Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:54, реферат
В начальных классах рассматриваются такие величины: длина, площадь, масса, емкость и время. Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, выполнять арифметические действия над величинами. Изучение величин имеет большое значение, так как понятие величины является важнейшим понятием математики и способствует усвоению многих вопросов курса математики.
Федеральное агентство по образованию.
Государственное образовательное учреждение профессионального образования.
Стерлитамакская
государственная педагогическая академия.
Факультет
педагогики и психологии
Реферат
Методика
изучения темы «Время
и его измерение»
Выполнила: Мурзакаева Э.Р.
Проверила
: Гребенникова Н.Л.
Стерлитамак 2010
1.История о единице времени
В
начальных классах
Каждая изучаемая величина - это некоторое обобщенное свойство реальных объектов окружающего мира. Упражнения в измерениях развивают пространственные представления, вооружают учащихся важными практическими навыками, которые широко применяются в жизни. Следовательно, изучение величин – это одно из средств связи обучения с жизнью.
Первые представления об измерении времени дети получают еще до школы. Они оперируют осознанно такими словами, как «один день», «два дня» и т.п. Многие дети знают что, неделя состоит из семи дней. Надо иметь в виду, что слово «день» дети понимают по-разному: один день - одни сутки и день как светлая часть суток в отличие от вечера, ночи, утра. Многие уже имеют определять время по часам, знают названия и последовательность дней в неделе, реже - названия и последовательность месяцев в году.
Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звездами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времен года. Они еще не умели объяснять эти явления, но стали с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки и год.
Продолжительность года определялась вначале очень неточно. Например, древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого. Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее, так как между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей.
Египтяне изобрели один из самых удачных календарей. Сначала они разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Но скоро они обнаружили, что год получился слишком коротким: Сириус опаздывал появляться над горизонтом на целых 5 дней. Пришлось добавить 5 праздничных дней в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут. Но и год в 365 суток на четверть суток короче правильного. Сириус стал опаздывать меньше, но все же за 4 года набегали целые сутки!
Примерно 2000 лет тому назад (в 238 году до нашей эры) царь Птолемей приказал отмечать раз в 4 года еще один праздник - в честь богов-покровителей. Вот теперь египетский календарь стал настолько удачным, что расходился с истинным лишь на один день в 128 лет. Этот календарь послужил образцом для других народов.
В 46 году до нашей эры римский император календарь в Древнем Риме. По юлианскому календарю (сейчас говорят - "по старому стилю") год содержит 365 суток, но каждый четвертый год -- високосный, он содержит 366 суток. Этим календарем пользовались до XVI века. К тому времени ошибка в счете, накапливаясь за каждые 128 лет на 1 сутки, составила уже 10 суток.
Следующую реформу календаря провел в 1582 году Григорий XIII -- папа римский. Этот календарь назвали григорианским ("новый стиль"). День после 4 октября 1582 года был объявлен 15 октября, чтобы поправить ошибку в 10 дней.
А чтобы ошибка не накапливалась так быстро, для високосных лет было внесено дополнение: годы, оканчивающиеся двумя нулями, стали считать високосными, если число сотен в них делится без остатка на 4. По этому правилу 1600, 2000, 2400 годы -- високосные, а 1900, 2100, 2200 -- простые. Таким образом, новый стиль отличается от старого тем, что в каждые 400 лет имеется на 3 високосных года меньше. Из-за этого разница в одни сутки накапливается не за 128 лет, а за 8300 лет! Полученная точность очень велика и вполне достаточна для практических нужд.
В России по религиозным соображениям григорианский календарь не вводился до XX века. К этому времени расхождение между старым и новым стилями составило уже 13 дней. Поэтому при введении нового стиля пришлось считать 2 февраля 1918 года 15-м февраля.
В
последние десятилетия
Для
измерения небольших
2. Методика изучения темы «Время и его измерение»
В
результате изучения темы у детей
должны быть сформулированы достаточно
четкие представления таких
Учащиеся должны уметь определять время по часам с точностью до 1 минуты, используя такие общепринятые выражения, как «сейчас 22 минуты первого», «сейчас без пяти минут двенадцать», «сейчас четверть третьего», «сейчас без четверти пять», «сейчас половина шестого или пять часов тридцать минут» и т.п. Дети должны научиться использовать табель-календарь, усвоить последовательность названий дней недели, месяцев в году.
Определяя методику, учитель должен учитывать, что понятие времени весьма отвлеченное. Представление о том или ином промежутке времени может быть дано лишь на основе сравнения с каким-нибудь хорошо известным детям промежутком, например продолжительностью урока или перемен.
Знакомство с такими единицами, как год, месяц, неделя, связывается с использованием табеля-календаря. Кроме очень небольшого числа упражнений, специальных упражнений для этого не требуется. Необходимые сведения даются детям в ходе текущей работы. Например, при записях в тетрадях даты «30 ноября» им сообщается, что 30 ноября - это последний день месяца, что ноябрь - последний месяц осени, что завтра начнется декабрь и т.п.
С опорой на табель-календарь решаются важные практические задачи по определению продолжительности событий, если указана дата его начала и его конца.
При обучении измерению времени по часам (с точностью до минуты), необходимо использовать модель циферблата с подвижной часовой и минутной стрелками, настольные часы.
В классе необходимо иметь демонстрационную модель и желательно модели малых размеров у каждого ученика. Соответствующие навыки не могут быть выработаны в одинаковой мере хорошо у всех учащихся за отведенные на изучение этой темы 5-6 уроков. Работу следует проводить и дальше, обращая внимание на тех учащихся, которым эти навыки даются с трудом.
К моменту ознакомления с часом и минутой учащиеся уже имеют представления о долях единицы. Это нужно использовать, знакомя детей с такими выражениями, как «четверть третьего», «половина десятого», «без четверти три» и т.д. для этого на модели циферблате часов мелом нужно провести два диаметра, делящие циферблат на четыре четверти. Это поможет иллюстрировать смысл соответствующих выражений.
Важно
не только научить детей узнавать
время по часам, но и вооружить
их конкретными представлениями
о продолжительности
Полезно установить с детьми, что продолжительность урока равна 45 мин, что перемена длится 10 мин, что за 1 мин средним шагом можно пройти 60-70 м или просчитать не очень быстро от 1 до 60. необходимо систематически давать ученикам задания для самостоятельного измерения времени дома: сколько времени (у каждого) требуется на то, чтобы встать и собраться в школу, сколько времени он тратит на приготовление домашних заданий, какова продолжительность рабочего дня родителей. Эти упражнения, развивая временные представления детей, имеют и большое воспитательное значение. Нужно приучать детей беречь время, рационально его использовать.
3. Задачи на измерение времени
1.Соревнования по теннису закончились в 4 ч 10 мин дня. В котором часу они начались, если длились 5 ч 40 мин?
2.Из
Москвы в Сергиев Посад в
8 ч 30 мин утра отправился
3.Умный муравей решил построить себе дом на прямоугольном участке земли со сторонами 8 дм и 5 дм. Какова площадь его участка? Какой длины забор должен он себе сделать?
3.Сколько месяцев в году? Запиши множество месяцев, в которых 31 день, и множество месяцев, в которых 30 дней. Остались ли еще месяцы? Сколько дней в феврале?
4.Есть ли идущие подряд месяцы, в которых 31 день?
5.
Запиши множество месяцев,
6. Сколько дней в 2007 году? Как определить это, не считая? Сколько дней в високосном году? Какие еще високосные годы будут в нашем веке? Назови первые пять високосных лет XXI века. Будет ли високосным 2300 год? А 2400 год? Почему?
Сколько секунд в 2 минутах? 10 минутах? Сколько секунд в 1 ча
Сколько минут составят 120 с? 180 с? 360 с? 600 с?
Сколько часов составляют: а) 2 суток 7 часов?
б) 3 суток 10 час
в) 10 суток 15 часов?
г) 100 суток 6 часов?
Рассмотрим кратко изучение темы «Единицы времени. Час. Минута».
Время — одна из самых трудных для изучения величин. Первые представления о времени у детей формируются еще в дошкольный период и опираются на доступные наблюдения последовательности событий во времени: ежедневные режимные моменты, наблюдения за природными явлениями, за событиями в сказках и т. п. Однако восприятие времени достаточно субъективно, поэтому и в начале школьного обучения дети испытывают трудности при сравнении временны́х промежутков (что длится по времени короче, что дольше), а также с трудом устанавливают последовательность событий (что было раньше, что позже, что за чем следует), особенно в тех случаях, когда подобных наблюдений не было в опыте ребенка или при установлении этих отношений отсутствует опора на наглядную модель.
В первом классе дети познакомились с единицей времени — часом. Предполагается, что они научились определять время по часам с точностью до часа. Но многие дети к началу второго года обучения утрачивают эти знания и умения. Поэтому на подготовительном этапе в первой четверти полезно предлагать детям упражнения, связанные с установлением временных отношений (раньше — позже, старше — моложе, что за чем следует во времени). За 3—4 урока до начала работы над темой следует предлагать детям следующие задания с использованием циферблата.
— Какое время показывают часы, если часовая стрелка указывает на число 9, а минутная стрелка — на число 12? (Показ.)
— На часах ровно 12 часов (11 часов, 6 часов). Покажите, как располагаются стрелки на циферблате.
В этом случае при ознакомлении с минутой как новой единицей времени дети быстрее поймут, что все часы устроены так: большая (минутная) стрелка проходит расстояние от одной маленькой черточки до другой за 1 мин, а маленькая (часовая) стрелка проходит расстояние от одной большой черточки до другой за 1 ч (показывается на циферблате). Новым на данном уроке будет установление отношения: «В 1 часе 60 минут». Надо показать, что за то время, когда маленькая стрелка сделает один шаг (1 ч), большая сделает полный оборот (сосчитать вместе с детьми: 5 минут да 5 минут — будет 10 минут; 10 минут да 5 минут — будет 15 минут, да еще 5 минут — будет 20 минут и т. д.), пройдет 60 минут.
Информация о работе Методика изучения темы «Время и его измерение»