Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:49, курсовая работа
Цели исследования: - изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы, изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к начальным классам, провести практическую проверку полученных результатов.
Задачи исследования:
-анализ литературы по данной проблеме;
-рассмотрение различных подходов к словарной работе;
-разработка разнообразных методик словарной работы;
-выявление и осуществление, применение, выработка рекомендаций по усовершенствованию словарной работы.
Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
"Методы и приемы словарной работы
на уроках русского языка в начальной
школе"
Содержание
Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические
основы темы "Методы и приемы словарной
работы на уроках русского языка в начальной
школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы
Введение
"Соприкосновение
крупиц педагогического опыта с искорками
критической мысли может родить интересную
идею, соприкосновение же педагогической
практики с интересной идеей может родить
творческую педагогическую деятельность".
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал не только образованным, но и отзывчивым, интеллигентным человеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе и прекрасное.
Начальное
образование является первичной ступенью
обучения ребенка. Оно дает ему систему
знаний для дальнейшего использования
их в процессе жизнедеятельности. Восприятие,
накопление и понимание информации зависит
напрямую не столько от рода занятий, сколько
от способа, качества и формы подачи их
от обучающего к обучающемуся. Качество
и количество воспринимаемой информации
напрямую зависит от вербальных средств
передачи информации. Одним из вербальных
средств общения является речь. Для свободного
овладения устной и письменной речью требуется
наличие важного условия – богатство
материала этой речи. Материал для устной
и письменной речи заключается в обилии
слов, оборотов речи, умение слагать их
в одно стройное целое.
Для выполнения условия хорошей устной
и письменной речи необходимо знакомить
детей со словесным богатством родного
языка и вырабатывать в них умение слагать
эти слова в предложения для того, чтобы
они могли толково, правильно и свободно
передавать свои и чужие мысли.
Школа не исполнит одной из своих прямых
и главных обязанностей, если учащиеся
не сделаются словесными настолько, чтобы
слово стало послушным орудием его мысли.
Перевод слов из пассивного словаря учащихся
в активный, а также умение правильно и
грамотно излагать свои мысли в письме
является необходимым элементом обучения
словарной работе на уроках русского языка
в начальных классах. В настоящее время
проблема словарной работы на уроках русского
языка является наиболее актуальной.
В курсовой
работе проведены анализ и описание различных
приемов словарной работы на уроках русского
языка в начальной школе. Объектом исследования
является проблема организации словарной
работы на уроках русского языка в начальных
классах.
Предметом исследования является методика
словарной работы на уроках русского языка
в начальных классах, методические средства,
позволяющие предупредить орфографические
ошибки.
Цели исследования: - изучить методику
словарной работы на уроках русского языка,
раскрыть исторические и психологические
аспекты данной темы, изучить состояния
и перспективы развития рассматриваемого
вопроса по отношению к начальным классам,
провести практическую проверку полученных
результатов.
Задачи исследования:
-анализ литературы по данной проблеме;
-рассмотрение различных подходов к словарной
работе;
-разработка разнообразных методик словарной
работы;
-выявление и осуществление, применение,
выработка рекомендаций по усовершенствованию
словарной работы.
Глава I. Исторические
и психолого-педагогические основы темы
"Методы и приемы словарной работы на
уроках русского языка в начальной школе".
В последние
годы к методике обучения русскому
языку в начальных классах
возрос интерес ученых-методистов и
учителей-практиков, особенно к проблемам
словарной работы на уроках русского
языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями
современной психологии и психолингвистики
в области речевого развития ребенка и
психологии речевой деятельности (А.А.
Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых,
школа претерпела поистине радикальные
преобразования. Они в значительной степени
коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных
учебных предметов, как русский язык. Модернизация
содержания учебных программ и форм ученической
деятельности, открывающая путь к большой
активности и самостоятельности ребенка,
к развитию его творческих способностей
и гармонии, привела к появлению на рынке
образовательных услуг многих новых и
различных по своему характеру учебников
и учебных пособий, в-третьих, тем, что
в методике обучения русскому языку большое
внимание уделяется грамматическому и
коммутативному направлениям, как определяют
эти направления японские методисты "языковым
существованиям".
