая является сомнительной
в словарном слове.
Например:
Сл. слово Ас. образ
береза – по цвету бЕлая
береза – кудрявая нужен грЕбень –
результат: бЕреза – бЕлая
5. Изобразить словарное слово, объединенное
с ассоциативным образом (рисунок и/или
пересечение слов через сомнительную
орфограмму).
6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести
вслух найденный ассоциативный образ,
представляя их объединение и связывающую
их сомнительную орфограмму.
Нельзя навязывать ученику
свои ассоциации.
Ценность – наличие у
каждого своего ассоциативного образа
при данных требованиях: связь и общая
заданная орфограмма.
Эта методика – не догма,
а источник творчества.
Примеры словарных слов
и ассоциативный образ:
гАзета – бумАга
дИректОр – крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕй – бЕлый, снЕг
кАпуста – зАяц
кАрандаш – грАнь, бумАга
кАрман – дырА
кОнцерт – нОта, дО, хОр
кОрабль – вОлны, бОцман, кОк
лАдонь – лАпа
мАшина – шинА
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно- образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям.
|
На букве О
очень легко нарисовать помидор, а буква
И - это ножи, которыми можно его разрезать.
Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться
от крика.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения.
Например,
1. Прочитайте "по цепочке".
2. Прочитайте словарь хором.
3. Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.
4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
5. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
6. Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.
7. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.
8. Прочитай
пятое слово, не заглядывая в словарь,
назови его соседей.
Береза
и собака, капуста и директор, иней и корабль...
Что общего в этих словах? Ответ прост,
все они - словарные слова из школьного
словаря для начальных классов.
Словарные слова, как и таблицу
умножения, надо знать наизусть. Вот только
таблица умножения помещается на половине
тетрадной странички, а словарных слов
- огромный толстый словарь, и написание
этих слов не поддается никакой логике.
Их надо учить и учить, часто возвращаясь
к одному и тому же слову. Хорошо, если
ребенок много читает и у него развита
интуиция. А если он уже несколько лет
не может запомнить написания слов "абрикос"
и "лопата"?
Работа по правописанию словарных
слов - трудная и кропотливая. Она продолжается
из урока в урок, оставаясь в памяти учеников
после применения учителем особых приемов.
Словарные
слова - одна из проблем
начальной школы.
Если проблема не решена, то она превращается
в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в
начальной школе, естественно, превращаются
в проблемы среднего звена, а далее...
Важно помнить: 1. Заниматься ежедневно
по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов
на неделю.
Для запоминания слов использовать следующие задания.
1. Чтение слова учащимися.
2. Объяснение значения слова (если ребенок
не знает значение слова, предложите ему
воспользоваться словарем).
3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым
цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для
переноса.
4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения
с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки,
поговорки с данным словом.
5. Составление рассказа из группы словарных
слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
6. Картинный диктант (покажите картинки
с изображением предметов, дети записывают
названия этих предметов).
9. Образование единственного числа из
множественного или наоборот (учитель
- учителя, огороды - огород).
10. Образование другой части речи (береза
- березовая, восточная - восток, продавец
- продавать).
11. Выписывание данных словарных слов
в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и
"Деревня");
- по частям речи;
12. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.
13. Придумывание словосочетаний со словарными
словами (помидор красный, улица широкая).
23. Заменить одним словом (человек, который
управляет трактором - тракторист, широкая
проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать
победу - побеждать).
Можно использовать метод
ассоциативного запоминания
слов.
1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа
для речевого развития младшего школьника.
– М., 1990.
3. Аномович Е.А. Русский язык в начальных
классах. – М., 1989.
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения
орфографии. – М., 1989.
5. Власенков А.И. Развивающее обучение
русскому языку. – М., 1993.
6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития
речи // В защиту живого слова. – М., 1989.
7. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших
школьников. – М., 1989.
8. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. –
М., 1994.
9. Костомаров В.Г. Русский язык среди других
языков мира. – М., 1985.
10. Липкина А.И. Работа над устной речью
учащихся. – М., 1993.
11. Львов М.Р. Методика обучения русскому
языку в начальных классах. – М., 1983.
12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского
языка. – М., 1983.
13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому
языку. – М., 1990.
14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся
на уроках русского языка. – М., 1994.
15. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в
третьем классе. – М., 1991.
16. Рождественский Н.С. Обучение орфографии
в начальной школе. – М., 1975.
17. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и
др. Методика начального обучения русскому
языку. – М., 1978.
18. Федоренко Л.П. Методика русского языка.
– М., 1984.
19. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием.
– М., 1985.
20. Яковлева В.И. Слово о словарном слове.
– М., 1989.
Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе