Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:19, реферат
Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.
Методы изучения наследственности человека
Генеалогический. Цитогенетический. Близнецовый. Биохимический.
Популяцинно-генетический.
1. | Популяционно-генетический
метод.
Определяют частоту тех или иных генов в человеческой популяции. Учитывается число альбиносов, дальтоников… Так в Европе по амавротической идиотии оказался в гетерозиготном состоянии каждый сотый человек, а в гомозиготном - 55 случаев на 1 млн. жителей. Выявляются отрицательные последствия родственных браков. |
Слушают, записывают | |
2. | Биохимический
метод.
Работа дома с текстом учебника. Стр. 227 Автор Полянский, стр. 111 Автор Беляев |
Домашнее задание по учебнику | |
3 | Генеалогический
метод (Самодельная таблица).
Изучение родословных
линий различных семей. С помощью
него получены интересные данные о
доминантных и рецессивных сахарный диабет врожденная глухота шизофрения, катаракта… По доминантному типу наследуется так называемая “габсбургская губа”. Интересным является наследование гемофилии Часто этот метод называется клинико-генеалогический метод, так как наблюдение идёт за патологическими признаками. |
Рис 2. Династия
Габсбургов Выступление ученика “Династия Габсбургов”. Выступление ученика “Гемофилия”. |
|
4 | Близнецовый метод
(Самодельная таблица)
Основан на изучении близнецов (О. Б., Р. Б). Изучение однояйцовых близнецов, их роста, развития позволяет выявить влияние физических, социальных условий жизни на проявление генотипа. Работа по таблице1 “Характеристика близнецов”. |
Выступление ученика “Близнецовый метод”. | |
Рис.3 Развитие разных типов близнецов
Таблица 1 “Характеристика близнецов”
Тип близнецов | Генотип, пол | Признаки | |||
Цвет глаз и волос | Группа крови | Психическое развитие | |||
О.Б. | Одинаковый | Одинаковый | Одна | Сходное | |
Р.Б. | Различный или одинаковый | Различный, но может быть сходство | Чаще разная | Различное | |
Неполное разделение оплодотворенной яйцеклетки на ранних стадиях бластулы приводит к множественным уродствам.
3. | Цитогенетический
метод (Самодельная таблица)
Позволяет установить
видимые изменения в Работа с таблицей 2 на местах. Нерасхождение 21 пары хромосом - синдром Дауна. Резкое слабоумие, скошенный разрез глаз, уродливое телосложение. Частота заболевания связана с возрастом матери. При укорочении одной хромосомы 21 пары развивается белокровие (злокачественное). |
Работают с
таблицей, записывают в тетради.
Изучают приложения |
|
Таблица 2 “Нормальное и нарушенное число хромосом”
Нормальное
22+х |
Ненормальное | |||
22+ХХ | 22+0 | |||
22+Х
Норма |
44+Х
Норма |
44+ХХХ=47
трисомия |
44+Х0=45
синдром Шерешевского-Тернера |
|
22+У
Норма |
44+ХУ
Норма |
44+ХХУ=47
синдром Клайнфельтера |
44+ОУ
Зародыш мужского пола погибает. |
|
Браки между родственниками повышают частоту рецессивных мутаций. Это отметил в 1814 г. лондонский врач Адамс.
Болезни по Адамсу делятся на врождённые и наследственные.
Причина наследственных - мутации (дальтонизм, шизофрения, слабоумие). Причина врождённых - факторы среды (сифилис, уродства).
Таблица 3 “Отрицательные
последствия родственных
Браки | Страна | Заболевание | Смертность | |||
Число | % больных | Число детей | % умерших | |||
Неродственные | США, Франция | 163
833 |
9,8
3,5 |
873
2745 |
16,0
3,9 |
|
Родственные | США, Франция | 192
144 |
16,6
12,8 |
2778
743 |
22,9
9,3 |
|
Выводы: Все законы наследственности справедливы как для животных и растений, так и для человека. Но изучение и управление генетикой человека - вопрос сложный и имеет ряд трудностей, т.к.:
Человек - существо социальное, к нему не применимы методы экспериментальные.
Человек размножается очень медленно и дает малое число потомков.
Хромосомный комплекс содержит довольно большое число хромосом и генотип человека очень гетерозиготен. Вот почему генетика человека требует самого пристального к себе внимания. Для общей биологии и для медицины она имеет большое значение и в будущем ее роль возрастает.
Сообщение ученика по вопросу: “Медицинская генетика и ее задачи”.
Вывод по уроку.
Медицина - область научной и практической деятельности человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Знание генетики человека позволяет прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами. В ряде случаев имеется возможность прогноза вероятности рождения второго здорового ребенка, если первый поражен наследственным заболеванием.
И.П.Павлов писал: “Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности поможет избавить человечество от многих скорбей и горя”.
4. Применение знаний. Работа с тестами.
Задание: Выбери правильный ответ.
1. Генетика человека по-другому…
Антропогенетика. Эмбриология. Цитология. Палеонтология.
2. Определи методы антропогенетики…
Генеалогический. Цитогенетический. Экспериментальный. Близнецовый.
3. Назвать доминантные признаки…
Высокий рост. Голубоглазость. Толстые губы. Пятипалость и т.д.
5. Домашнее задание. § 59. Автор Ю.И.Полянский или §§ 32,33.
Автор Д.К.Беляев. Составить родословную своей семьи по двум признакам
Заключение
Информатизация среднего образования, проводимая в последние несколько лет, позволила увидеть и оценить положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий. Школьный курс биологии и его преподавание обладает рядом существенных особенностей, которые затрудняют обучение и применение информационных технологий, главными из которых является слабая математизация школьного курса биологии и трудности алгоритмизации материала. Имеющаяся проблема слабого развития информационной культуры учителей биологии, и незнание ими основ работы с предметными ИТ, не является серьезным препятствием на пути внедрения современных информационных технологий. Оптимальным путем для решения существующих проблем в преподавании курса биологии и повышения информационной культуры учителей может служить использование ими на уроках интерактивного иллюстративного материала в виде мультимедиа презентаций, подготовленных с использованием легко осваиваемых программных продуктов, таких как Microsoft PowerPoint. При всей своей простоте освоения и использования они обладают широкими возможностями, достаточной гибкостью и универсальностью для применения на уроках биологии.
Наиболее оптимальным
подходом для организации
Список используемой литературы.
1. Бартенева
Т.П., Ремонтов А.П. Использование
информационных компьютерных
2. Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно - воспитательном процессе. -- Киев, 2002.
3. Смирнов В.А.
Принципы конструирования
4. Смирнов В.А.
Пути использования
5. Корнер Т.В.,
Смирнов В.А. Проблемный
6. Проблемы компьютеризации
обучения предметам естествен-
7. Смирнов В.А.
Компьютеризация: от
8. Смирнов В.А., Соломин В.П. ЭВТ на уроках биологии. Учебное пособие. -- СПб.: Образование, 1997.
9. Смолянинова
О.Г. Мультимедиа в
10. Никонова Е.Н.
Определение количества
11. Смирнов В.А.
Научно-методические основы
12. Осин А.В.
Модели образования на базе
компьютерных технологий/ГНУ "
13. Сапрыкина
Г.А. Педагогические
Информация о работе Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии