Методы и методические приемы проведения лекционных занятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:04, доклад

Описание работы

Как один из словесных методов обучения лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью и большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений . В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей и др.

Работа содержит 1 файл

методы обучения лекция ГОТОВО1.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Методы  и методические приемы проведения лекционных занятий. 

Как один из словесных  методов обучения  лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью и  большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений . В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей и др.  

 В связи с  этим ниже представляется передовой  педагогический опыт, позволяющий  выделить несколько разновидностей лекций, каждой из которых присущи свои методы изложения материала.  

Лекции                                                     Лекционный  метод изложения  учебного материала 
Вводная лекция                                      Популярное ,ориентирующее  изложение
                                                                             Установочная лекция                                                                               Наглядный метод

Репродуктивный  метод 

Проблемное изложение материала

Лекция - беседа Рассказ, объяснение с иллюстрацией                                                                              Беседа

  Объяснительно –  иллюстративный метод

Академическая («базисная») лекция: Традиционная

Проблемная

Лекция - дискуссия

                                                              Репродуктивный метод                                                                 Проблемный метод

  Метод  дискуссии                                                                                                                          

Лекция  спецкурса                                                Аналитический метод 

Проблемный  метод

Обзорная  лекция (Консультация) Репродуктивный  метод 

Повествовательное изложение материала Проблемный метод

Итоговая, заключительная лекция Репродуктивный  метод 

Аналитический метод 

Метод дискуссии

 
 

Основным методом  изложения вводной лекции является популярное чтение лекции, заинтересовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем, познании нового, расширении своего кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы ученики могли себе представить, что они будут изучать, какими знаниями и умениями они обогатятся.

 

 При проведении  установочной лекции применяется  наглядный метод , репродуктивный метод и метод проблемного изложения материала с тем, чтобы учащиеся поняли суть поставленных вопросов для последующего их решения методом самостоятельной работы – будут основными на установочной лекции  

Лекция – это  беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал.

Метод чтения академической  лекции зависит от численности аудитории. Традиционно материал чаще всего  приходится излагать монологически, применяя репродуктивный или объяснительно  иллюстративный метод, обращаясь реже к проблемному. Используя проблемный метод – преподаватель  ставит проблему, создаёт проблемную ситуацию и сам показывает пути и способы её решения. Преподавателем  может использоваться метод дискуссии в сочетании с проблемным методом. Появляется возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал усваивается не на уровне воспроизведения, а более осознанно, на уровне творчества.  

Лекция  спецкурса. Отличается узкой конкретизацией изучаемого предмета, большой практической направленностью с применением аналитического и проблемного методов.   

Обзорная  лекция (лекция –  консультация) проводится, как правило перед экзаменами, зачётами. Применяется репродуктивный метод, проблемный метод, практический метод. 

Итоговая (заключительная) лекция. На лекции применимы репродуктивный (изложение), аналитический (что мы узнали? Как это можно применить в своих знаниях, в практике, в дальнейшей жизни?…), дискуссионный методы («Порассуждаем?»).

При подготовке к  лекции преподаватель  должен вычленить  для себя решение двух проблем: каким должно быть содержание лекции, как его построить, и вторая проблема – какие методы и методические приёмы будут использованы. 

Определяя логику построения лекции, следует четко  определить каким  методом изложения  вы будете пользоваться - методом индукции, дедукции или аналогии: 

Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.  

Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.  

Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон.

Вместе с тем, не должно быть чрезмерного увлечения в лекции «критическим анализом», для этого имеются научные конференции и научная литература, которую следует предложить студентам для дополнительного изучения. 
 

Репродуктивные  и проблемно поисковые  методы обучения.

Репродуктивные и  проблемно поисковые методы обучения вычленяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучаемых в познании новых понятий, явлений и законов.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации 

При подготовке к лекции преподаватель  должен вычленить для  себя решение двух проблем: каким должно быть содержание лекции, как его построить, и вторая проблема – какие методы и методические приёмы будут использованы.

Таким образом, лекция не должна превращаться в «театр одного актера», где лектор монотонно вливает знания в головы студентов, которые пассивно слушают предлагаемый им материал. Студенты должны быть активно вовлечены в процесс обучения, участвуя во всех видах деятельности, предлагаемых преподавателем.  

Организация обратной связи - наиболее уязвимый участок работы преподавателя. Здесь в наибольшей степени требуется профессиональная подготовка и опыт. Опрос - это первая проверка на практике полученных знаний, это важнейший вид упражнений. В процессе опросов знания закрепляются, совершенствуются речь и мышление. 

Индивидуальный  опрос - самый простой способ опроса. Преподаватель ставит перед аудиторией вопрос, несколько секунд выжидает, чтобы все студенты хотя бы некоторое время подумали, затем вызывает кого-либо из намеченных студентов. Студент ответил, преподаватель обращается к аудитории с предложением дополнить или исправить ошибки, допущенные при ответе. Затем ставится новый вопрос и повторяется то же, что и при первом вызове. Преподаватель успевает опросить таким образом от 2 до 4 человек.  

Индивидуальный  опрос имеет ряд преимуществ. Вся аудитория слушает одного человека. Ответ устный, самостоятельный. Оценка ответа, обычно ставится за все качества ответа: за знание фактического материала, за логическую стройность изложения, выразительность и точность языка.

Но индивидуальный опрос имеет недостатки. Отвечает один студент, трудно держать в напряжении всю аудиторию, при индивидуальном опросе возможно опросить лишь небольшое количество студентов. При помощи индивидуального опроса невозможно проверить навыки студентов в составлении планов и тезисов, решении задач, выполнении практических работ. 

Фронтальный опрос - это контрольный опрос на занятии, проверка степени и основательности усвоения учебного материала, который уже объяснялся. Оценка выставляется за всякий ответ, незнание материала - уже пробел в знаниях, который нужно заполнять.  

Фронтальный опрос  имеет ряд положительный качеств:  

  • позволяет охватить проверкой многих студентов;
  • выработать способность к краткому, но точному ответу;
  • обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию;
  • вовлекает в работу аудиторию, держит в напряженном внимании всех студентов;

Но имеются и  существенные недостатки фронтального опроса:  

  • ответы слишком  кратки, не приучают к развернутым  ответам;
  • не отрабатываются переходы от одной мысли к другой;
  • не позволяет вскрыть всей глубины знаний студентов;
  • недостаточно развивает логическую и языковую культуры студентов.
 

Комбинированный опрос дает возможность за сравнительно небольшое время проверить знания студентов по большому разделу программы. Многие преподаватели очень часто проводят письменные работы, что позволяет непрерывно следить за процессом усвоения знаний теоретического курса и навыков в применении полученных знаний на практике.

В целях систематической  проверки знаний студентов по каждой теме и недопущения образования  пробелов, преподаватель проводит так  называемый тематический учет. После  каждой темы проводятся контрольные работы, обобщающие опросы. 

Анкетный  опрос - это методический прием может использоваться, чтобы поощрить участие в лекции, или как отправная точка для обсуждения в группах.  

Лектор подготавливают ряд вопросов, охватывающий основные вопросы лекции. Их раздают учащимся до начала лекции, и предоставляют время для подготовки ответов индивидуально или, при возможности, парами или малыми группами. Если они полностью незнакомы с темой, их нужно попросить дать предположительные ответы. После этого лектор  делает обзор анкетного опроса, а слушатели поднятием рук подтверждают сделанный ими выбор при прочтении каждого возможного ответа.  

Учащихся с различными ответами на один и тот же вопрос нужно просить объяснять свои ответы, что часто будет вести к живому обсуждению. Лектор может после этого дать правильный ответ и объяснить, при необходимости, его более подробно. Слушателям обычно интересно узнать правильный ответ и, поэтому, они будут слушать более внимательно, чем в случае, когда бы лекция читается без анкетного опроса. 

Мозговой  штурм . Это - упражнение, в котором участников группы (большой или малой) просят высказать как можно больше идей по данной проблеме. Например, преподаватель может подвергнуть мозговому штурму вопрос о выработке потенциальных мер для предотвращения возникновения определенной угрозы здоровью населения в связи с загрязнение окружающей среды. По времени мозговой штурм должен быть ограничен 3-5 минутами. Преподаватель записывает каждую идею на доске или на пленке для эпидиаскопа по мере ее высказывания . Во время мозгового штурма не разрешаются никакие комментарии о высказанных идеях. После того, как все идеи занесены в список, преподаватель вместе с группой дает оценку каждой идее и располагает их по приоритетам. Это может привести к интересным спорам при обсуждении достоинств каждой идеи. 
 
 

Групповое обсуждение парами.

Преподаватель может  попросить группу на короткое время  разбиться на пары для выработки  идей по какой-нибудь проблеме. После краткого обсуждения парами заданного вопроса, преподаватель просит огласить некоторые из появившихся идей, записывает их на доске и использует их как помощь при задании направления последующего обсуждения. 

Информация о работе Методы и методические приемы проведения лекционных занятий