Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:36, контрольная работа
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.
Введение…………………………………………………………………..2
1. Организация педагогического исследования…………………………...3
2. Система методов и методика педагогического исследования…………7
Заключение………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………...14
Перечисленные методы еще называют методами
эмпирического познания педагогических
явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических
фактов, которые подвергаются теоретическому
анализу. Поэтому и выделяется специальная
группа методов теоретического исследования.
Теоретический
анализ — это выделение и рассмотрение
отдельных сторон, признаков, особенностей,
свойств педагогических явлений. Анализируя
отдельные факты, группируя, систематизируя
их, мы выявляем в них общее и особенное,
устанавливаем общий принцип или правило.
Анализ сопровождается синтезом, он помогает
проникнуть в сущность изучаемых педагогических
явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы —
это логические методы обобщения полученных
эмпирическим путем данных. Индуктивный
метод предполагает движение мысли от
частных суждений к общему выводу, дедуктивный
— от общего суждения к частному выводу.
Теоретические методы необходимы
для определения проблем, формулирования
гипотез и для оценки собранных фактов.
Теоретические методы связаны с изучением
литературы: трудов классиков по вопросам
человекознания в целом и педагогики в
частности; общих и специальных работ
по педагогике; историко-педагогических
работ и документов; периодической педагогической
печати; художественной литературы о школе,
воспитании, учителе; справочной педагогической
литературы, учебников и методических
пособий по педагогике и смежным наукам.
Изучение литературы дает возможность
узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно
хорошо изучены, по каким ведутся научные
дискуссии, что устарело, а какие вопросы
еще не решены.
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана — показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.
Для проведения этих подсчетов имеются
соответствующие формулы, применяются
справочные таблицы. Результаты, обработанные
с помощью этих методов, позволяют показать
количественную зависимость в виде графиков,
диаграмм, таблиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новые педагогические знания распространяются через устные выступления исследователей на конференциях, через публикации научных статей, брошюр, книг, методических рекомендаций и программно-методических документов, через учебники и учебные пособия по педагогике.
В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям. В. А. Сухомлинский писал, что педагогика "...станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности педагогических явлений".
Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.
Методы педагогического исследования
используются не отдельно, а в комплексе,
дополняя друг друга. Например, педагогические
факты, накапливаемые наблюдением, дополняются
фактами, добытыми опросными, экспериментальными
и другими методами. Каждый метод имеет
и сильные, предпочтительные, и слабые
стороны, которые в сочетании перекрываются.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