Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:11, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности художественно - изобразительной деятельности дошкольников
2. Организовать педагогическую работу по ознакомлению детей с натюрмортом и книжной графикой.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы формирования у старших дошкольников знаний о произведениях искусства…………………………………………………….…...6
1.1 Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей
дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.2 Технология ознакомления детей с натюрмортом………………….………..9
1.3 Методика ознакомления детей с иллюстрацией…………………………..14
2 Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений искусства…………………………………18
2.1 Задачи и методика проведения эксперимента……………………………..18
2.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27
При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде проявляется эстетическое чувство. Малышей волнует яркий цвет, блестящая поверхность, старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, выразительность силуэта. Эстетические чувства у детей с возрастом становятся более глубокими и осознанными. По мере развития и обогащения представлений дети воспринимают более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов.
Непосредственно эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например, ветвей дерева. Эстетическое чувство может быть вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета, например, глиняных и керамических предметов. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.
Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др. [9, с. 17]
1.2 Технология ознакомления детей с натюрмортом
В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами знакомых им художников - иллюстраторов, оформляют выставки, посвященные творчеству какого-либо художника, выставляют для рассматривания изделия народных промыслов, устраивают викторины.
Старшие дети уже способны понять и объяснить, почему им нравится тот или иной предмет, та или иная картина. Они уже могут отметить динамичность скульптурного изображения, краски, композицию натюрмортного полотна, красоту ритма декоративного рисования.
Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.
С натюрмортом дети впервые встречаются в старшей группе. Натюрмортная техника очень богата - это масляные краски (масляный натюрморт), акварель (отличающаяся прозрачностью и мягкостью красочного слоя), гуашь, темпера, пастель, фреска, мозаика. Главные средства выразительности - цвет, колорит, композиция, ритм [5, с. 79].
В старшей группе воспитатель учит детей воспринимать содержание произведений живописи, видеть и понимать элементарные художественные средства, которые художник использовал для передачи красоты окружающей природы, чувствовать построение произведения, любоваться им.
В старшей группе детей можно продолжать знакомить с натюрмортом. Ведь на занятиях по аппликации, рисованию они выполняют с натуры и по представлению композиции из ваз, комнатных и садовых цветов. Знакомство с работами мастеров натюрморта повысит интерес к работе, расширит их представление о композиции рисунка, аппликации, о цветовых сочетаниях.
Знакомству с натюрмортом не обязательно посвящать целиком занятие. Репродукцию картины можно демонстрировать на занятии по аппликации или рисованию (картины К. Петрова - Водкина «Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Черемуха в стакане»; М. Кончаловского «Овощи», «Клубника»; К. Коровина «Розы»; О. Татевосяна «Натюрморт»; М. Сарьяна «Осенние цветы»; И. Хруцкого «Фрукты и цветы», «Цветы и плоды»; И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»).
Практика показывает: отсутствие определенных методов и приемов работы над эстетической выразительностью рисунков дошкольников
является одной из причин их однотипности, маловыразительности.
В отличие от первого этапа, в ходе которого разрабатывались и апробировались методы и приемы, направленные на овладение обобщенными способами действий в натюрмортном рисовании, на втором этапе работа была нацелена на формирование установки на возможные варианты обогащения эстетической выразительности рисунка за счет внесения элементов внешней декоративности.
Основная задача второго этапа - выявление наиболее эффективных педагогических условий, обеспечивающих целенаправленный, положительный, широкий и полный перенос приобретенных в натюрмортном рисовании знаний, навыков и умений в предметный и сюжетный рисунки.
Психологи и педагоги, характеризующие детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности для детей их содержания и средств выразительности, а также от созданных взрослым условий и руководства процессом восприятия.
Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только по тому, что изображено, как изображено, но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся нам очень лирическими, интимными, другие - торжественными, героическими, монументальными. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые и смешанные натюрморты.
Однопорядковый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и т.д. на картине может быть изображена и разнообразная снедь (вид - продукты питания) хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др.; предметы быта - посуда, инструменты, используемые в разных профессиях; материалы, ткани, книги, оружие и др.
Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию (И. Машков, «Клубника и белый кувшин»; И. Хруцкий, «Цветы и фрукты»; И. Михайлов, «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин, «Бокал и лимон» и др.)
Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «Накрытый стол», «Завтрак», «Десерт», «Ужин» и др. (К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт»; И. Грабарь, «Утренний чай»; «Неприбранный стол»; И. Машков, «Ананасы и бананы» и др.). В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека - или натюрморты с включение в них пейзажа (Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», И. Серебрякова, «За завтраком»; А. Лентулов, «Овощи»; П.Крылов, «Цветы на окне» и др.).
Натюрморт может быть включен в портрет, картины других жанров живописи. В этом случае он обычно служит для раскрытия характера человека, его социальной принадлежности, среды, обстоятельств, и тогда натюрморт теряет свою жанровую принадлежность.
Мы отметили основные виды натюрмортов в соответствии с их содержательной характеристикой, однако следует иметь в виду и другие характеристик натюрморта с точки зрения использованных художником средств выразительности. Так, наше внимание всегда привлекает цветовая тональность - теплая, холодная или контрастная гамма красок. Например, «Хризантемы» (И.Грабарь), «Подсолнухи» (В.Ван Гог), «Натюрморт» (О.Богаевская) - в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), «Купавки» (А. Головин) - в контрастной гамме.
Масштаб композиции в натюрмортах обычно ориентирован на размер «комнатной» малой вещи, отсюда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. Несколько иная, чем в других жанрах живописи, и композиция.
Главными героями здесь являются предметы, вещи, которые и подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту, поэтому здесь нет больших перспектив, далей, многоплановых точек зрения, где находится сюжетно-композиционный центр, располагается на втором плане. Передний обычно является к основному содержанию картины. К композиции натюрмортов, решаемых декоративно, основная группа предметов может быть расположена и на переднем плане, то есть у нижнего края картинной плоскости.
Большое значение в натюрморте имеет точка зрения. При низком уровне горизонта изображение воспринимается сильно сокращенным в глубину, предметы кажутся более высокими. Точка зрения сверху как бы ставит изображение «на дыбы», такая точка зрения создает впечатление приземистости предметов. Среднеоткрытый горизонт увеличивает протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт. Глубину пространства усиливает и перспективное изменение каждого предмета.
Формат плоскости - также особое средство выразительности: квадратная форма создает впечатление некоторой устойчивости, горизонтальная носит характер панорамности, вертикальная дает ощущение торжественности, монументальности. Для создания композиционного равновесия художники используют свет и цвет, противопоставление крупных и мелких форм, расположенных вертикально и горизонтально. Предметы подбираются художником не случайно; они дополняют, подчеркивают выразительность друг друга или выступают в контрасте, («спорят», «ссорятся»).
Некоторые исследователи рассматривают натюрморты и с точки зрения трактовки художественного образа. Так, Н.М.Зубарева предлагала детям натюрморты, выполненные в обобщенно-реалистической; реалистической, но детализированной; декоративной манере. Реалистически выполненные натюрморты рассчитаны на правдоподобие, внешнюю живописность, объемно-пространственную иллюзорность. Декоративные работы отличает яркость, условность, декоративность, родственная произведениям русского народного искусства. Это обобщенное решение объема, графичность, уплощенность предметов, четкость силуэтов, ограниченное решение пространства, акцентирование ритмов. Изменяется отношение и к пространству. Все предметы как бы приближены к зрителю. От этого весь натюрморт решается почти на одной плоскости. Для большей выразительности иногда применяется четкая контурная линия, подчеркивающая общий силуэт предмета. Часто вводится орнамент, как на фоне, так и на самих предметах, который вплетается в графический ритм всего натюрморта и создает вместе с ним единую гармоничную композицию.
Именно натюрморты, выполненные декоративно, как показало исследование Н.М. Зубаревой, наиболее предпочитаемы детьми на первых этапах работы при ознакомлении их с живописью.
Таким образом, знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника - и донести это до детей в доступной форме [17, с. 98].
1.3 Методика ознакомления детей с иллюстрацией
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.