Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех-пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.
По мнению А. В. Запорожца, психологические новообразования, возникающие на ранних возрастных ступенях развития ребенка, имеют абсолютное значение в его развитии, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.

Содержание

Введение
Методика ознакомления детей со словом.
Методика ознакомления детей со словесным составом предложения.
Методика ознакомления детей со слоговым строением слова.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Контрол.5 курс Развитие детской речи.docx

— 42.71 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методика ознакомления детей со слоговым строением слова .

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей  слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей  к обучению грамоте.

Задачей работы в детском  саду является формирование у детей  осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова  из заданных слогов.

Выполнение этой задачи облегчает  то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована слоговым образом (СНОСКА: Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958). Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог физическим носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.

Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических  норм, повышения общей речевой  культуры, для последующего изучения родного языка в школе.

В методике обучения грамоте  детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В  первую очередь необходимо познакомить  детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение  «часть слова», поскольку дети смешивают  понятия «слог» и «слово»). Если со словами слово, звук, предложение  лети часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.

На начальном этапе  работы для анализа берутся двухсложные  слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание  которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.

Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения  на слова, предлагая детям произносить  слова с остановками, по частям.

Еще один интересный прием сообщения  детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий  они должны были сказать всего  одно слово по частям. Например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах  замок висит. Иван велел сказать  братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за-мок по частям, ворота сразу и открылись».

Сразу же вслед за восприятием и  собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в  слове (две), какая первая, какая вторая. При этом педагог опирается не только на слуховое восприятие, но и  на зрительное (сколько раз откроется  рот при произнесении слова, столько  в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагает детям поставить  руку тыльной стороной ладони под  подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Тут же слово графически изображается на доске  в виде горизонтальной черты, разделенной  посередине небольшой вертикальной черточкой:

(возможны и другие схемы; целесообразно  выбрать такую модель, которая  будет использоваться потом при  обучении в школе). Педагог указкой  ведет по схеме, а дети хором  произносят слово по частям.

Детям показывают, например, две картинки с изображениями лисы и белки, под которыми даны схемы слогового  строения этих слов. Слова произносятся (хором и индивидуально) по частям, анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это  схемы слов, разделенных на две  части).

Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов. Детям раздают картинки и предлагают распределить их по соответствующим схемам, руководствуясь количеством слогов. Картинки, названия которых не делятся на слоги, нужно положить к другому знаку – кружочку. После завершения классификации проверяется правильность выполнения задания и обсуждаются слова, отнесенные к третьей группе, которые нельзя произнести по частям (пример Ф. А. Сохина).

На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и  порядковый счет слогов в слове; подсчет  прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового  состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения); моделирование  слогового состава с помощью  слоговой линейки; самостоятельные  действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги; речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям); подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка – камыш, банка – кабан; разнообразные игровые приемы:

«Кто быстрее увидит предметы, в  названии которых два (три) слога»; загадывание  загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить» –  медведь учит мишку произносить  слова по частям; «Магазин игрушек» – продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам; «Накорми животное»  – дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие  из разного количества слогов; «Кто в каком домике будет жить» – в домиках-квадратах живут насекомые, в названиях которых один, два, три слога (эти и другие интересные игры даются в указанной выше книге Г. А. Тумаковой).

В процессе анализа слогового состава  слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере  двухсложного слова с ударением  на первом слоге, например имени ребенка  – Md-ша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью («Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»).

На последующих занятиях дети упражняются  в нахождении ударного слога в  слове с опорой на его схему. При  определении ударения в словах детям  показывают его роль. Рекомендуется  пользоваться приемом попеременного  перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз  к правильному произнесению: миш-ка, миш-ка, миш-ка; ма-ши-на, ма-ши-на, ма-ши-на. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.

Ударение демонстрируют также  на слоговых линейках путем более  длительного показа соответствующих  ударным слогам окошечек, а также  на схемах слов при помощи указки (ее движение замедляется при произнесении ударного слога).

Умение определять ударение в слове  закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах; придумывание слов по заданной схеме (с указанием  ударного слога); произнесение слов в  разном темпе и с разной силой  голоса; классификация картинок, в  названиях которых ударение стоит  на первом, втором, третьем слоге.

 

Заключение

  В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.   

Для определения необходимости  подготовки детей к обучению грамоте  следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что  является главным в процессе обучения чтению и письму.  Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её. Основой для обучения детей грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия.  Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче, подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи, размышлять о возможных вариантах ее решения, оценивать выполнение вербальной задачи.Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматривают как процессы кодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном  звукокомплексе. В письменной речи используется буквенный код. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного комплекса в устную речь, а письмо, наоборот, - перекодирование устной речи. Русское письмо – звукобуквенное.  Оно точно передаёт звуковой состав языка. Обучающийся чтению ребенок действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический  метод обучения грамоте. В основе обучения лежит анализ и синтез звуковой стороны речи.  

В основе этого метода лежит  позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при  чтении  должно произноситься с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. При обучении грамоте это проявляется в том, что дети должны четко различать четко все гласные и согласные фонемы, находить гласные фонемы в словах, ориентируясь на гласную букву, определять твердость и мягкость фонем в сочетании со всеми согласными.Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание  развитию фонематического слуха. Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыками чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети смогли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры речи. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Задача овладения этими действиями ставится специалистами в связи с обучением грамоте. А сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают звуковому анализу. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм. 

Развитие фонематического  слуха, формирование широкой ориентировки детей в звуковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного  отношения к языку и речи составляют одну из главных задач специальной  подготовки к обучению грамоте.

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Белякова Г.П. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложений // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984.
  2. Белякова Г.П. Речевая игра «Живое слово» // Дошкольное воспитание. – 1975. - № 10.
  3. Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. – М., 1990.
  4. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.,1991.

 


Информация о работе Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте