Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:11, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности художественно - изобразительной деятельности дошкольников
2. Организовать педагогическую работу по ознакомлению детей с натюрмортом и книжной графикой.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы формирования у старших дошкольников знаний о произведениях искусства…………………………………………………….…...6
1.1 Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей
дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.2 Технология ознакомления детей с натюрмортом………………….………..9
1.3 Методика ознакомления детей с иллюстрацией…………………………..14
2 Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений искусства…………………………………18
2.1 Задачи и методика проведения эксперимента……………………………..18
2.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27
высокий уровень - нет.
Для того, чтобы выяснить представления детей об выразительных средствах сюжетной композиции, нами была проведена беседа. Детям задали вопросы: Чем сказочные герои отличаются от реальных? Каким цветом характеризуется каждое время года? Какие средства выразительности будут использовать дети при рисовании рисунка, передающего характер образа. Дети сказали, что сказочные герои (животные) могут говорить, а реальные - нет; в сказке герои могут разговаривать с животными, а в реальной жизни - нет. На вопрос, каким цветом отличается каждое время года, дети ответить затруднились, а на третий вопрос, дети совсем не смогли ответить.
Таким образом, можно сделать выводы: Изменением
задачи изображения не побуждает детей
искать новый, оригинальный образ. Дети
лишь добавляют к готовым образам новые
детали. Неумение создавать сказочные
образы может объясняться недостаточным
художественным опытом детей, невниманием
педагогов к этим образам.
Заключение
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Иллюстрации к литературным произведениям разных художников дают представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, в какой-то мере стимулируют собственное творчество детей.
Знакомство детей со сказочными образами - одна из важных сторон работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей.
Необходимо
познакомить детей с
Разработана серия занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы и книжной графики.
Рисование для детей - органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка - умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь.
Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует - и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей.
В целом задачи моего исследования можно
считать выполненными. Однако, в связи
с тем, что данная проблема изучена недостаточно,
она требует дальнейших теоретических
и практических разработок.
Список использованных источников
1.Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:/Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Г.Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000.-300 с
2.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/В.В. Давыдов - М.-1996., 99 с.
3. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников/ Казакова Т.Г. - М. : Педагогика. 1983.-206 с.
4. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество/ Комарова Т.С. - М. : Педагогика, 1990.- 326 с.
5. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ В.Б. Косминская,Н.Б. Халезова М.- Просвещение, 1981г.- 323 с.
6. Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей/Г.В. Лабунская. - М. : Просвещение, 1965.- 208 с.
7. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой - М. : 1982.- 426 с.
8. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/В.С. Мухина. - М. : Педагогика, 1981. – 365 с.
9. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников/Л.Прохорова// - Дошкольное воспитание. – 1996.- №5. - стр. 21-27.
10. Психологическая диагностика: Учебное пособие/ Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М. : Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.
11. Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова. - М. : 1982.- 283 с.
12. Силивон, В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект)/В.А. Силивон. Монография. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183 с.
13.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева. - М. : Просвещение, 1985. - 356 с
14. Трофимова, М.В.Изобразительное искусство/М.В. Трофимова, Т.И. Тарабанова. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
15. . Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста/Е.А. Флёрина. - М. : 1956. - 297 с.
16. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М. : 1974. – 452 с.
17. Эстетическое
воспитание в детском саду. - М. : 1985. – 256
с.