Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:51, реферат

Описание работы

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Содержание

Введение. 4
1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста. 6
1.1 Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста (до 1 года жизни) 6
1.2 Задачи работы по развитию речи в 2-ой группе раннего возраста (от 1 до 2 года жизни) 9
1.3 Задачи работы по развитию речи в 1-ой младшей группе детей дошкольного возраста (от 1 до 2 года жизни) 10
2. Методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего возраста (до 3 лет) 13
3. Методика ознакомления с литературными произведениями детей младшего дошкольного возраста (до 3 лет) 16
4. Методические приемы ознакомления с литературными произведениями детей 1-ой и 2-ой групп младшего дошкольного возраста. 25
Заключение. 33
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 54.12 Кб (Скачать)

На одном занятии читается одно произведение и 1-2 из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать  уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки, стихи. Повторение эмоциональных  переживаний не обедняет восприятие, но ведет к усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмыслению событий, поступков героев. Уже в  младшем школьном возрасте у детей  появляются любимые персонажи, дорогие  для них произведения, потому их радуют каждая встреча с этими  персонажами.

Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувствами, выраженными в нем, они  должны прочувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т.д. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественной литературе дети усваивают и язык. Такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья (чувства языка).

Читать выразительно - значит выражать интонацией и все отношение к  тому, о чем читаешь, оценивать  содержание читаемого со стороны  эмоционального воздействия. В раннем возрасте еще е понимая речь, дети оценивают характер ее эмоции и соответственно реагируют на нее. Потому выразительное  чтение - это и способ довести  всю гамму эмоций, и способ развития и совершенствования чувств ребенка.

Определенный уровень развития эмоциональной сферы психики  детей той или иной возрастной ступени, достигнутой средствами интонации позволит воспитателю помочь детям усвоить выразительные средства лексики и грамматики (морфология и синтаксис) на следующей ступени.

При подготовке к дикторскому прочтению  текста воспитатель становится в  положение слушателя данного  текста, старается предвидеть что, именно может затруднить его слушателей, ищет средства облегчения восприятия (по Боголюбской М.К., Шевченко В. В): орфоэпия чтеца, сила его голоса, темп речи (менее значительное быстрее), паузирование, ударения и эмоциональная окраска голоса (4,214).

Программа детского сада по методике О.С. Ушаковой ставит перед воспитателем задачу пробуждать у детей желание  слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений, воспитывать  умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать  положительным героям (5,119). Начиная  с младших групп необходимо подводить  детей к различению жанров. Воспитатель  должен обязательно называть жанр литературного  произведения. Конечно, углубление понимания  специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. В младшей группе дети, слыша названия жанров, просто его запоминают.

Необходимо избегать неправильных выражений ("расскажу сказочку, стишок"). Названия жанров должны даваться четко  и правильно. Сказки рассказываются, рассказ читается стихотворения читаются и заучиваются. Разные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям четвертого года жизни предпочтительно рассказывать, а не читать по книге - это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в спину, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать ее два или даже три раза, можно повторить только самые яркие места. После рассказывания  рекомендуется предложить детям  вспомнить наиболее интересные моменты  и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки "Маша и медведь" можно спросить: "Что говорил медведь, когда  хотел съесть пирожок? " - дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: "Сяду на пенек, съем пирожок". Воспитатель: "А что Машенька отвечала медведю? " - побуждает их вспомнить слова: "Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь  пирожок! ". Повторяя эти слова, дети лучше усваивают содержание сказки, учатся интонационно передавать слова  ее героев, и пусть пока повторяют  интонации воспитателя. Это закладывает  основы самостоятельного развития в  более старшем возрасте.

После слушания сказок "Волк и козлята", "кот, петух и лиса" можно  повторить песенки действующих  лиц. А чтобы дети приучались отвечать на вопросы педагога по содержанию, он вызывает ребенка и предлагает повторить песенку персонажа. Народные сказки дают образцы ритмической  речи, знакомой с красочностью и  образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие  образы как петушок-золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т.п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей - они начинают использовать их в своих играх.