Вопрос об изучении словарной
работы в начальной школе был поставлен
крупнейшими методистами еще в прошлом
веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским,
К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности,
Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость
словарной работы на уроках не только
с целью обучения грамотному письму, но
и для большего понимания учащимися лексического
значения слов. Именно это понимание гарантирует
точный и осознанный выбор слов в условиях
естественной речи. Важность словарной
работы на начальной ступени обучения
русскому языку, ее развивающий характер
отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский.
Он считал, что творческие упражнения
во время словарной работы интересны детям,
"представляя для них нечто вроде игры
в слова". Такие упражнения подготавливают
учащихся к орфографии, а также дают детям
"власть над тем запасом слов, который
бессознательно лежит в их памяти".
Сторонник и последователь
К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал
на необходимость организации уже в начальных
классах наблюдений над составом слова
с целью более глубокого проникновения
в его смысл. Такая работа, как отмечал
Д.И. Тихомиров, укажет, "где и как грубая
материя слова хранит зародыш значения,
зерно понятия", будет способствовать
тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение
слова, родство между словами, познакомится
с семейством слов от одного общего корня".
И.И. Срезневский также считал,
что словарная работа по образованию слов
"естественно соединяется" со "вниманием
в смысл слов и выражений".
Таким образом, ученые-методисты связывали
словарную работу с развитием мыслительных
способностей.
Обращаясь к идеям крупнейших методистов
прошлого, можно сделать важный вывод
общеметодического плана: специально
организованные наблюдения за словарной
работой помогают глубже усвоить лексику,
способствуют обострению внимания к слову,
развитию языкового чутья и языкового
мышления.
В связи
с этим представляется очевидным, что
словарная работа в школе не может
ограничиваться исключительно упражнениями.
Нет сомнений в том, что синтетическая
деятельность находится в тесной связи
с аналитической. Словообразовательный
анализ позволяет проникнуть в суть смысловых
отношений между словами, как в языке,
так и в речи.
"Словарная работа – это
не эпизод в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически
целесообразно построенная работа, связанная
со всеми разделами курса русского языка",
- писал известный ученый-методист А.В.
Текучев.
Неоценимую помощь в совершенствовании
методики изучения русского языка оказал
М.Р. Львов. Он говорил, что слово – важнейшая
единица языка. Современный русский язык
располагает огромным словарным запасом.
В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова
содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном
"Словаре современного русского литературного
языка" – около 130 тысяч слов. Это –
общеупотребительная лексика. Усвоение
огромного лексического запаса не может
проходить стихийно. Одной из важнейших
задач развития речи в школе является
упорядочение словарной работы, выделение
основных ее направлений и их обоснование,
управление процессами обогащения словаря
школьников.
2. Психологические основы развития словарной
работы.
Среди многочисленных работ
ключевое место в психологической теории
Льва Семеновича Выготского занимает
монография "Мышление и речь".
Объединением двух понятий, вынесенных
в название своего научного труда, Л.С.
Выготский обозначил сложнейшие проблемы
психологической науки XX века. Центральным
моментом в ней, как показывает автор,
"является, конечно, вопрос об отношении
мысли к слову. Все остальные вопросы,
связанные с этой проблемой, как бы вторичны
и логически подчинены этому первому и
основному вопросу, без разрешения которого
невозможна даже правильная постановка
каждого из дальнейших и более частных
вопросов". "Решение этой проблемы,
которое предлагалось различными исследователями,
- читаем мы в монографии, - колебалось
всегда и постоянно – от самых древних
времен и до наших дней – между двумя крайними
полюсами – между отождествлением, полным
слиянием мысли и слова, и между их столь
же метафизическим, столь же абсолютным,
столь же полным разрывом и разъединением".
Учебный предмет "Русский язык"
в школе является, таким образом, не только
предметом, дающим знания, необходимые
для практической деятельности, но и предметом,
формирующим ребенка как Человека. Определяя
методы научного анализа в своей монографии,
Л.С. Выготский выделяет "анализ, расчленяющий
сложное единое целое на единицы. Под единицей,
- пишет он, - мы подразумеваем такой продукт
анализа, который в отличие от элементов
обладает всеми основными свойствами,
присущими целому, и который является
далее неразложимыми частями этого единства".
Кирпичиком, ведущим к образованию
ассоциаций или связей, Л.С. Выготский
считал слово, а также работу над словом.
По сути дела затрагивается главная проблема
содержания любого учебного курса. Такая
сложная и многозначная ткань, как русский
язык, в процессе его изучения всякий раз
подвергается анализу, в ходе которого
рассматриваются отдельные его части.
