Методика профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых новейших образовательных технологий является дистанционное обучение, позволяющее в домашних условиях при помощи компьютера или телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного языка в университете или школе, находящемся в другой стране. Однако, развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с качеством преподавания и использованием современных информационных средств в обучении.

Содержание

Введение................................................................................................................2
Дистанционное обучение......................................................................................3
Дистанционное обучение: идеи, технологии,
проблемы и перспективы.Образовательная система XXI века.........................6
Виртуальные университеты..................................................................................7
Организационно-технологические модели ДО....................................................8
Дешевле ли обучать по Internet?..........................................................................9
Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии..................................10
Основные типы технологий, применяемых в учебных
заведениях нового типа......................................................................................11
Методы дистанционного университетского образования.................................14
Дистанционное образование в России...............................................................17
Заключение...........................................................................................................19
Список литературы...............................................................................................20

Работа содержит 1 файл

мдо.docx

— 46.08 Кб (Скачать)

2. Методы индивидуализированного  преподавания и обучения, для  которых характерны взаимоотношения  одного студента с одним преподавателем  или одного студента с другим  студентом (обучение "один к  одному"). Эти методы реализуются  в дистанционном образовании  в основном посредством таких  технологий, как телефон, голосовая  почта, электронная почта. Развитие  теленаставничества (система "тьюторов"), опосредованного компьютерными  сетями, является важным компонентом  учебного процесса в электронных  университетах. 

3. Методы, в основе которых лежит  представление студентам учебного  материала преподавателем или  экспертом, при котором обучающиеся  не играют активную роль в коммуникации (обучение "один ко многим").

Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных  информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном  образовательном процессе так называемыми "э-лекциями" (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений (BBS). Э-лекция может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалом, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развивается также метод проведения учебных электронных симпозиумов, представляющих собой серию выступлений нескольких авторитетов ("первых спикеров").

4. Методы, для которых характерно  активное взаимодействие между  всеми участниками учебного процесса (обучение "многие ко многим"). Значение этих методов и интенсивность  их использования существенно  возрастает с развитием обучающих  телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные  взаимодействия между самими  обучающимися, а не только между  преподавателем и обучающимися, становятся важным источником  получения знаний. Развитие этих  методов связано с проведением  учебных коллективных дискуссий  и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.

Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие  методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные  группы.

Так, метод "мозговой атаки" представляет собой стратегию взаимодействия, позволяющую группам студентов  эффективно генерировать идеи. Этот метод  поощряет членов группы мыслить творчески  и развивать идеи других членов группы. Основной целью метода мозговой атаки  является создать фонд идей по определенной теме. При мозговой атаке исключается  критицизм, поощряются свободные ассоциациативные суждения.

Процедура Дельфи представляет собой  метод для выработки надежного  консенсуса номинальной группы студентов  посредством серии анкетных опросов. Термин номинальная группа происходит от того, что студенты только номинально представляют собой группу на первоначальной стадии генерации идей. Первоначально  каждого участника такой группы просят сформулировать и проранжировать идеи. Затем составляется общий список идей обычно путем выявления идей, которые получили самый высокий  приоритет у отдельных участников, затем вторые по значимости и т.д. до тех пор, пока список у каждого  участника не будет исчерпан. После  этого все приглашаются к обсуждению идей. После дискуссии проводится голосование, в ходе которого членов группы просят проранжировать идеи, которые  были генерированы в ходе дикуссии. В University of Auckland была разработана программная  система для поддержки синхронных групповых занятий (groupware system), которая  применялась в курсе по менеджменту.

С целью классификации дистанционных  университетов по педагогическим принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразно выделить следующие  принципы телематических систем образования:

интерактивность учебного процесса;

обучение как диалог;

адаптивность обучения;

гибкость учебного материала;

«передаваемость» материала в  дистанционном образовании;

активность обучаемого.

Дистанционные образовательные учреждения обычно основываются не на каком-то одном  из этих принципов, а на их совокупности. Тем не менее, обычно выделяются доминирующие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дистанционное образование  в России.

 

Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень  интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы  в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов. Это резко расширяет рынок образовательных услуг и экономит средства вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в методы образования.

Возможное ухудшение качества образования  обусловлено следующими факторами:

возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных  педагогических кадров;

невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;

экономической нецелесообразностью  развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа  студентов;

отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных  работ и экспериментов.

Разрешение сложившейся проблемы возможно на основании внедрения  в сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и современного подхода  к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления такого подхода:

информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и  технологий;

разработка нового поколения учебной  техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического  моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных  на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части  образовательного процесса за счет автоматизации  систем управления, измерения и обработки  результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического  направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;

Методология образования должна поддерживать компьютерные формы обучения, контроля знаний, получения индивидуального  задания, моделирования изучаемых  процессов, проведения эксперимента, анализа  и обработки результатов эксперимента, в том числе и в режиме удаленного доступа.

Создание системы удаленного доступа  филиалов ВУЗов и небольших ВУЗов  к ресурсам своих базовых ВУЗов  и через них к ведущим учебным  и научным лабораторно-исследовательским  центрам страны.

Эти три направления (компьютеризация  оборудования, методология образования  на базе информационных средств, компьютерных форм и удаленный доступ) являются сутью концепции создания и внедрения  комплекса дистанционного образования.

Приведем один из примеров внедрения  системы ДО в Российские ВУЗы.

Южно-Уральский Государственный  Университет (ЮУрГУ) крупнейший ВУЗ  России в своем составе содержит 30 факультетов, более 100 кафедр, около  десятка филиалов в городах Южного Урала и Западной Сибири. В соответствии с принятой концепцией развития ВУЗа как университетского центра создается  необходимая система телекоммуникации. Университет имеет выделенные каналы связи почти со всеми филиалами  и оптоволоконные линии внутри университетского городка.

Удаленный доступ и мультимедиа  в методическом подходе университета трактуется более широко. Мультимедиа не только в понятии компьютер индивидуального пользователя, а это системы подачи информации на прозрачных носителях через видеопроекторы и через мультимедийные крупноформатные видеостенки в поточных аудиториях. Такие видеостенки через корпоративную сеть университета имеет выход на любой сервер университета или в INTERNET и позволяет транслировать телеконференции между корпусами и лабораториями университета и его филиалами без специального резервирования каналов.

Дистанционное обучение (ДО) более  приближено к обычному обучению, т.к. кроме классического ДО (кейсовая система и использование компьютерных сетей для выдачи заданий, тестов и программ методик, не требующих  специальной техники, выходящей  за пределы корпуса компьютера) активно  используются физические компьютеризованные лабораторные комплексы с удаленным  доступом и имитаторы лабораторных работ. Эти работы нашли свое развитие в нетрадиционных для ДО курсах таких как: “Сопротивление материалов”, “Детали машин и основы конструирования”, “Станки и инструменты”, “Электрические сети и станции”, “Радиолокация” и другие. Элементы видео и аудио сопровождения позволяют создать эффект присутствия и взглянуть в (посмотреть на эксперимент) с нетрадиционной точки зрения. Найден нетрадиционный подход к совершенствованию видеокурсов, как основного компонента "кейсовой" системы классического ДО. С этой целью создан специализированный видео-комплекс со студией нелинейного монажа.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают необходимость  создания и расширения ДО в России и ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. В данной работе я рассмотрела ДО с педагогической и, кроме того, с технической точек зрения и убедилась в важности решения данной проблемы.

Методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном образовательном процессе так называемыми "э-лекциями" (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений (BBS). Э-лекция может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалом, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям

Дистанционное образование открывает  студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность  самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных  профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально  новые формы и методы обучения с применением концептуального  и математического моделирования  явлений и процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 2007.

2. [ttp://www.ui.usm.ru/] www.dist-edu.ru; www.hse.ru; www.ui.usm.ru

3. Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа», 1996.

 

4. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 2002.

5. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб, 2003,Ч.2

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002.

7. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000.

 

 


Информация о работе Методика профессионального обучения