Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:51, реферат
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Введение. 4
1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста. 6
1.1 Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста (до 1 года жизни) 6
1.2 Задачи работы по развитию речи в 2-ой группе раннего возраста (от 1 до 2 года жизни) 9
1.3 Задачи работы по развитию речи в 1-ой младшей группе детей дошкольного возраста (от 1 до 2 года жизни) 10
2. Методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего возраста (до 3 лет) 13
3. Методика ознакомления с литературными произведениями детей младшего дошкольного возраста (до 3 лет) 16
4. Методические приемы ознакомления с литературными произведениями детей 1-ой и 2-ой групп младшего дошкольного возраста. 25
Заключение. 33
Список использованной литературы
Реферат: Методика ознакомления
детей с литературными
Кафедра педагогики и частных методик
Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста
Выполнила: студентка 5 курса
факультета заочного образования
по специальности:
"Дошкольная педагогика и психология" (1-6)
Осипова Ю.Г.
Проверила:
старший преподаватель
кафедры педагогики и частных методик
Кружкова Любовь Георгиевна
Содержание
Введение. 4
1. Методика ознакомления детей
с литературными
1.1 Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста (до 1 года жизни) 6
1.2 Задачи работы по развитию речи в 2-ой группе раннего возраста (от 1 до 2 года жизни) 9
1.3 Задачи работы по развитию речи в 1-ой младшей группе детей дошкольного возраста (от 1 до 2 года жизни) 10
2. Методика ознакомления с
3. Методика ознакомления с
4. Методические приемы
Заключение. 33
Список использованной литературы.. 35
Введение
Художественная литература - могучее
действенное средство умственного
нравственного и эстетического
воспитания детей, оказывающее огромное
влияние на развитие и обогащение
речи. В поэтических образах
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка (1,341). Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок (1,341). Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция
1. Методика ознакомления детей
с литературными
1.1 Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста (до 1 года жизни)
Одним из существенных разделов педагогики раннего детства является методика развития речи детей первых лет жизни, разработкой которой занимались такие педагоги и методисты, как Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ф. Ладыгина, Е.К. Каверина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская и др.
Программа детского сада разделяет первый год жизни на 4 периода: (в каждом задачи, по которым строится методика развития речи):
1 период - до 2,5-36 мес. - собственно младенческий
возраст, когда важно
2 период - от 2,5-3 мес. До 5-6 мес. - голосовые
реакции приобретают
"Эмоциональный разговор" - это
молчаливое присутствие в нем
зрения ребенка, затем - демонстрация
игрушки и эмоционально-
При переходе от гуления к лепету - "спонтанная" голосовая активность (связь слухового и речедвигательного анализатора), поэтому в группе нужно поддерживать тишину, чтобы ребенок мог слышать себя (произнесение звуков становится видом деятельности) для развития первичного понимания.
3 период (от 5-6 мес. До 9-10 мес.) - ставит
задачи развития понимания и
подражания звукам, звукосочетаниям
речи взрослого. Взрослый
4 период - (от 9-10 мес. До 1 года) - задачи
расширения понимания названий
предметов, движений, действий, развития
лепета, подражания слогам, словосочетаниям,
учить овладевать новыми
К концу 1 года жизни у ребенка
формируется эмоционально-
1.2 Задачи работы по развитию речи в 2-ой группе раннего возраста (от 1 до 2 года жизни)
Задачами второго года жизни ребенка является развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими. Второй год жизни по методике М.И. Поповой делится на 2 периода:
период - (с 1 г. до 1 г.6 мес) - важно развитие понимания речи взрослого. В программе детского сада дается перечень категорий слов, обозначающих названия людей, предметов, простых действий, которые нужно учить понимать, как и фразы, в которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.
период (от 1 г.6 мес. до 2 лет) - также важно развитие понимания речи через расширение ориентировки в окружающей действительности, понимание названий и вблизи. И вдали, названий признаков, правил поведения, коротких рассказов, стихов, потешек. Главная задача - развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз), посредством формирования умения общаться по различным поводам со взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
На 2-ом году жизни работа по развития речи организуется через режимные моменты, самостоятельную игру, занятия с развитием двигательной активности и спецзанятия по развитию речи, представленные в 4 группах (по наглядным средствам): с живыми, неживыми объектами, игрушками, изображениями предметов или игрушек на картинках.
Наблюдение и обсуждение животных, транспорта организуется воспитателем на занятиях, прогулке. Игровым действиям с игрушками надо обучать одновременно с овладение способами действий и сопровождающими словами, развивая способность подражания (малыш становится разговорчивым), обогащая самостоятельную игру.
Занятия по картинкам начинаются с 1 года жизни, где малыша привлекают к изображению, закрепляют узнавания, а с 1 года 6 месяцев при показе объясняют смысл, раскрывают сюжет.
Произведения устного
Важны методы "инструкции к действию", опрос после выполнения поручения (особенно во 2-ом периоде), обучение названиям действий в процессе показа, прием вопросов, приемы, нацеливающие ребенка на употребление конкретных слов (по образцу). Важна роль и совершенствования самостоятельной игры малыша, совершенствующей таким образом речи малыша.
При поступлении в детский сад в период адаптации к новым условиям речевая активность может снижаться, потому при перемене условий жизни необходимо чаще общаться с ребенком, проводить индивидуальные занятия - вначале с игрушками, затем - с картинками. Привлекать внимание к окружающим предметам.
1.3 Задачи работы по развитию речи в 1-ой младшей группе детей дошкольного возраста (от 1 до 2 года жизни)
На третьем году жизни ребенка стоят задачи приучать понимать речь без наглядного сопровождения, расширять активный и словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
Если в подготовительном периоде на 1 и 2 году жизни закладывается основа, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, речедвигательный (артикуляционный) аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения, то во втором периоде раннего детства - на 3-м году жизни способствует установлению преемственности речевой работы в этих группах.
В 1-ой младшей группе дошкольников необходимо развитие ориентировки в окружающем, наблюдательности, знакомства с трудовыми действиями взрослого для решения таких задач, как развитие смысловой стороны речи, артикуляции, функции общения и обобщения (усвоение и употребление слов) - если не учить, то развернутые словесные ответы замещаются простыми словами.
Формы развития речи прежние, усложняется содержание занятий (дидактические направления деятельности малышей: наблюдение, рассматривание). Работа по наблюдению за окружающим учит различать различные объекты по внешнему виду, уточняет сведения о них, учит сравнивать предметы (побуждение мышления). Работа с картинками направляет внимание на детальное рассмотрение изображения, развивает умение повторять слова и высказывать сове суждение (используются сюжетные картинки).