Методы формирования сознания личности, или убеждения, в процессе занятий спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

В обыденной воспитательной деятельности педагог может и не задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании определённой совокупности возможных решений данной воспитательной задачи. Овладение методами воспитания позволяет воспитателю не просто отвечать на вопрос: «

Работа содержит 1 файл

ПедагогикаФКиС.doc

— 91.00 Кб (Скачать)


 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

Дисциплина «Педагогика физической культуры и спорта»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ТЕМА:

«МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ИЛИ УБЕЖДЕНИЯ, В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент заочной формы

обучения,  гр. ___,

специализация _____________________

ФИО

 

Проверил:

____________

/____________/

 

 

Малаховка, 2011


Оглавление

 

Введение

Методы воспитания

Метод убеждения

Заключение

Список литературы


Введение

Тема моей работа «Методы формирования сознания личности, или убеждения, в процессе занятий спортом» выбрана мной по указанию преподавателя. Но данная тема интересна мне, как действующему тренеру. Я считаю, что данный материал поможет мне при планировании занятий.

В обыденной воспитательной деятельности педагог может и не задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании определённой совокупности возможных решений данной воспитательной задачи. Овладение методами воспитания позволяет воспитателю не просто отвечать на вопрос: «Что делать каждый день?», а определять, что нужно делать дальше. Выбор конкретных педагогических методов зависит от многих, порой случайных факторов: состояния ребёнка и коллектива, предмета общения, особенностей творческого стиля педагога, внешних обстоятельств и др. Применение таких методов лишь частично поддаётся планированию, поскольку является реакцией на вновь возникшую ситуацию. Выбор же системы методов воспитания обусловливается закономерными факторами (уровень зрелости коллектива, возрастные особенности детей, степень их духовно-нравственного развития, необходимость в новых формах отношений между педагогами и детьми и др.) и представляет собой качеств, изменение основных параметров воспитательного процесса.


Методы воспитания

Метод воспитания в переводе с греческого означает путь, поэтому это путь достижения заданной цели воспитания.

Метод – это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки положительных качеств.

Метод воспитательного воздействия – это особый способ организованной педагогической деятельности, направленный на решение конкретной воспитательной задачи по формированию определенного личностного качества.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов.

П.И. Пидкасистый предлагает следующую группировку методов воспитания:

1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

По характеру методы воспитания делятся на:

            убеждение,

            упражнение,

            поощрение

            наказание.

В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как:

            объяснительно-репродуктивные,

            проблемно-ситуативные,

            методы приучения и упражнения,

            стимулирования,

            торможения,

            руководства,

            самовоспитания.

Классификация методов воспитания на основе направленности (И.Г.Щукина):

1. Методы формирования сознания личности

      убеждение;

      рассказ;

      объяснение;

      разъяснение;

      лекция;

      этическая беседа;

      внушение;

      инструктаж;

      диспут;

      доклад;

      пример.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:

      упражнения;

      приучение;

      педагогическое требование;

      общественное мнение;

      поручение;

      воспитательные ситуации.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности

      соревнования;

      поощрение;

      наказание.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. 


Метод убеждения

Центральным методом воспитательного воздействия является метод убеждения. Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Предполагаются самые разнообразные способы убеждающего воздействия:

      информационно-доказательные (рассказ, объяснение, разъяснения, лекции, инструктаж);

      самостоятельный поиск воспитанниками информации (наблюдения, экскурсии, походы, экспедиции, библиографический поиск, поиск через СМИ);

      творческая самостоятельная работа ;

      самоубеждение через обсуждение проблемы и убеждение других (доклад, дискуссия, диспут, конференция).

Необходимым условием успеха в спорте и важным фактором нравственного совершенствования личности спортсмена является его творческая самостоятельная работа. В.Л. Марищук, Е.А.Пеньковский считают, что тренеру-воспитателю целесообразно знать ряд условий, определяющих успешность формирования убеждений:

      воспитатель должен иметь достаточно высокий авторитет у воспитуемых, быть образцом нравственности;

      невозможно убедить других, не будучи убежденным самому;

      стремясь сформировать убеждение у своего подопечного, тренер-воспитатель должен вызывать сопереживание, чувство гордости, ощущение радости или эмоционального подъема;

      убеждение нельзя формировать путем нотаций, декларирования, необходимы аргументы, доводы, яркие факты; необходимо подвести воспитуемого к собственному правильному решению

Среди приемов убеждающего воздействия выделяют следующие: «уважение», «сочувствие», «предостережение». Убеждая, необходимо использовать способы влияния на психическую сферу формирующейся личности спортсмена, среди них внушение, заражение, подражание. Остановимся на подражании.

