Методика чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:28, реферат

Описание работы

Существует много различных классификаций видов чтения. В основу каждой из них положены разные принципы. Так, одни авторы разделяют чтение на виды по психологическим особенностям их восприятия: переводное – беспереводное, аналитическое – синтетическое; другие авторы – по условиям их выполнения: самостоятельное или несамостоятельное, подготовленное – неподготовленное; по обилию прочитываемого: экстенсивное – интенсивное и др. В настоящее время получила распространение классификация чтения, предложенная С.К. Фоломкиной, на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Работа содержит 1 файл

методика чтение.docx

— 45.82 Кб (Скачать)

     Задания, связанные с вопросно-ответными упражнениями. Они занимают большое место среди упражнений, стимулирующих и контролирующих понимание текста. Например, в вопросе к тексту: «Зачем туристы поехали в Эрфурт?» — подсказаны конкретные факты: действующие лица (туристы), куда они поехали (Эрфурт), кроме того, в вопросе сообщается также, что в тексте названа цель поездки туристов. Таким образом, вопрос уменьшает меру неопределенности, он жестко управляет вниманием читающего.

      Существует много разновидностей  вопросов, направленных на выявление понимания. Возможны вопросы к тексту, предполагающие в ответе цитату, т. е. готовый материал. Довольно типичны в этой связи задания: «Прочитайте текст и найдите в нем ответы на вопросы». Выполнение задания такого рода может достаточно надежно показать понимание.

       Возможны вопросы, вводящие текст-загадку.  Ответ на вопрос обычно лаконичен: просто отгадка, за которой, однако, стоит внимательное и заинтересованное чтение, учет всех подробностей. Примеры заданий такого типа:

    — Определите, из какой сказки  взят этот отрывок.

    — Выясните, почему текст так  называется.

    — Прочитайте и скажите, о  ком эта статья.

      Существуют вопросы, предполагающие  свободный ответ, хотя и вытекающий из содержания текста, но в самом тексте не имеющийся. Такой вопрос мобилизует продуктивные формы работы. Это чаще всего вопрос, выявляющий причинно-следственные отношения: «С какой целью? Почему? На каком основании?» Это могут быть вопросы к подтексту типа: «Что общего было у хозяев Осла, Собаки, Кошки и Петуха из сказки "Бременские музыканты"?», «Что роднило Осла, Собаку, Кошку и Петуха?». Или в связи с другим текстом: почему слова «покупать», «продавать», «продавец», «покупатель», «кассир» взяты в кавычки в этом тексте?» (предполагаемый ответ: «Здесь речь идет не о настоящем магазине, а об игре в магазин») и т. д.

       При ответе на вопрос, требующий  свободного ответа, возможен ответ на родном языке, так как главное — дать учащимся возможность доказать свое понимание прочитанного, а не показать умение оформить ответ на иностранном языке.

       Многое зависит также от места  вопроса: ставится ли он до  текста и после него. Вопрос, ставящийся перед чтением текста, направляет внимание читающего, он обнаруживает тему рассказа, снижая тем самым меру неопределенности. Послетекстовый вопрос способствует переработке конкретной информации, помогает выявить главное и существенные детали.

  Вопросы к тексту предопределяют вид чтения. Так, вопрос общей идеи текста: «О чем идет речь? В чем главная мысль?» или: «Ответьте на вопрос, поставленный в заголовке» — ориентирует на просмотровое чтение текста.

      Серия смысловых вопросов к  основному содержанию определяет  ознакомительный характер чтения.

      Вопросы к фактической стороне  текста и к подтексту, а также  к деталям предполагают изучающее чтение.

  Урок  по работе с текстом может быть организован в следующей последовательности:

  1. Снятие языковых трудностей; семантизация новых лексических единиц, повторение ранее усвоенного языкового материала, важного для понимания содержания.
  2. Беседа с учащимися перед чтением текста, целью которой заинтересовать ребят, создать мотив и потребность в чтении текста и активно участвовать в обсуждении прочитанного
  3. Предъявление предтекстовых заданий-установок
  4. Чтение текстов учащимися и выполнение заданий
  5. Обсуждение прочитанного и подведение итогов. На данном этапе оценивается сформированость техники чтения, степень понимания прочитанного и умение высказывать своё мнение о прочитанном.

  Наибольший  интерес у учащихся вызывают следующие  задания:

  Контроль  понимания общего содержания.

  Все перечисленные задания максимально  облегчены, в них все внимание сконцентрировано только на содержании. Они могут по указанию учителя выполняться как в устной, так и в письменной форме.

  Эта система контроля должна быть как можно больше ориентирована на самоконтроль читающего. При этом контрольные задания могут быть сообщены читающему или до чтения или после него.

  Контрольная обратная связь осуществляется в  процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста.

  1. озаглавить главные смысловые  части текста;

  2. найти (выписать) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;

  3. прочитать (выписать) те фрагменты  из текста, которые характеризуют того или иного героя;

  4. найти (выписать) предложения, подтверждающие  или отрицающие определенное  мнение;

  5. перечислить последовательно всех  действующих лиц;

  6. назвать по порядку все места  действий, названные в тексте;

  7. продолжить (окончить) рассказ одной-двумя фразами на иностранном языке;

  8. ответить на вопросы, ответы  на которые учащиеся могут  найти в тексте;

  9. угадать и описать ситуации, в которых автор употребляет ту или иную лексическую единицу, сочетания слов или целое предложение. Например:

  Everyone turned to the only woman who was sitting on the sofa and listening in silence to the discussion. Who was that woman?

  "How charming you look to-night!" Whom did these words refer to?

  Who said: "His reputation in Paris and Vienna is, I believe, bad enough"?

  "When poor Italy is free..." Who- spoke these words?

  Say whom this reply belongs to: "If he is not a scoundrel himself, he is a tool in the hands of scoundrels."

  10. Согласиться или не согласиться  с высказываниями в соответствии  с содержанием. Например, agree or disagree with the statements, using the expressions: certainly, of course, sure, you are right, quite correct; I’m afraid that’s wrong, on the contrary, surely not, you are mistaken etc.

  Camford is a very small town. Pete and Adams were given the same object to speak on.

  11. Учитель называет 2—3 предложения.  Нужно выбрать утверждение, соответствующее  содержанию, и повторить его. Например:

  Ray had no relatives to correspond with. Ray had many relatives to correspond with.

  12. Пересказать текст, сокращая его  и выбирая главное. Возможен  пересказ по плану или по  ключевым словам.

  13. Написать вопросы, ответы на  которые послужат пересказом  текста 

  13. Перевести отрывок на хороший  русский

  Контроль  понимания важных деталей текста и  его оценка

  Понимание текста — лишь часть задания, подготовка к следующему этапу — к беседе по прочитанному. В сущности этот второй подход к контролю чтения скорее является упражнением в устной речи, нежели в чтении. Обсуждение предполагает понимание содержания текста; понятое содержание служит базой для построения бесед, сообщений, моделирования ситуативно-обусловленных речевых актов, высказывания суждений, выражения отношений, эмоций и т. п. Упражнения для организации беседы по прочитанному должны представлять собой последовательную серию заданий, направленных на постепенный переход от подготовленной речи к речи неподготовленной. Эта система упражнений должна быть всячески ориентирована на выяснение взаимоотношений действующих лиц, на вскрытие и оценку мотивов их поступков. Здесь возможны такие задания:

  1. передать содержание отдельных  эпизодов из текста. Желательно  брать отрывки без диалогов.

  2. рассказать, как действовал герой  повествования в сложившейся ситуации;

  3. инсценировать поведение (поступок) тех или иных героев. Например, при обсуждении романа «Овод»  возможна драматизация следующего  момента:

  The members of progressive political parties discuss the methods of their fight against the Jesuits and Austrian invaders.

  Учитель обратился к ученикам с такими словами: "You will play the part of Grassini, you will play the part of Galli, you will be Dr. Ricardo, and you will be Gemma. Say some words about your plans for the struggle against the Jesuits and invaders". Диалоги и высказывания учащихся построены не только на материале текста. Каждый ученик сам становится автором импровизированной сценки.

  4. охарактеризовать того или иного героя повествования: внешность и характер. Например, Gemma's Image.

  a) Appearance, age: 30 years old; a well-dressed society woman; dressed smartly but not flashily; at the party she was dressed in white; pleasant to look аt and interesting to talk to.

  b) Characteristic features: clever, reasonable, modest, well-mannered, self-possessed not too talkative, very polite.

  5. охарактеризовать время, место и обстоятельства действия;

  6. объяснить намерения автора;

  7. ответить на вопросы с изложением  в ответе собственной точки зрения по затронутому вопросу. Например, What are the reasons for such drastic changes in Rivarez? Ответ на этот вопрос нельзя найти в тексте, здесь учащимся необходимо выразить свое мнение, понять замысел автора.

  8. прокомментировать, событие, эпизод  или поступок, содержащиеся в тексте;

  9. организовать беседу-дискуссию в  связи с оценкой событий или  поступков героев текста;

  10. дать развернутую оценку поступкам  героев, изложенным в тексте;

  11. выразить главную идею текста  одним предложением;

  12. рассказать о своих впечатлениях о тексте, оценить его. Сказать, что понравилось, что нет и почему.

  Творческие  задания.

  1. Попытаться представить поведение  героев в изменившихся обстоятельствах,  например, несколько лет спустя  или спросить, чтобы стало с  героями, если бы что-то не  произошло;

  2. Пересказать текст от лица  различных персонажей. Здесь учащимся  можно даже пофантазировать, ведь  в тексте не может содержаться  вся информация о поведении  и местоположении того или  иного героя;

  3. Предложить картину-иллюстрацию  к тексту, не рисуя ее, а просто  описать, что там будет;

  4. Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться  там. Например, you work for the newspaper. You are going to interview one of these people: Mr. Harris, Miss Adams, Sergeant Parnell. Write 5 questions for the interview. Then interview your friend and write his/her answers. Или: What would you ask Ivanhoe on meeting him?

  5. Рассмотрев иллюстрацию к тексту, написать сочинение на тему  «Что чувствует герой (героиня)  в данный момент»

  6. Написать рекламную брошюру какого-либо  места из текста или заведения.  Например, write an advertisement for the Race Train. Use a map of Canada to describe a route of the train across the country.

  7. Написать краткую аннотацию к  книге, которая могла бы послужить  вступлением.

  8. Написать письмо герою или героине книги, предупреждая его (ее) о том, что может случиться. Например, Write a letter to Olivia warning her about Malvolio's actions (use Shakespeare's phrases where possible) ("Twelfth Night").

  9. Дать совет герою (героине). Your advice to Childe Harold.

  10. Написать сочинение о своем  любимом персонаже;

  11. Сравнить персонажей книги, которые  там явно противопоставлены друг  другу или с персонажем ранее  прочитанной книги.

  12. Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.

  13. Подобрать/отобрать пословицы, которые  наиболее точно подходят по  смыслу к данной ситуации и  наиболее точно передают идею  текста.

  Учащиеся  выполняют упражнения на поиск стилистических приемов в предложениях, а затем  при обсуждении текста, они выясняют на уроке, как тот или иной прием  помог автору выразить главную идею. Полученные выводы ученики включают в свои письменные анализы текста.

Информация о работе Методика чтения