Для чтения дошкольникам рекомендуются  небольшие рассказы и стихотворения, такие, как "Игрушки" А. Барто, "Мой Мишка" З. Александровой - воспитание у маленьких слушателей доброго чувства, положительных эмоций. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выраженное в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают,… а затем и запоминают все стихотворения. Детей четвертого года жизни особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся легкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети улавливают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают чувства.

На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи - при чтении стихов нужно научить  малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить  ударения на рифмующихся словах, потому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиться, чтобы и дети произносили стихотворение  правильно.

После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить  детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, прочитать  стихотворения Е. Блашниной "Вот какая мама", воспитатель может задать вопрос как самого ребенка наряжала мама на праздник. Пусть отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из одного двух простых предложений - это уже подготовка к обучению рассказывать.

Конечно, много вопросов малышам  задавать не следует - по два, по три  вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова  запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка.

В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, сказки, стихи и  ритмические строчки из сказок, для  того, чтобы поэтические образы лучше  усваивались и не забывались. Запоминание  стихов и сказок оказывает большое  внимание на развитие словаря ребенка. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили  в их активный словарь. Для этого  следует чаще повторять их в самых  разнообразных сочетаниях, иначе  малыш воспримет новые слова  просто как сочетание звуков, не постигнув их значение. Задача воспитателя - научить детей понимать слова, которые  они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании  с другими словами.

В практике работы иногда встречается  такой подход к ознакомлению с  художественной литературой: педагог  выразительно, эмоционально читает сказку или стихотворения и на этом ознакомление заканчивается. Дети, возможно, и хорошо понимают смысл прочитанного, но чтение не развивает их мысли - содержание произведения и слова, которые они  услышали, быстро забываются. Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, но работа над произведением дальнейшее повторение слов и выражений, которые дети запомнили и усвоили, совершенно необходимо.

Если после каждого занятия  повторять, закреплять новые слова, преподносить их в самых разнообразных  сочетаниях - дети будут лучше усваивать  лексику и строй родного языка.

Особое внимание надо уделять формированию грамматики правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы, по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всесторонне развитие речи: звуковую культуру речи, грамматический строй, словарь. Уже с младшего дошкольного  возраста закладываются основы развития связной речи, необходимые для  последующего восприятия более сложных  произведений, для дальнейшего развития речи.

 

4. Методические приемы ознакомления  с литературными произведениями  детей 1-ой и 2-ой групп младшего  дошкольного возраста.

Повторное чтение художественных произведений и их отдельных частей.

Небольшое по размеру художественное произведение воспитатель читает на данном занятии несколько раз  подряд, в порядке:

Выразительно читается текст произведения;

Детям дается время ¼ или ½  минуты на то, чтобы пережить эстетическое удовольствие от прозвучавшей миниатюры, затем воспитатель спрашивает их, не прочитать ли еще;

Воспитатель уступает просьбе и  начинает читать текст повторно и  в 3, и в 4 раз, но нельзя, чтобы чтение надоело детям - при ослаблении внимания чтение нужно прекратить. Лучше прочесть это в другой раз, когда дети смогут прослушать его с таким же удовольствием.

Чем младше дети, тем быстрее они  утомляются от повторного чтения. Цель повторного чтения основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений  изучаемого произведения для лучшего  усвоения его этического и эстетического  содержания, непроизвольное усвоение языка (речи).

В 3-4 года (в 1 и 2 младших группах) отдельные  места читаемых произведений повторяют  просто для того, чтобы дети их запомнили - запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию, т.е. повторения для развития чувства языка.

Программа детского сада предусматривает  для этого много произведений устного народного творчества, в  которых основной мотив многократно  повторяется: это сказки "Курочка-ряба", "Репка", "теремок", "Колобок", "Козлята и волк", "Маша и медведь", "Коза-дереза" и др. эти повторы и прочтения сказки можно закрепить в памяти еще раз - например, в 1-ой младшей, чтобы уяснить какие же яички снесла курочка повторяются соответствующие места сказки (снесла курочка яичко, не простое - золотое).

Читая (рассказывая) во 2-ой младшей  группе уже знакомую детям сказку "Колобок", надо постараться, чтобы  дети запомнили песенку колобка, и для этого повторяться. Естественно, что усваиваются и интонации  персонажей.

Рассматривание картинок в книжке.

Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно  воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку  читаемый текст, но она и может  помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно  сначала прочесть детям текст, а  затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина  следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут  только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети"не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Но после того как книга прочитана, внимание детей фиксируется на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, веще события, о которых  шла речь в тексте. При повторном  чтении книги после рассматривания иллюстраций словесный материал усваивается очень интенсивно.

Исключение - в тех случаях, когда  в книге идет речь о вещах, неизвестных  детям, когда встречаются незнакомые, непонятные слова - целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие иллюстрации.

Известны иллюстраторы-художники, по праву - соавторы писателей: иллюстрации  В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; иллюстрации И. Васнецова к народным сказкам; рисунки В. Горяева к  стихотворениям А. Барто, рисунки Ф. Лемкуль к стихотворениям С. Михалкова.

Приемы рассматривания меняются по возрастным группам:

узнавание ребенком персонажей, вещей;

соотнесение фраз текста с картинками;

оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жестов ребенка;

сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

1-ая часть облегчается тем,  что сам педагог показывает  иллюстрации в процессе чтения (сначала читает весь рассказ). Например, при чтении "Цыпленка" К. Чуковского, если дети раньше  видели цыпленка, им не нужно  было до чтения объяснять и  показывать его. Затем, при  повторном чтении, воспитатель показывает  детям картинки, изображающие героев  рассказа в соответствующих ситуациях.  Затем воспитатель раздает детям  книжки, чтобы они сами могли  еще раз рассмотреть картинки. После того, как они рассмотрены,  рассказ читается еще раз без  обращения к иллюстрации.

Диафильмы на темы тех сказок и  рассказов, которые уже дети слушали  в чтении, и которые видели картинки - иллюстрации, т. е это еще одно толкование образов персонажей, созданных  художником. По сравнению с типографским исполнением рисунка диафильм отличается своеобразием материальных средств  подачи иллюстрации (фотопленка, слайд, проекционное устройство дл их демонстрации). Проекция может сопровождаться и голосом воспитателя, и голосом диктора с пластинки, магнитофона, т.е. технизация обучения родному языку, имеющая несравненно большее возбуждение детей. Но, учебное средство, сильно воздействующее на эмоциональную сферу детей, быстро утрачивает свою действенность, если они используются слишком часто.

Диафильмы достаточно показывать примерно 10 раз в году, на занятиях и вне  занятий - в уголке книги, при повторном  чтении какой-либо сказки, рассказа.

К концу пребывания в 1-ой младшей  группе (к 3 годам) - диафильм "Курочка-Ряба" - дети рассматривают каждый кадр сказки, с удовольствием находят знакомые. Перед просмотром диафильм рекомендуется рассмотреть с малышами картинки в книге на ту же тему, а во время просмотра - упражнять в звукоподражании.

Во 2-ой младшей группе рекомендуется  расчленять зрительное и слуховое восприятие. При демонстрации дети сначала самым  внимательным образом рассматривают  кадр-картинку, а затем - слушают  рассказ об увиденном. В иных случаях - можно организовать игру-драматизацию художественного произведения. После того, как дети рассмотрят кадр-картинку воспитатель передает содержание с охранением интонаций. После показа диафильма - организуется своеобразное его обсуждение - дети воспроизводят отдельные эпизоды, делятся своими впечатлениями, делают свои выводы. Малыши вначале трудно воспринимают голос, записанный на пластинке, но быстро привыкают к этому.

Информация о работе Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста