Методика развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Характеристика педагогических взглядов Е.И. Тихеевой на проблему соотношения общественного и семейного воспитания, определяется вклад автора в теорию и практику дошкольного и начального образования в России, в методику развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе.

Содержание

Введение
1. Научная биография и творческое наследие Тихеевой
2. Методика развития речи
3. Теория дошкольного воспитания
4. Социально-педагогические взгляды Тихеевой
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

развитие.docx

— 35.11 Кб (Скачать)

Таким образом, Е. И. Тихеевой были выделены и  оформлены ведущие компоненты целостной  системы учебно-воспитательной работы с детьми. Одновременно она считала  возможным учитывать культурный уровень русского общества, заниматься культурным просвещением русского народа, в том числе и с помощью  дошкольных учреждений. В частности, она отмечала, что детские сады должны пропагандировать основы своей  работы для ближайшего социального  окружения, возлагая на них ответственность  за подготовку и проведения самых  различных мероприятий для населения  с целью выяснения сущности и  значения дошкольного воспитания, роли детского сада и его организации. Подобная система, по ее мнению, позволяет  привлекать к участию в работе детского сада население и формирует  определенное позитивное отношение  к этим новым типам образовательных  заведений.     

 

 

  1. Социально-педагогические взгляды Е. И. Тихеевой

 

 

    Е.И. Тихеева считала необходимым  активизировать социальную деятельную детских садов за счет активного  привлечения к участию в их работе самих родителей. Совместная с семьей работа ориентирует на единство требований к детям и организованному  воздействию на них. С этой целью  Е.И. Тихеева, учитывая историческую ситуацию, предлагала создание родительских комитетов, проведение ежемесячных родительских собраний, организацию присутственных дней и подготовку открытых мероприятий  и праздников для родителей. Все  эти инновационные для своего времени формы сотрудничества родителей  и ДОУ оказались достаточно перспективными, о чем свидетельствует их наличие  и в деятельности современных  детских садов. В качестве значимого системного компонента своего «метода» Е. И. Тихеева выделяла материальную обстановку детского сада. С этой целью в своем авторском  ДОУ – детском саду по «методу  Тихеевой» она создавала для  активной практической деятельности детей  соответствующие уголки, так как  по ее мнению «для творческого проявления личности нужно определенное место, материалы и орудия». На этом основании  Е. И. Тихеева снабжала дошкольников пособиями, материалами и орудиями для игровой и трудовой деятельности, подчеркивая, что «детей надо не только снабжать предметами, но и обставить  их так, чтобы пользование …было  легко, удобно, целесообразно».     

Она отмечала, что воспитательный потенциал  вещественного мира огромен и  «представляет обильную пищу и глубоко  осмысленную работу органам внешних  чувств и через эти органы развивается  внутренний мир ребенка, обогащая его  глубокими, ценными знаниями и представлениями». Именно поэтому Е. И. Тихеева считала  возможным развивать способности  детей на конкретном, наиболее близком  и интересном материале трех категорий: природный, комплекс дидактических  пособий, обстановка домашней и общественной жизни в их совокупности. Особое внимание Е. И. Тихеева уделяет дидактическому материалу, который рассматривала  как наиболее значимый и эффективный  фактор интеллектуального развития ребенка, облегчающий естественное развитие личности, ее приспособленность  к среде, расширяющий и корректирующий опыт, стимулирующий к разумной самодеятельности. Развивая данную идею, Е. И. Тихеевой была предложена собственная классификация  дидактического материала и его  разделение на «естественный» и «искусственный». Под «естественным дидактическим  материалом» она подразумевает  игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, растения, семена и  др., а к «искусственному» относит  картонный и деревянный материал, построенный по принципу парности и  предназначенный для изучения различных  качеств и свойств предметов. Еще одним значимым для дошкольников видом материала она считала предметы и орудия трудовой деятельности. В связи с этим в своем детском саду ею была создана отдельная комната «трудовых уголков» (столярный, швейный, кухня, прачечная, домоводства, строительный), которые использовались для организации игр детей и обыгрывания различных трудовых процессов и их ценности для практической жизни. В целом, можно говорить, что именно система требований к организации  окружающей ребенка среды, разработанная  Е. И. Тихеевой, представляла собой комплекс характерных для периода реформирования отечественной системы образования  после революции 1917 года подходов к  открытию государственных ДОУ с  набором минимального педагогического  оборудования, позволяющего обеспечить организацию учебно-воспитательной работы с детьми. Ее требования становятся определяющими и концептуальными  для всей системы советского дошкольного  образования вплоть до начала 40-х  гг. и использовались также при  разработке новых проектов детских  садов в России. Целостность и концептуальность педагогической позиции Е. И. Тихеевой обеспечивались также разработанной ею системой управления и организации работы в ДОУ, а также их обеспечением учебно-методическими пособиями и программными материалами. В частности, именно Е. И. Тихеевой были предложены два вида планов-программ: производственные, включающие содержательную характеристику работы в целом, задачи на год; а также педагогические, ориентирующие на содержание текущего процесса воспитания и обучения. Ведение годового плана должно вестись в соответствии с намеченными ключевыми организационными моментами, но сроки их реализации необходимо намечать предположительно. Комплекс занятия в детском саду, по мнению Е. И. Тихеевой должен находиться в строгом соотношении, способствующем развитию всех способностей ребенка. С целью реализации подобного подхода она считала возможным заполнить день пребывания ребенка в детском саду активной деятельностью, которая должна носить более или менее плановый характер, поэтому рабочий день разделялся на две половины: первую, до завтрака она предлагала посвятить занятиям, которые носили определенный, частично обязательный характер; вторая половина дня должна была ориентироваться на свободные индивидуальные и коллективные игры, беседы и другие формы работы с детьми. На сегодняшний день известно, что подобная система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста имела значительный педагогический потенциал. Об этом свидетельствует ее активное использование, в том числе и в современных ДОУ.     

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Свою  педагогическую теорию Е. И.Тихеева  не только активно внедряла в работу экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, но и пропагандировала посредством целого ряда детально теоретически проработанных и практически  апробированных частных методик (методика развития детской речи; методика математического  развития детей дошкольного и  младшего школьного возраста; методика ознакомления детей с природой и  экологического воспитания ребенка-дошкольника), а также через способы организации самостоятельной (игровой и трудовой) деятельности ребенка с дидактическими материалами, которые и составляют значительную часть ее педагогического наследия и могут быть востребованы в современных условиях с учетом их соответствующей адаптации согласно требованиям технологии «ретроинновации».  Наличие подобных методических рекомендаций позволяет  констатировать факт реального воплощения теоретических подходов автора в  конкретной работе, обладающей явно выраженным позитивным прагматическим эффектом. Поэтому подвергнутые в исследовании детальному анализу частные методики следует рассматривать как практическое приращение к научной авторской  теории, своеобразный инструмент ее реализации в практике работы с детьми дошкольного  возраста и значимый элемент целостного педагогического наследия Е. И. Тихеевой.  
  
  
  
  
  
  
  
  
   

 

Список использованной  литературы  

 

1. Возрастная  и педагогическая психология. / Под  ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984.

2. Воспитание  и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В.,      Марковой  Т.А. – М.: Педагогика, 1976

3. Запорожец А.В. Психология. – М.: Просвещение, 1965.

4.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М.: Просвещение, 1981.

5.Шульгина  Е.В. Наследие Е.И.Тихеевой как педагогическая система // Alma mater. Вестник высшей школы. №11. М., 200

 6.Шульгина  Е.В. Общественно-педагогическая деятельность Е.И.Тихеевой как составная часть  авторской педагогической системы // Научные труды Московского гуманитарного  университета. Вып.58. М., 2005. 
  


Информация о работе Методика развития речи