Таким образом, Е. И. Тихеевой
были выделены и оформлены ведущие компоненты
целостной системы учебно-воспитательной
работы с детьми. Одновременно она считала
возможным учитывать культурный уровень русского
общества, заниматься культурным просвещением
русского народа, в том числе и с помощью
дошкольных учреждений. В частности, она отмечала,
что детские сады должны пропагандировать
основы своей работы для ближайшего социального
окружения, возлагая на них ответственность
за подготовку и проведения самых различных мероприятий для населения
с целью выяснения сущности и значения дошкольного воспитания,
роли детского сада и его организации. Подобная
система, по ее мнению, позволяет привлекать
к участию в работе детского сада население и формирует
определенное позитивное отношение к этим
новым типам образовательных заведений.
- Социально-педагогические взгляды Е. И. Тихеевой
Е.И. Тихеева считала необходимым
активизировать социальную деятельную
детских садов за счет активного
привлечения к участию в их
работе самих родителей. Совместная
с семьей работа ориентирует на единство
требований к детям и организованному
воздействию на них. С этой целью
Е.И. Тихеева, учитывая историческую ситуацию,
предлагала создание родительских комитетов,
проведение ежемесячных родительских
собраний, организацию присутственных
дней и подготовку открытых мероприятий
и праздников для родителей. Все
эти инновационные для своего
времени формы сотрудничества родителей
и ДОУ оказались достаточно перспективными,
о чем свидетельствует их наличие
и в деятельности современных
детских садов. В качестве значимого системного
компонента своего «метода» Е. И. Тихеева выделяла
материальную обстановку детского сада.
С этой целью в своем авторском ДОУ – детском саду
по «методу Тихеевой» она создавала для
активной практической деятельности детей
соответствующие уголки, так как по ее мнению
«для творческого проявления личности
нужно определенное место, материалы и орудия».
На этом основании Е. И. Тихеева снабжала
дошкольников пособиями, материалами и орудиями
для игровой и трудовой деятельности, подчеркивая,
что «детей надо не только снабжать предметами,
но и обставить их так, чтобы пользование …было
легко, удобно, целесообразно».
Она отмечала, что воспитательный
потенциал вещественного мира огромен и
«представляет обильную пищу и глубоко
осмысленную работу органам внешних чувств
и через эти органы развивается внутренний
мир ребенка, обогащая его глубокими, ценными знаниями
и представлениями». Именно поэтому Е. И.
Тихеева считала возможным развивать способности
детей на конкретном, наиболее близком
и интересном материале трех категорий:
природный, комплекс дидактических пособий,
обстановка домашней и общественной жизни в их
совокупности. Особое внимание Е. И. Тихеева уделяет дидактическому
материалу, который рассматривала как наиболее
значимый и эффективный фактор интеллектуального развития
ребенка, облегчающий естественное развитие
личности, ее приспособленность к среде,
расширяющий и корректирующий опыт, стимулирующий к разумной
самодеятельности. Развивая данную идею,
Е. И. Тихеевой была предложена собственная классификация
дидактического материала и его разделение
на «естественный» и «искусственный».
Под «естественным дидактическим материалом» она подразумевает
игрушки и предметы жизненного обихода,
овощи, плоды, цветы, растения, семена и
др., а к «искусственному» относит картонный и деревянный
материал, построенный по принципу парности
и предназначенный для изучения различных
качеств и свойств предметов. Еще одним
значимым для дошкольников видом материала
она считала предметы и орудия трудовой
деятельности. В связи с этим в своем детском
саду ею была создана отдельная комната
«трудовых уголков» (столярный, швейный,
кухня, прачечная, домоводства, строительный),
которые использовались для организации
игр детей и обыгрывания различных трудовых
процессов и их ценности для практической
жизни. В целом, можно говорить, что именно
система требований к организации окружающей
ребенка среды, разработанная Е. И. Тихеевой,
представляла собой комплекс характерных для периода реформирования
отечественной системы образования после революции
1917 года подходов к открытию государственных ДОУ с
набором минимального педагогического
оборудования, позволяющего обеспечить
организацию учебно-воспитательной работы
с детьми. Ее требования становятся определяющими и концептуальными
для всей системы советского дошкольного
образования вплоть до начала 40-х гг. и использовались
также при разработке новых проектов детских
садов в России. Целостность и концептуальность
педагогической позиции Е. И. Тихеевой
обеспечивались также разработанной ею
системой управления и организации работы
в ДОУ, а также их обеспечением учебно-методическими
пособиями и программными материалами.
В частности, именно Е. И. Тихеевой были
предложены два вида планов-программ:
производственные, включающие содержательную
характеристику работы в целом, задачи
на год; а также педагогические, ориентирующие
на содержание текущего процесса воспитания
и обучения. Ведение годового плана должно
вестись в соответствии с намеченными
ключевыми организационными моментами,
но сроки их реализации необходимо намечать
предположительно. Комплекс занятия в
детском саду, по мнению Е. И. Тихеевой
должен находиться в строгом соотношении,
способствующем развитию всех способностей
ребенка. С целью реализации подобного
подхода она считала возможным заполнить
день пребывания ребенка в детском саду
активной деятельностью, которая должна
носить более или менее плановый характер,
поэтому рабочий день разделялся на две
половины: первую, до завтрака она предлагала
посвятить занятиям, которые носили определенный,
частично обязательный характер; вторая
половина дня должна была ориентироваться
на свободные индивидуальные и коллективные
игры, беседы и другие формы работы с детьми.
На сегодняшний день известно, что подобная
система планирования воспитательно-образовательной
работы с детьми дошкольного возраста
имела значительный педагогический потенциал.
Об этом свидетельствует ее активное использование,
в том числе и в современных ДОУ.
Заключение
Свою педагогическую теорию
Е. И.Тихеева не только активно внедряла
в работу экспериментальных учебно-воспитательных
учреждений, но и пропагандировала посредством целого
ряда детально теоретически проработанных и практически
апробированных частных методик (методика
развития детской речи; методика математического
развития детей дошкольного и младшего
школьного возраста; методика ознакомления
детей с природой и экологического воспитания
ребенка-дошкольника), а также через способы
организации самостоятельной (игровой
и трудовой) деятельности ребенка с дидактическими
материалами, которые и составляют значительную
часть ее педагогического наследия и могут
быть востребованы в современных условиях
с учетом их соответствующей адаптации
согласно требованиям технологии «ретроинновации».
Наличие подобных методических рекомендаций
позволяет констатировать факт реального воплощения
теоретических подходов автора в конкретной
работе, обладающей явно выраженным позитивным
прагматическим эффектом. Поэтому подвергнутые
в исследовании детальному анализу частные методики
следует рассматривать как практическое
приращение к научной авторской теории,
своеобразный инструмент ее реализации
в практике работы с детьми дошкольного
возраста и значимый элемент целостного
педагогического наследия Е. И. Тихеевой.
Список использованной
литературы
1. Возрастная и педагогическая психология.
/ Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение,
1984.
2. Воспитание и обучение в детском саду.
/ Под ред. Запорожца А.В., Марковой
Т.А. – М.: Педагогика, 1976
3. Запорожец А.В. Психология.
– М.: Просвещение, 1965.
4.Ковальчук Я.И. Индивидуальный
подход в воспитании ребёнка. – М.: Просвещение,
1981.
5.Шульгина Е.В. Наследие Е.И.Тихеевой
как педагогическая система // Alma mater. Вестник
высшей школы. №11. М., 200
6.Шульгина Е.В. Общественно-педагогическая
деятельность Е.И.Тихеевой как составная часть
авторской педагогической системы // Научные труды Московского гуманитарного
университета. Вып.58. М., 2005.