Методическая работа в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы образовательного учреждения возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Работа содержит 1 файл

Методическая раработа в школе.docx

— 45.84 Кб (Скачать)
ul type="DISC">
  • доведение решений педсовета до всех его членов, в первую  очередь до лиц, ответственных за их исполнение;
  • включение решений педсовета в текущие и перспективные планы работы учебного заведения, обеспечение условий для их успешного выполнения;
  • организация четкого оперативного контроля за выполнением решений;
  • систематическое информирование членов педсовета о ходе реализации принятых решений;
  • периодическое рассмотрение на очередных педсоветах информации и отчетов о реализации принятых решений.
  •       

         Педагогические  чтения — проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передового опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы педагогов школы.

         Примерная тематика:

    • организация и методика руководства самостоятельной работой учащихся на уроках;
    • пути и способы установления и осуществления межпредметных связей (на примерах конкретных предметов);
    • методические приемы и способы применения на уроках «активных» форм и методов обучения;
    • практика комплексного методического обеспечения учебно-воспитательного процесса по предмету;
    • воспитание навыков самоконтроля и самостоятельности учащихся на уроках;
    • организация методической работы по единой педагогической теме — обмен опытом и т. п.

         Научно-практические конференции — организуются с целью ознакомления и рассмотрения подготовленных педагогами сообщений и докладов по отдельным вопросам педагогической теории и практики на основе экспериментальных и исследовательских работ, проводимых в образовательном учреждении.

         Примерная тематика:

    • использование на уроках компьютеров;
    • организация и методика тестового контроля качества знаний и умений учащихся;
    • психолого-педагогические проблемы применения в учебном процессе дидактических игр, в частности «деловых» и «ролевых»;
    • о единстве педагогических требований к контролю и оценке преподавателями знаний и умений обучающихся и т. п.

           Методические объединения  учителей-предметников  и классных руководителей. 

         Важной  структурой, организующей методическую работу в школе, является методическое объединение.

         Школьное  методическое объединение - это коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей, классных руководителей и развитию их творческого потенциала.

         Школьное  методическое объединение (ШMO) - это, как правило, объединение педагогов, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области. Оно создается в школе в том случае, если есть не менее трех учителей по одному предмету или образовательной области.

         Можно выделить типичные цели, касающиеся деятельности любого школьного методического объединения:

    • повышение теоретического методического и профессионального мастерства учителей, классных руководителей;
    • вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности;
    • изучение и эффективное использование в деятельности ШМО основополагающих нормативных документов по предмету;
    • изучение достижений передового педагогического опыта, достижений педагогической науки и практики;
    • развитие творческого потенциала педагога и классных руководителей, способности к рефлексивной оценке своих достижений;
    • развитие положительной профессиональной мотивации учителя и стремление к профессиональному росту;
    • формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры;
    • повышение эффективности школьного урока;
    • развитие коммуникативной культуры;
    • формирование рефлексивной культуры учителя, классных руководителей;
    • формирование культуры качественного использования 
      информационных технологий на уроке;
    • изучение профессиональных достижений педагогов, классных руководителей;
    • изучение эффективности использования учителями- 
      предметниками различных технологий организации урока;
    • изучение состояния преподавания предмета;
    • развитие профессионального интереса педагогов к работе в творческих группах.

             Органом, координирующим и контролирующим методическую работу, является Методический Совет школы. Совет подотчётен педагогическому совету школы. В состав Методического Совета входят руководители ШМО, который возглавляет заместитель директора по учебной работе школы. Составляется план работы в количестве 4 - 5 заседаний в год, рассматриваются актуальные вопросы педагогики, психологии, наряду с вышеперечисленными, вопросы повышения качества обучения и преподавания.

         Творческие группы - творческие лаборатории, объединяющие опытных, творчески работающих педагогов, создаваемые для решения той или иной проблемы, актуальной для отдельных педагогов или всего учебного заведения.

         Основные  функции проблемных групп:

    • анализ индивидуальных затруднений педагогов, приведших к постановке проблемы;
    • исследование состояния проблемы, требующей решения;
    • исследование способов решения проблемы, исходя из индивидуального опыта участников группы, а также способов решения, представленных в педагогической или методической литературе, или на основе использования передового опыта;
    • работа по решению намеченных педагогических проблем, выдача необходимых рекомендаций.

    Наиболее  актуальные педагогические проблемы, для решения которых создаются  проблемные группы:

    дидактическое обеспечение педагогом стандартизации образования;

    нетрадиционные  формы современного урока;

    приемы  и методы формирования учебной и  трудовой мотивации учащихся;

    педагогические  технологии развивающего типа;

    методы  и приемы развития технического творчества учащихся и др.

    Педагогическое  самообразование  учителя. Самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического опыта, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогическая деятельность.

    Методическая  работа в школе должна быть построена  с учетом индивидуальных потребностей учителей.

    Школа молодого учителя.

    В структуре  школы передового опыта как ее самостоятельное звено или как  ее разновидность может быть организована работа школы молодого учителя. Общение  молодых учителей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего  педагога.

    Школа передового опыта 

    Реализует в основном цели и задачи индивидуального  и коллективного наставничества.

    Основное  назначение школы передового опыта  состоит в работе опытного учителя, руководителя школы с 2-3 учителями, преподающими один предмет, которые  нуждаются в методической помощи. Формирование школы проходит на добровольных началах.

    Ценность этой работы состоит в ее двухсторонней  эффективности. Эффективность школы  передового опыта достигается также  за счет того, что учителя-коллеги  имеют возможность непосредственно  войти в творческую лабораторию  учителя-мастера.

    Единый  методический день в  школе. Проводится для всех педагогических работников школы один раз в четверть и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы за четверть. В канун проведения единого методического дня выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ учителей и учащихся, новой психолого-педагогической литературы.

    Содержание  включает:

    • проведение открытых уроков и внеклассных занятий, их развернутый анализ и обсуждение;
    • обзор новой методической литературы;
    • подведение итогов методического дня в форме заседания круглого стола пресс-конференции с выступлениями отдельных учителей об итогах работы над методическими темами, выступлениями руководителей школы с общей оценкой и анализом проведения единого методического дня.

      Проблемные  семинары и практикумы. Сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность учителей.

      Содержанием работы проблемных семинаров могут  стать современные педагогические теории.

      Практические  занятия в системе методической работы в последние годы приобретают  все более активные формы: деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно - деятельностные игры, различного рода тренинги.

      Необходимо  квалифицированное руководство, серьезной  подготовительной работы для организации  проблемных семинаров и практикумов.

      Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии  и практики методической работы в  школе.

    Методический (педагогический) кабинет  учебного заведения

         Основные  задачи:

    • помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в школе;
    • организация пропаганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;
    • организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;
    • организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.

         Содержание  деятельности:

    • организация семинаров по обмену педагогическим опытом работников образовательного учреждения;
    • организация лекций на педагогические и технические темы;
    • организация и проведение методических выставок и конкурсов;
    • организация педагогических практикумов и др.
    • организация педагогических чтений, научно-практических конференций;
    • организация педагогических консультаций для преподавателей;
    • создание справочно-информационного фонда; обеспечение педагогических работников научно-педагогической информацией;
    • организация конференций по итогам методической работы в школе по единой педагогической теме.

         Методические  материалы и документация методического (педагогического) кабинета:

    • материалы Государственного стандарта образования;
    • маспорта, перечни оснащения, каталоги, нормативы оборудования кабинетов, лабораторий, мастерских;
    • образцы планирующей, учебной и отчетной документация;
    • методические разработки, тексты докладов педагогов образовательного учреждения;
    • комплекты материалов для организация и проведения лабораторно-практических работ;
    • комплекты тестовых заданий по предметам;
    • нормативная и инструктивная документация — положения, инструкции, приказы и т. п.
    • типовые (примерные) и рабочие учебные планы и программы;
    • научно-педагогическая литература, педагогические журналы, газеты и другие периодические издания;
    • материалы по применению в учебном процессе «активных» форм и методов обучения, новых педагогических технологий;
    • учебники, учебные и методические пособия, справочная литература.

    Информация о работе Методическая работа в школе