Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех-пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.
По мнению А. В. Запорожца, психологические новообразования, возникающие на ранних возрастных ступенях развития ребенка, имеют абсолютное значение в его развитии, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.

Содержание

Введение
Методика ознакомления детей со словом.
Методика ознакомления детей со словесным составом предложения.
Методика ознакомления детей со слоговым строением слова.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Контрол.5 курс Развитие детской речи.docx

— 42.71 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ СПО Тольяттинский  социально-педагогический колледж

 

 

Г.Тольятти,ул.Ленингрвдская,28

тел.48-20-93

 

Ф.И.О. студента Альдебенева Валентина Александровна

Домашний адрес студента, телефон с.Новочеремшанск т.89278124703

Специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»

Форма обучения Заочная

Курс, группа НК – 5А

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 «Методика развития детской речи с практикумом по логопедии»

Тема №5

«Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте»

 

 

Дата получения_______________________

 

 

Оценка работы_______________________

 

 

План:

Введение

  1. Методика ознакомления детей со словом.
  2. Методика ознакомления детей со словесным составом предложения.
  3. Методика ознакомления детей со слоговым строением слова.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  нашей стране принята новая программа  обучения и воспитания, отвечающая более высоким требованиям, предъявляемым  к уровню познавательной деятельности ребенка. 
Известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». 
Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. 
Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал. 
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех-пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте. 
По мнению А. В. Запорожца, психологические новообразования, возникающие на ранних возрастных ступенях развития ребенка, имеют абсолютное значение в его развитии, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности. 
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности. 
Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. 
В связи с этим мы рассматриваем обучение ребенка-дошкольника чтению как фундамент будущей грамотности человека. Следовательно, обучение чтению — это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка.

1. Методика ознакомления детей со словом.

 

При формировании представлений  о слове можно выделить два  основных момента: вычленение слова  из потока речи и раскрытие слова  как самостоятельной смысловой  единицы.

С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней  группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как  я скажу это слово», «Скажи слово. правильно» и другие часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах (а по некоторым рекомендациям со второй половины года в средней (СНОСКА: См.: Спецкурс: Обучение дошкольников грамоте. / Под ред. Н. В. Дуровой. – М., 1994)) проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные  игровые упражнения, в которых  дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

Приведем примеры игры для средней группы (СНОСКА: Примеры игр Н. В. Дуровой).

«Поезд».

В разных местах комнаты  расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, – роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станции (около игрушки) поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т.д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролями. Затем игрушки выставляют на стол. Детям предлагают называть игрушки. Обращают их внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это слово громко, ласково»).

Со понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль. Г. А. Тумакова рекомендовала следующие произведения: сказку бр. Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит», «Жил на свете человек.» К. Чуковского; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Игра в слова» А. Бар-то; «Подскажи словечко» Е. Серовой; «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского.

С этой же целью используют игры, игровые  действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и  белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».

Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка  на смысловую сторону слова (слово  обозначает предмет, признак, действие). В формулировках заданий к  упражнениям воспитатель употребляет  слово: «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др. (Подробнее о словарных и словообразовательных упражнениях см. в главах «Методика развития словаря» и « Методика формирования грамматического строя речи»).

Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А. Сохин (СНОСКА: См.: Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. С.163) рекомендует произнести какое-нибудь звукосочетание (ш, ра), спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл». Далее прочитать стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим,

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

Таким образом, у детей воспитывается  внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова  слово, воспринимают его как самостоятельную  единицу речи, начинают правильно  использовать в своей речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика ознакомления детей со словесным составом предложения.

Особенности выделения дошкольниками  слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и специального обучения изучались  С. Н. Карповой (СНОСКА: Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М., Изд-во МГУ, 1967). При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова. При специальном обучении, основанном на поэтапном формировании умственных действий, успешно и довольно быстро формируются представление о словесном составе предложения и умение анализировать предложения.

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а  также составлять предложения из разного числа слов.

Обучение начинается с  анализа простых предложений  без предлогов и союзов, состоящих  из 2 – 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Одновременно ведется работа по составлению предложений.

В основе обучения лежит следующее: четкое произнесение предложения, выделение  слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных  символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребенку  понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи.

На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно  сказать разные предложения (Кукла  сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 – 3 слов. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения.

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение  можно нарисовать (записать), чтобы  узнать, сколько в нем слов. Педагог  чертит на доске линии по числу  слов в анализируемом предложении  и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце  предложения ставят точку».

Можно применять и другие виды моделирования; каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими  наборами дети пользуются при анализе  и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при  формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.

С этой же целью используются пособия  типа табло, линейки с открывающимися поочередно в соответствии с произнесенными словами окошками (по принципу счетной  линейки) (СНОСКА: Методика использования линейки подробно изложена в статье Ф. А. Сохина в кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984, в кн.: Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991). Ценность этих пособий в том, что они наглядно демонстрируют динамику, последовательность слов в предложении.

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения  из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения  дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и  сюжетным картинкам, сериям картинок.

Большое распространение получило моделирование словесного состава  предложения в игре «Живые слова», разработанной Ф. А. Сохиным и  Г. П. Беляковой. Слова в этой живой  модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько  детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения.

В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что  происходит при изменении порядка  слов, распространении предложения  путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений  из набора слов.

В разных вариантах этой игры как  составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»). (В отличие от школьной методики порядковые числительные, по мнению авторов игры, давать не следует. Однако в экспериментальной работе С. Н. Карповой показано, что уже на первом этапе обучения дети шестого года жизни могут пользоваться порядковыми числительными.) Вопросы можно формулировать по-разному: «Кто слово машина! Покажи слово едет. Какое это слово?»

Один из вариантов игры предусматривает  использование приема разрушения линейности речи. Это игра «Хор». Заранее подготовленные дети, изображающие предложение, произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение, сказанное таким  образом, становится непонятным. Остальные  дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим.

В другом варианте игры – «Путаница» – нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают  порядок (СНОСКА: Подробнее об усложнении вариантов игры см.: Белякова Г. П. Речевая игра «Живые слова»//Дошкольное воспитание. – 1975. – № 10; Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложений // Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. – М., 1984).

Постепенно у детей формируется  умение анализировать состав предложения  без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода  обучения используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении; подсчет  слов в предложении на пальцах, с  помощью счетных палочек; в громкой  речи, про себя; разные варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений из разного количества слов; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке» (Саша удит рыбу. Саша – рыболов), перепрыгивание через скакалку, отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

Информация о работе Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте