Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 09:07, курсовая работа
Цель работы: изучить методику преподавания темы "Обработка металлов" в 6 классе. В связи с этим ставятся следующие задачи:
Раскрыть сущность и роль технологического образования школьников в формировании технологической культуре;
Проанализировать учебную программу;
Разработать календарно-тематический план;
Проанализировать методическую литературу;
Составить план-конспект уроков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.2. Понятие технологического образования 4
1.2. Содержание технологического образования школьников в 6 классе по разделу "Обработка металлов" 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ 19
2.1. Методы и формы изучения раздела "Обработка металла" 19
2.2. Календарно – тематический план по разделу "Обработка металла" 24
2.3. Деловая игра "Данила - Мастер" 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
Плакаты по теме.
Схемы, применяемые в учебнике.
Формы организации учебного процесса при изучении раздела
В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:
Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.
Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Мы используем фронтальный метод обучения на уроках. Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При разработке конспектов уроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ – построение схем для вышивания с применением информационных технологий.
Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования. При разработке конспектов уроков для 6 класса по разделу "Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка" мы не применяли индивидуальную форму обучения. [10, с.120-123]
Структура комбинированного урока:
Внешняя;
Внутренняя.
Внешняя структура включает в себя 3 элемента:
Вводный инструктаж;
Самостоятельная работа и текущий инструктаж;
Заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж предназначен для создания теоретической основы практической деятельности учащихся на уроке.
Внутренняя
структура выстраивается в
Вводный инструктаж включает в себя 5 основных элементов внутренней структуры:
1)
подготовка учащихся к
2) сообщение новых знаний;
3) самостоятельное получение учеником новых знаний 4) текущее повторение, первичное закрепление;
5)
создание ориентировочной
Самостоятельная работа и текущий инструктаж.
Внутренняя структура этого элемента строится по видам самостоятельной работы учащихся:
1)
самостоятельная работа по
2)
самостоятельная работа по
3) творческая проектная деятельность.
Заключительный инструктаж. Его внутренняя структура:
Урок 1.
Основные свойства металлов и сплавов.
Цели: дать учащимся общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате; воспитывать у учащихся навыки рационального использования материалов; способствовать развитию логического мышления и памяти.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы обучения: устный опрос, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторная работа.
Наглядные пособия: плакаты, стенды, подручный материал.
Ход урока:
1.
Организационно-
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.
2. Теоретическая часть.
1.
Повторение пройденного
Вопросы для повторения, пройденного материала:
1) Давайте вспомним, что такое металл.
2)
Какие ВИДЫ металла вам
З)
С каким металлическим
4) С какими видами слесарных работ вы уже знакомы?
5)
Какие графические изображения
металлических предметов вы
6)
Какие инструменты
2.
Изложение нового учебного
План беседы учителя с учащимися:
1) Черные и цветные металлы и сплавы.
2)
Механические и
З) Сортовой прокат.
1. Черные и цветные металлы и сплавы.
Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно подобрать наиболее подходящий для него материал. В чистом виде металлы применяются редко. Больше всего они используются в виде сплавов. Сплавами металлов называются сложные вещества, полученные путем смешивания в расплавленном состоянии с другими металлами или металла с неметаллическими элементами в точно определенном соотношении.
Все металлы и сплавы подразделяют на черные и цветные. К’ черным относят железо и сплавы на его основе - сталь и чугун. Все остальные металлы и сплавы - цветные.
Железо - металл серебристо-белого цвета с характерным блеском. Пластичен, хорошо обрабатывается, широко распространен в природе, но в чистом виде почти не встречается. Железо находится в земной коре в составе соединения с кислородом и другими элементами. Эти соединения называют железными рудами. Из них получают железо, которое применяют в виде различных сплавов с углеродом - чугунов и сталей.
Чугун - сплав железа с углеродами, содержащий более 2% углерода, а также примеси других элементов. Чугун является одним из самых дешевых и распространенных конструкционных материалов и широко применяется в машиностроении. Из чугуна получают сталь.
Сталь - это сплав железа с углеродом, содержащий до 2,1% углерода. Как и чугун, сталь содержит в себе примеси некоторых других элементов. Основное отличие стали от чугуна - это то, что сталь содержит меньшее количество углерода и примесей.
Сталь и чугун являются самыми распространенными материалами современной техники и производства. На их долю приходится основная масса всей металлической продукции.
Среди цветных металлов наиболее широкое применение имеют медь, алюминий и сплавы на их основе, а также олово, цинк и др.
Медь - металл розовато-красного цвета, обладающий электропроводностью и теплопроводностью, пластичностью, но сравнительно невысокой прочностью, хорошо обрабатывается. Применяется, прежде всего, в электропромышленности и химическом машиностроении. Сплавы меди обычно делят на две группы - латуни и бронзы.
Латунь - сплав меди с цинком, имеющий желтый цвет. Обладает высокой пластичностью, твердостью и коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности и в электротехнике.
Бронза - сплав меди с оловом или другими элементами, кроме цинка, имеющий желто-красный цвет. Бронза характеризуется высокой прочностью, твердостью, хорошо обрабатывается резал и м, обладает коррозионной стойкостью. Применяется для водопроводных кранов, для отливки художественных изделий, в электротехнике.
Алюминий - металл серебристо-белого цвета. едкий, вязкий, хорошо отливается и прокатывается в листы и проволоку. Широко используется в авиастроении, в электротехнике, при изготовлении предметов быта.
Дюралюминий - сплав алюминия с медью и другими элементами, имеющий серебристый цвет. Хорошо обрабатывается, обладает высокой коррозионной стойкостью. Применяется в авиации, машиностроении и строительстве, где требуются легкие и прочные конструкции.
Цинк светло-серый металл с голубым оттенком. Обладает высокой коррозийной стойкостью. Применяется для покрытия стальных изделий в целях защиты от коррозии.
Олово - металл серебристо-белого цвета, мягкий и пластичный. Олово можно легко раскатать в тонкие пласты, называемые фольгой. Применяют, для покрытия тонких листов стали и получения белой жести.
2.
Механические и
Каждый
металл и сплав обладает определенными
механическими и
К механическим свойствам относят прочность, твердость, упругость, вязкость, пластичность и др.
Прочность - способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки, не разрушаясь.
Твердость - свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала.
Упругость - свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после устранения внешних сил.
Вязкость - свойство тел поглощать энергию при ударе.
Пластичность - способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.
К
технологическим свойствам
Ковкость - свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара.
Жидкотекучесть - свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки.
Свариваемость - свойство металлов соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.
Обрабатываемость резанием - свойство металла или сплава подверга ься обработке резанием различными инструментами.
Возможность соединения пайкой - свойство металла или сплава подвергаться обработке пайкой.
Информация о работе Методика изучения раздела “Технология обработки металлов” 6 класс