Обучение не приведет к желаемому успеху,
если за единицами ребенок не увидит элементов,
если родной язык не предстанет перед
ним в своем единстве и во всей полноте.
Научные установки психолога
обращают нас к наследию К.Д. Ушинского,
усиливают понимание того, почему великий
педагог на первое место ставит развитие
"дара слова". Выделяя слово как живую
клеточку, содержащую в простом виде основные
свойства, присущие речевому мышлению,
психолог идет к четкому отграничению
двух основных функций слова. Одна из них
является указанием на предмет, действие
или качество, которую он назвал предметной
соотнесенностью слова. (Окно – это окно,
стол – это стол).
Вторая, не менее важная функция
– функция значения. Именно значение слова
претерпевает в развитии ребенка существенные
преобразования. Определяя значение слова,
Выготский подчеркивал, что слово не ограничивается
указанием на тот или иной предмет, но
также вводит этот предмет в систему связей
и отношений, анализирует и обобщает его.
Обращаясь к метафоре, можно сказать, что
значение слова – это своеобразное увеличительное
стекло, сквозь которое мы смотрим на мир.
Постоянное расширение значения слова
в сознании ребенка позволяет повышению
более глубоким и широким взглядом проникнуть
в окружающий мир. Например, слово чернильница
указывает не только на предмет, но и на
то, что этот предмет имеет отношение к
цвету (черный), относится к классу предметов,
имеющих орудийное значение (суффикс -ил-),
является вместилищем чего-то (как сахарница).
Существенным является то, что работа
над словом не ограничивается толкованием
его значения, но и также направлена на
углубленный анализ предмета, обозначенного
данным словом. Слово вводит предмет в
широкую систему связей. Например, слово
рыбак вызывает такие связи, как рыба,
удочка, вода, река и т.д.
Слово, как известно, обобщает.
Когда мы говорим "книга", мы имеем
в виду любой предмет, которому могут быть
приписаны свойственные ему качества.
Интересно, что психологические интерпретации
предметной отнесенности и значения слова
уходят корнями в глубины русской филологии.
Невольно удивительные приходят по своей
тонкости аналогичные наблюдения, сделанные
в свое время и отраженные в "Словаре
живого великорусского языка" В.И. Далем.
Так, читая одну из его словарных
статей, мы находим, что топор – "железное,
настольное орудие, для тески и рубки,
в котором отличают: лопасть с лезом и
обух с проухом, а обух насаживают на топорище,
деревянную рукоять, кривую, выкаченную".
В.И. Даль объясняет, что существуют разные
топоры. "Топор плотничий, с широкою
тонкою лопастью и с острым носком"
и т.д. В данной словарной статье жизнь
слова "топор" показана в системе
устойчивых словосочетаний, пословиц
и поговорок.
Иными словами, если слово вводит предмет
в широкую систему связей, то описание
и объяснение этих связей предмета является
наилучшим способом толкования значения
слова.
Для методики русского языка
представляет определенный интерес то,
что одним из критериев, определяющих
речевое развитие ребенка, является широта
и глубина различных ассоциаций или связей
вокруг предмета, о котором идет речь.
Однако, как показывает М.Т. Ярошевский,
современный выдающийся психолог-энциклопедист
: "истинное понятие рождается, когда
признаки различных явлений группируются
в общности не путем ассоциаций, а на основе
внутренне связанных логических операций
анализа, синтеза, классификации, движения
мысли от частного к общему и от общего
к частному". Эффектом таких операций
служит обретение словом теперь уже нового
значения, отличного от синкретов и комплексов.
Возникает понятие как "логически обобщенный
умственный образ»
Работа
над словом в учебном процессе, таким
образом, является работой, направленной
на развитие речи и развитие мышления.
Формирующая мысль требует для своего
выражения языковых средств, от богатства
которых зависит точность и глубина мысли,
в свою очередь, и качество речи находится
в зависимости от предмета мысли.
Л.Н. Толстой говорил: "Почти
всегда непонятно не само слово, а то понятие,
которое выражается словом. Слово почти
всегда готово, когда готово понятие. Поэтому
есть все основания рассматривать значение
слова не только как единство обобщения
и общения, коммуникации и мышления".
Данное положение объясняет
попытки многих авторов расширить содержание
современных учебников и программ учебного
предмета "Русский язык" посредством
включения в него знаний энциклопедического
характера, упражнений и заданий, направленных
на повышение познавательной самостоятельности
и активности детей, развитие творческих
способностей, организации обучения на
основе решения субъективно-творческих
задач. При соблюдении различных объемов
и пропорций в этом видится одна из плодотворных
идей.
Словарная работа – одна из
проблем начальной школы. Если проблема
не решена, то она превращается в тяжелый
груз, который в ответственный момент
жизни человека может его подвести.
Начальное обучение – важное
время жизни для тех, кого мы называем
будущие члены общества. То, как проходит
этот особый период развития детей, может
существенно отразиться на их дальнейшей
судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.
Приемы словарной работы на
уроках русского языка в начальной школе
тесно связаны с изучением безударных
гласных, непроверяемых безударных гласных
корня.
Повышение орфографической грамотности
учащихся остается одной из важнейших
проблем методики преподавания русского
языка в начальной школе. "Начальная
школа призвана обеспечить формирование
прочных навыков грамотного письма",
- подчеркивается в Основных направлениях
реформ общеобразовательной и профессиональной
школ.
Вопрос о безударных гласных,
как одной из важнейших проблем словарной
работы, по всеобщему призванию, является
основным в русском правописании. На изучение
безударных гласных в корнях слов, в приставках,
суффиксах и окончаниях, в соединительных
гласных и т.д. затрачивается наибольшее
количество времени в школьном курсе русского
языка. При усвоении написания слов с безударными
гласными учащиеся испытывают наибольшие
трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные
ошибки на безударных гласных, встречающиеся
в письменных работах учащихся всех возрастов,
вплоть до оканчивающих среднюю школу.
У большинства школьников, допускающих
такие ошибки, просьба учителя сформулировать
орфограмму не вызывает особых затруднений.
Однако необходимость применить давно
знакомое правило в несколько неожиданных
условиях, требующих не механического
повторения привычного алгоритма, а осознанного
подхода, оказывается для многих почти
неразрешимой задачей.
Это объясняется самой природой
гласных звуков. В отличие от согласных,
которые, по образному выражению одного
из грамматистов, являются берегами нашей
речи, гласные звуки вливаются в речевое
русло, как вода, едва различимыми струями,
принимая разнообразные формы.
В пределах одного и того же
языка различные диалекты его отличаются
преимущественно гласными звуками. Даже
в корнях слов, являющихся основными элементами
нашего языка, они произносятся вполне
определенно и отчетливо только под ударением,
а в безударном положении изменяют свое
звучание. Поэтому в словах между гласными
буквами и звуками, которые обозначаются
этими буквами, часто не наблюдается соответствия.
Таким образом, перед учителем
начальных классов стоит очень серьезная
задача – добиться, чтобы учащиеся овладели
навыками правописания безударных гласных
в корнях слов. В качестве отправной точки
служит, с одной стороны, ударение, с другой
– словоизменение и словообразование.
Необходимо научить детей видеть свои
ошибки, выработать у них так называемую
"орфографическую зоркость", добиться
определенной самостоятельности орфографического
мышления.
Чем богаче активный словарь человека,
тем содержательнее, доходчивее, грамотнее
и красивее его устная и письменная речь.
Словарной работе в школе уделяют мало
времени, нередко она носит случайный,
эпизодический характер, отчего и речь
учащихся формируется и выправляется
медленнее, чем того хотелось бы.
Учителя часто использывают
на своих уроках слова с безударными гласными,
не проверяемыми ударениями, при объяснении
нового материала (в примерах, иллюстрирующих
то или иное грамматическое правило), в
контрольных диктантах.
При проверке домашнего
задания по учебнику непременно нужно
спрашивать детей, все ли слова, встречающиеся
в тексте, известны, понятны. Нельзя оставлять
без внимания ни одного непонятного слова
с непроверяемым написанием, встретившегося
в учебнике "Русский язык" или в "Книге
для чтения". Необходимо учить видеть
такие слова в рассказе, стихотворении,
научной статье, находить им объяснение,
записывать в индивидуальные словарики.
Индивидуальные словарики должны быть
у каждого ученика. Откуда записывают
ученики слова? Из любого текста, прочитанного
ими.
В
I классе и первом полугодии II класса слова
в словарики записывают коллективно. Например,
слова: береги работу, поработали, работой,
работает (слова берутся из упражнения).
Когда дети "познакомились" со словами
работа, рабочий, то в своих словариках
нашли слова, им "родные".
При знакомстве с новым словом
с непроверяемым написанием работа проводится
в такой последовательности: чтение слова
с доски, таблицы, из индивидуального словарика
(если это слово кто-то из учеников записал
раньше), обозначение ударения, выделение
корня, нахождение безударной гласной,
не проверяемой ударением, проговариваем
слово вслух, письмо слова в тетрадях,
разбор слова по составу, подбор родственных
слов, этимологический анализ (если возможно
и необходимо), составление с данными словами
словосочетания, предложения (устно и
письменно).
Работа по учебнику должна
связываться с изучением трудного слова.
Сначала ученики под руководством учителя,
а потом сами находят в текстах упражнений
трудные слова, подбирают к ним родственные,
составляют предложения. Например, встретилось
слово "облака". Дети переговаривают
его, записывают в тетради, рядом пишут
родственные слова. Запись выглядит так:
облака – облако, облачко, облачное (небо).
Затем составляют предложения: "По небу
плыли легкие облака. Облачное небо предвещает
осадки. Тяжелое облако повисло над домом".
Такая работа со словами, которых нет в
"Словаре" учебника, создает возможность
обогатить словарный запас ученика, способствует
развитию его речи, вырабатывает умение
самостоятельно находить трудное слово,
воспитывает уважение к учебнику как главному
источнику знаний и умений.
Можно
использовать словарные диктанты, состоящие
из отдельно взятых слов и словосочетаний.
Можно диктовать слова и словосочетания
по темам, охватывающим многие стороны
жизни людей, животных: птицы, овощи, город,
магазин, почта, столовая, сад, библиотека,
завод, одежда, огород, мебель, комната
и т.д. Например, по теме "Магазин":
молоко, творог, масло, макароны, мясо,
сахар, компот; по теме "Школьная жизнь":
девочка, дежурный, завтрак, карандаш,
класс, календарь, коллектив, ребята, тетрадь,
товарищ, ученик, экскурсия.
Крайне важно определить
работу над словом из "Словаря" от
работы над усвоением тех или иных внепрограммных
понятий. Работа над внепрограммным словом
обычно проводится следующим образом.
Обращаясь к второклассникам: "В упражнении
вам встретилось слово "каникулы".
В "Словаре" учебника это слово отсутствует,
но вы будете употреблять его как в устной,
так и в письменной речи. Сейчас поработаем
с ним". Показываем карточку со словом
каникулы, где обозначено ударение, красным
цветом выделена гласная "а". Учащиеся
хором и индивидуально произносят его,
записывают на доске и в тетрадях, рядом
пишут родственное слово каникулярное
(время), устно составляем предложения.
Потом сообщается детям "Все знакомы
со словом каникулы, но не каждый знает,
что это любимое всеми слово связано с
небом. В переводе слово каникулы означает
собачки (по-латыни канис - собака). Каникулой
древние римляне именовали самую яркую
звезду Сириус. Каникула – Сириус – каждый
год появлялась на небосводе в июле, в
самый разгар лета по нашему календарю.
Но так как в июле обычно начиналось жаркое
время года, когда студентов, школьников
освобождали от занятий, то в честь звезды
эти дни и прозвали каникулярными, каникулами.
Сначала каникулами называли только летний
отдых, но потом привычное каникулы стало
относиться вообще ко всякому перерыву
в учении".
Можно работу над трудными
словами проводить в минуты, отведенные
на чистописание.
Хорошо зарекомендовал
себя такой вид работы, как вариативный
диктант, обеспечивающий большую самостоятельность.
Проверку лучше проводить по "Словарю"
учебника, по индивидуальному словарику;
ученики меняются тетрадями, проверяя
друг друга, подчеркивают карандашом неверную
орфограмму.
Положительный эффект дает сочетание
видов заданий и приемов работы со словом,
давно уже нашедших место в методике преподавания
русского языка, с усвоением той или иной
темы. Вот несколько примеров. Тема "Предложение"
I класс.
Москва – столица России. Москва – самый
главный город страны. В Москве работает
правительство. Машина помогает человеку
в работе. Все работы хороши. Мой старший
брат шагает на работу. Тетрадь, карандаш,
пенал – учебные вещи ученика. Мы любим
русский язык.
Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе