Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:36, контрольная работа
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.
Введение…………………………………………………………………..2
1. Организация педагогического исследования…………………………...3
2. Система методов и методика педагогического исследования…………7
Заключение………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………...14
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
· Идеи гуманизации;
· Осуществление воспитания в контексте культуры;
· Создания открытых воспитательных систем;
· Возврата воспитания в семью;
· Поддержки и развития индивидуальности;
· Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
В психолого-педагогической науке ведется
разработка проблем развития культуры
личности, что подчеркивает ее теоретическую
и практическую необходимость для реального
учебно-воспитательного процесса.
Гуманистическая школа осуществляет решительный
поворот к личности учащегося, он становится
действительно субъектом своего развития,
а не средством, с помощью которого педагоги
реализуют отчужденные от данного индивида
абстрактные планы и программы. Такая
школа уважает личное достоинство каждого
ученика, его индивидуальные жизненные
цели, запросы и интересы, создает благоприятные
условия для его самоопределения в развитии.
Педагоги в такой школе ориентируются
не только на подготовку воспитанника
к будущей жизни, но на обеспечения полноценного
проживания каждого возрастного этапа:
детства, отрочества и юности – в соответствии
с психическими особенностями развивающейся
личности.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки.
Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.
Прикладные исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.
Разработки направлены на обоснование
конкретных научно-практических рекомендаций,
учитывающих уже известные теоретические
положения.
Любое педагогическое исследование
предполагает определение общепринятых
методологических параметров. К ним относятся
проблема, тема, объект и предмет исследования,
цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения.
Основными критериями качества педагогического
исследования являются критерии актуальности,
новизны, теоретической и практической
значимости.
Программа исследования,
как правило, имеет два раздела: методологический
и процедурный. Первый включает обоснование
актуальности темы, формулировку проблемы,
определение объекта и предмета, целей
и задач исследования, формулировку основных
понятий (категориального аппарата), предварительный
системный анализ объекта исследования
и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором
разделе раскрывается стратегический
план исследования, а также план и основные
процедуры сбора и анализа первичных данных.
Обоснование актуальности включает
указание на необходимость и своевременность
изучения и решения проблемы для дальнейшего
развития теории и практики обучения и
воспитания. Актуальные исследования
дают ответ на наиболее острые в данное
время вопросы, отражают социальный заказ
общества педагогической науке, обнаруживают
важнейшие противоречия, которые имеют
место в практике. Критерий актуальности
динамичен, подвижен, зависит от времени,
учета конкретных и специфических обстоятельств.
В самом общем виде актуальность характеризует
степень расхождения между спросом на
научные идеи и практические рекомендации
(для удовлетворения той или иной потребности)
и предложениями, которые может дать наука
и практика в настоящее время.
Наиболее убедительным основанием, определяющим
тему исследования, является социальный
заказ, отражающий самые острые, общественно
значимые проблемы, требующие безотлагательного
решения. Социальный заказ требует обоснования
конкретной темы. Обычно это анализ степени
разработанности вопроса в науке.
Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель — переформулированная проблема.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования —
часть, сторона объекта. Это те наиболее
значимые с практической или теоретической
точки зрения свойства, стороны, особенности
объекта, которые подлежат непосредственному
изучению.
В соответствии с целью,
объектом и предметом исследования определяются
исследовательские задачи, которые,
как правило, направлены на проверку
гипотезы. Последняя представляет собой
совокупность теоретически обоснованных
предположений, истинность которых подлежит
проверке.
Критерий научной новизны
применим для оценки качества завершенных
исследований. Он характеризует новые
теоретические и практические выводы,
закономерности образования, его структуру
и механизмы, содержание, принципы и технологии,
которые к данному моменту времени не
были известны и не зафиксированы в педагогической
литературе.
Новизна исследования может иметь как
теоретическое, так и практическое значение.
Теоретическое значение исследования
заключается в создании концепции, получении
гипотезы, закономерности, метода, модели
выявления проблемы, тенденции, направления.
Практическая значимость исследования
состоит в подготовке предложений, рекомендаций
и т.п. Критерии новизны, теоретической
и практической значимости меняются в
зависимости от типа исследования, они
зависят также от времени получения нового
знания.
Логика и динамика исследовательского
поиска предполагают реализацию ряда
этапов: эмпирического, гипотетического,
экспериментально-
На эмпирическом этапе получают функциональное
представление об объекте исследования,
обнаруживают противоречия между реальной
образовательной практикой, уровнем научных
знаний и потребностью постичь сущность
явления, формулируют научную проблему.
Основным результатом эмпирического анализа
является гипотеза исследования как система
ведущих предположений и допущений, правомерность
которых нуждается в проверке и подтверждении
как предварительной концепции исследования.
Гипотетический этап
направлен на разрешение противоречия
между фактическими представлениями об
объекте исследования и необходимостью
постичь его сущность. Он создает условия
для перехода от эмпирического уровня
исследования к теоретическому (или экспериментально-
Теоретический этап
связан с преодолением противоречия между
функциональными и гипотетическими представлениями
об объекте исследования и потребностью
в системных представлениях о нем.
Создание теории позволяет перейти к прогностическому
этапу, который требует разрешения противоречия
между полученными представлениями об
объекте исследования как целостном образовании
и необходимостью предсказать, предвидеть
его развитие в новых условиях.
2. СИСТЕМА
МЕТОДОВ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Методы педагогического исследования в отличие от методологии — это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.
Методы изучения педагогического опыта
— это способы исследования реально складывающегося
опыта организации образовательного процесса.
Изучается как передовой опыт, т.е. опыт
лучших учителей, так и опыт рядовых учителей.
Их трудности нередко отражают реальные
противоречия педагогического процесса,
назревшие или назревающие проблемы. При
изучении педагогического опыта применяются
такие методы, как наблюдение, беседа,
интервью, анкетирование, изучение письменных,
графических и творческих работ учащихся,
педагогической документации.
Наблюдение — целенаправленное
восприятие какого-либо педагогического
явления, в процессе которого исследователь
получает конкретный фактический материал.
При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений.
Наблюдение проводится обычно по заранее
намеченному плану с выделением конкретных
объектов наблюдения. Можно выделить следующие
этапы наблюдения:
Различают наблюдение включенное,
когда исследователь становится членом
той группы, в которой ведется наблюдение,
и невключенное — "со стороны";
открытое и скрытое (инкогнито); сплошное
и выборочное.
Наблюдение — это очень доступный метод,
но он имеет свои недостатки, связанные
с тем, что на результаты наблюдения оказывают
влияние личностные особенности (установки,
интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса — беседа,
интервью, анкетирование. Беседа —
самостоятельный или дополнительный метод
исследования, применяемый с целью получения
необходимой информации или разъяснения
того, что не было достаточно ясным при
наблюдении. Беседа проводится по заранее
намеченному плану с выделением вопросов,
требующих выяснения. Она ведется в свободной
форме без записи ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование,
привнесенное в педагогику из социологии.
При интервьюировании исследователь придерживается
заранее намеченных вопросов, задаваемых
в определенной последовательности. Во
время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование — метод массового сбора
материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы
анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
Беседу и интервью называют опросом "лицом
к лицу", анкетирование — заочным опросом.
Результативность беседы, интервьюирования
и анкетирования во многом зависит от
содержания и структуры задаваемых вопросов.
План беседы, интервью и анкета — это перечень
вопросов (вопросник). Разработка вопросника
предполагает определение характера информации,
которую необходимо получить; формулирование
приблизительного ряда вопросов, которые
должны быть заданы; составление первого
плана вопросника и его предварительная
проверка путем пробного исследования;
исправление вопросника и окончательное
его редактирование.
Ценный материал может дать изучение
продуктов деятельности учащихся: письменных,
графических, творческих и контрольных
работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей
по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы
могут дать необходимые сведения об индивидуальности
учащегося, о достигнутом уровне умений
и навыков в той или иной области.
Изучение школьной документации
(личных дел учащихся, медицинских карт,
классных журналов, ученических дневников,
протоколов собраний, заседаний) вооружает
исследователя некоторыми объективными
данными, характеризующими реально сложившуюся
практику организации образовательного
процесса.
Особую роль в педагогических исследованиях
играет эксперимент — специально
организованная проверка того или иного
метода, приема работы для выявления его
педагогической эффективности. Педагогический
эксперимент — исследовательская деятельность
с целью изучения причинно-следственных
связей в педагогических явлениях, которая
предполагает опытное моделирование педагогического
явления и условий его протекания; активное
воздействие исследователя на педагогическое
явление;
измерение результатов педагогического
воздействия и взаимодействия. Выделяют
следующие этапы эксперимента:
Различают эксперимент естественный
(в условиях обычного образовательного
процесса) и лабораторный — создание
искусственных условий для проверки, например,
того или иного метода обучения, когда
отдельные учащиеся изолируются от остальных.
Чаще всего используется естественный
эксперимент. Он может быть длительным
или кратковременным.
Педагогический эксперимент
может быть констатирующим,
устанавливающим только реальное состояние
дел в процессе, или преобразующим
(развивающим), когда проводится целенаправленная
его организация для определения условий
(методов, форм и содержания образования)
развития личности школьника или детского
коллектива. Преобразующий эксперимент
требует наличия для сравнения контрольных
групп. Трудности экспериментального
метода состоят в том, что необходимо в
совершенстве владеть техникой его проведения,
здесь требуются особая деликатность,
такт, щепетильность со стороны исследователя,
умение устанавливать контакт с испытуемым.