Методика конструктивного решения конфликта в воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Я считаю, что данная тема актуальна во все времена, т.к. жизнь человека представляет собой постоянный переход от одного конфликта к другому. Это и неудивительно, потому что на каждом шагу нас подстерегают разнообразного рода противоречия: бытовые и профессиональные, личные и межличностные. Разрешив одни из них, мы сталкиваемся с новыми, преодоление которых выявляет очередные, ранее скрытые от нашего взора противоречия. В процессе такого движения осуществляется личностное развитие, развиваются и совершенствуются межличностные отношения, и что немаловажно – появляются новые пути решения проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Определение конфликта………………………………………………...4
2. Этапы развития конфликта…………………………………….….……6
3. Типы конфликтов………………………………………………………..9
4. Причины конфликтов…………………………………………………..12
5. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения…………...15
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы...………………………………………………..……19

Работа содержит 1 файл

Готовая методика.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3

     1. Определение конфликта………………………………………………...4

     2. Этапы развития конфликта…………………………………….….……6

     3. Типы конфликтов………………………………………………………..9

     4. Причины конфликтов…………………………………………………..12

     5. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения…………...15

     Заключение………………………………………………………………..18

     Список  литературы...………………………………………………..……19

 

      Введение 

     Данная  работа посвящена изучению конфликтных  ситуаций в педагогическом процессе. Я считаю, что данная тема актуальна во все времена, т.к. жизнь человека представляет собой постоянный переход от одного конфликта к другому. Это и неудивительно, потому что на каждом шагу нас подстерегают разнообразного рода противоречия: бытовые и профессиональные, личные и межличностные. Разрешив одни из них, мы сталкиваемся с новыми, преодоление которых выявляет очередные, ранее скрытые от нашего взора противоречия. В процессе такого движения осуществляется личностное развитие, развиваются и совершенствуются межличностные отношения, и что немаловажно – появляются новые пути решения проблем.

 

      1. Определение конфликта 

     Конфликт  – это и разрушение, и созидание  одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и  взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того, чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело идти на него, вникать в его суть, управлять его созидательной силой, ибо в результате разрешения конфликта происходит обогащение духовного мира и восхождение субъектов на более высокий культурный уровень. Не избегать, а создавать конфликты требует логика человеческого развития.

     Педагогический  контекст рассмотрения конфликта имеет  особое значение для школьной практики. Конфликт между учителем и учеником (или группой, коллективом), ученика с другими детьми так же, как и педагога с коллегами, всегда имеет в своей основе противоречие, выступающее условием всякого развития. Отсутствие противоречия в жизни человека обрекает его на скудное, лишенное смысла существование. Это путь к деградации личности, утрате связей и отношений с другими людьми, это уход от реальности в мир иллюзий, в то время как осознание противоречия и своей роли в нем пробуждает в человеке активность, заставляет его действовать, творить и изменяться.

     Терминология конфликта довольно обширна, и зачастую это приводит к разночтению одних и тех же понятий. Так, например, происходит при использовании в обиходе понятий: конфликт, инцидент, конфликтная ситуация. Разберемся в их смысловом значении, чтобы лучше представлять динамику развития противоречия и взаимоотношений между людьми.

     В переводе с латинского conflictus означает столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор. Конфликт – это всякого рода противоречие между субъектами (в случае внутреннего конфликта человек вступает в противоречие с самим собой). Его проявления разнообразны и динамичны, поэтому переход от одной стадии к другой происходит довольно быстро, и при неумении разрешить конфликт он стремительно достигает апогея своего развития, приобретая наиболее жесткие, неприглядные формы, характеризующиеся накалом страстей, всплеском эмоций, а зачастую, и неуправляемостью поведения его участников.

 

      2. Этапы развития конфликта 

     Но  для того чтобы спор между субъектами разгорелся, необходимо, в первую очередь, чтобы они имели различные позиции во взгляде на один и тот же вопрос, то есть их положение по отношению друг к другу и обсуждаемой проблеме было бы различным. Конфликтная ситуация – это позиционное различие в восприятии объективности. Это конфликт в потенции, так как наметившееся противоречие еще завуалировано, скрыто от субъектов или, по крайней мере, от одного из них. На этот этап редко обращают внимание, считая, что конфликтная ситуация еще не конфликт. Однако такая беспечность приводит к быстрому развитию событий, и первый этап сменяется вторым.

     Вторым  этапом в развитии конфликта становится инцидент (по словарю – неприятный случай, недоразумение, столкновение). Имея более или менее устойчивую позицию, субъект выстраивает на ее основе свое поведение, вступая во взаимодействие с другими людьми. Дальнейший ход событий определяется рядом причин: видят ли субъекты противоречие, желают ли его разрешить, способны ли это сделать. От ответа на каждый их этих трех вопросов зависит продолжительность и острота конфликта.

     Последний шаг – снятие противоречия, разрешение конфликта. Это позволит субъектам  подняться на новый уровень взаимоотношений, по-новому выстроить свое поведение. Следует иметь ввиду, что устранение одного противоречия не исключает появление нового, но оно уже будет находиться в плоскости следующего, более высокого культурного уровня.

     Разрешение  конфликта является творческим актом, и здесь не может быть уникального  рецепта. Индивидуальный поиск решения  и его реализация конкретным человеком осуществляется с учетом множества факторов складывающейся ситуации. Освоение технологии разрешения конфликта помогает представить структуру этого процесса, выделив в нем ключевые звенья, способствует расширению арсенала способов выхода из конфликта, делает возможным распознавание конфликта на самых начальных стадиях.

     Первым  этапом на пути разрешения конфликта  является его обнаружение. От умения увидеть конфликт на начальных стадиях  развития зависит многое: его продолжительность  и острота, возможность или невозможность корректирования взаимоотношений, а также способ разрешения противоречия. Здесь нет и не может быть мелочей, так как первые проявления конфликта бывают очень незначительными и, как правило, не улавливаются сознанием, но именно они и являются наиболее значимыми для процесса разрешения. При этом нужно помнить, что формы проявления конфликта чрезвычайно разнообразны и каждая из них характеризует соответствующую степень изменения отношений.

     Результатом противоборства, как поступательного движения в рамках обострения взаимоотношений, становится одна из двух форм: разрыв отношений (если соперники равны по силе и позиции) или принуждение (когда одна из сторон обладает большими возможностями).

     Вторым  этапом разрешения конфликта становится анализ ситуации. Анализ начинается с четкого обрисовывания события. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой, история развития взаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития и многое другое. Четкому обрисовыванию события способствует профессионально-педагогическая память педагога. Его умение распределять внимание, выделять главное и второстепенное, способность видеть, улавливать мелочи.

     После того как картина события воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон.

     Третьим этапом становится непосредственно  разрешение конфликта. Первым шагом  в этом направлении будет снятие психического напряжения. До тех пор, пока оно сохраняется в отношениях между людьми, конфликт не разрешить. Снятие напряжения осуществляется разнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставление права на несогласие; соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое.

 

3. Типы конфликтов 

     Существуют  четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью  и группой и межгрупповой конфликт.

     Внутриличностный  конфликт возникает тогда, когда  к одному человеку предъявляются  противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы  исполнитель постоянно находился  в офисе туристической фирмы  и «работал» с клиентами на месте. В другое время он уже выражает недовольство тем, что его сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.

     Внутриличностный  конфликт может возникнуть также  в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу — в свой выходной — какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил ему, что в связи с производственной необходимостью он должен в субботу работать. Внутриличностный конфликт возникает как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.

     Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. Чаще всего  это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может проявляться также и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.

     Конфликт  между личностью и группой. В  производственных группах устанавливаются  определенные нормы поведения, и  случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы.

     Межгрупповой  конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.

     Кроме того, конфликты классифицируют еще  и по степени проявления: скрытый  и открытый. Скрытые конфликты  затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты.

     По  значению для организации конфликты  делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). В  групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется  в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные противоречия, существующие между членами коллектива, способствует стабилизации группы. Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом. Обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции.

  По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые (как следует из названия) порождены объективными причинами, вторые — субъективными.

     По  сфере разрешения конфликтов их можно  подразделять на те, что разрешаются  в деловой сфере, и те, что разрешаются  в личностно-эмоциональной сфере.

     С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:

   1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется  тем, что участвующие в ней  стороны по-разному видят желаемое  состояние объекта в будущем. 

   2. Конфликт взглядов, когда участвующие  стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой  проблеме.

   3. Конфликт  чувств, когда у участников различны  чувства и эмоции, лежащие в  основе их отношений друг с  другом как личностей. Люди  просто вызывают друг у друга  раздражение стилем своего поведения,  ведения дел, взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 

 

4. Причины конфликтов 

     Каждый  конфликт имеет свою причину (источник) возникновения.

     Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения  и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения линейного руководства с функциональными службами, обусловленные плохим товароснабжением, неритмичностью поставок, низкой трудовой дисциплиной, способы предотвращения которых со всей очевидностью вытекают из характера самих недостатков.

Информация о работе Методика конструктивного решения конфликта в воспитательном процессе