Юные спортсмены наиболее часто выбирают жизненные примеры следующим образом:

1) выбор идеала определяется увлекательным течением событий, ярким рассказом, интересной книгой, кинофильмом, вызывающим восхищение. Характерно для младшего школьного возраста (7-10 лет);

2) образец близок к выбирающему, он имеет, по мнению подростка, тот же характер, но более сильный, те же жизненные устремления, нередко занимается тем же видом спорта, живет в том же дворе, учится в той же школе. Типично для подростков (11-14 лет);

 3) идеал наделен чертами, противоположными чертам данного человека. Так, неуспевающий в школе выбирает эрудита, безвольный – волевого, скромный – активиста. Так поступает большинство юношей и девушек (более 65%);

4) в основе выбора героя лежит привязанность, признательность, любовь к старшему. Этот путь особенно характерен для части девочек и девушек. Для формирования ценного поведения спортсмена необходимо специально организовывать повседневное повторение в различных обстоятельствах элементов поведенческих актов.

 Выделяют следующие методы формирования привычного поведения:

1.      упражнения;

2.      приучение;

3.      поручение;

4.      конфликтные ситуации;

5.      воспитывающие ситуации.

 Реализация метода упражнения предполагает использование метода убеждения, стимулирующих методов и собственно тренировки привычек культурного поведения

Метод «Приучение» целесообразно использовать тогда, когда требуется за короткий срок сформировать необходимые навыки поведения. Спортивный педагог объясняет воспитанникам, почему надо вести себя именно так, а не иначе; показывает образец правильных действий; требует от детей соответствующего поведения, контролирует его; добивается регулярного повторения требуемого поведения. В.В. Белорусова в методе приучения выделила следующие группы:

а)   приучение к преодолению трудностей спортивной тренировки;

б)   приучение к действиям в коллективе и для коллектива;

в)   приучение к дисциплине путем систематических требований, распоряжений, приказаний и т.д.;

г)   приучение к самостоятельным и инициативным действиям.

 Метод поручения дает возможность спортсмену пережить и проявить свою ответственность перед группой, наставником, самим собой. Важно, чтобы поручение не было формальным.

 Конфликтная ситуация как метод воспитания, заключается в использовании стихийно возникающих острых противоречий в отношениях юных спортсменов в педагогических целях.

Метод «воспитывающих ситуаций» предполагает, не нарушая свободу воспитанников упражнять их в правильном поведении.

Воспитательная ситуация в спорте – это подготовленный тренером фрагмент деятельности детей заранее заданными условиями и обстоятельствами, которые формируют определенный тип отношений. К методам воспитания, активно побуждающим спортсмена к действию, относятся следующие стимулирующие методы:

      поощрение;

      ситуация переживания успеха;

      сюжетно-ролевые игры;

      доверие;

      постановка радостной перспективы;

      снятие напряжения в отношениях;

      обращение к чувству;

      сравнение, соревнование, конкуренция;

      требование;

      общественное мнение;

      метод естественных последствий;

      метод взрыва;

      принуждение.

Охарактеризуем некоторые из перечисленных методов. Доминирующим методом стимулирования социально-ценного поведения спортсмена является поощрение.

Спортивному педагогу необходимо уметь использовать всю гамму поощрений – от доброжелательного взгляда до материальных наград. Каждый воспитанник, занимающийся спортом, должен переживать ситуации успеха. Это ситуации эмоционально позитивного отклика на достигнутую совместно с наставником цель.

 Метод воспитания «снятие напряжения в отношениях» осуществляется в ходе совместного анализа сложившейся ситуации для воспитанника и возможных для него последствий. Обоюдный поиск путей преодоления трудностей, как правило, приводит к обретению ребенком уверенности в своих силах.

Метод «обращение к чувству» предполагает активизацию педагогом одного из многочисленных чувств воспитанника: достоинство, справедливости, самолюбию, любви, состраданию и т. д.

 «Требование» – один из важных методов стимулирования и коррекции поведения ребенка. Различают требование непосредственное и опосредованное. Непосредственное требование бывает прямое и косвенное. Разновидности прямого требования: распоряжение, указание. К косвенным требованиям относятся: намек, совет, просьба, предупреждение.

Опосредованные требования предъявляются через актив и общественное мнение группы.

«Принуждение» – педагогическое воздействие основанное на активном проявлении воли и соответствующих мер воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. Принуждение должно опираться на убеждении и другие методы воспитания. Используются следующие виды принуждения: категорическое требование, запрет, осуждение провинившегося в коллективе, наказание.

Информация о работе Методы формирования сознания личности, или убеждения, в процессе занятий спортом