Методи навчання і класифікація методів навчання

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:43, реферат

Описание работы

Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и всех сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными. Вместе с тем, фактическая система образования обладает достаточной инертностью к нововведениям, что, с одной стороны, является определенным сдерживающим фактором для развития теории педагогики, с другой же стороны, имеет и положительный эффект, поскольку такая инертность носит и системосохраняющий характер. В современной Украине в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения. Появились возможности для реализации на практике и проблемного обучения.

Содержание

Введение
Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.
Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Методы закрепления изучаемого материала.
Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.
Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.92 Кб (Скачать)

 

5. Методы  учебной работы по выработке   умений  и  навыков  применения

знаний  на практике.

       В процессе обучения  большое   значение  имеет  выработка   у  учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.

       Метод упражнений.  Умения  и   навыки  формируются  с  помощью   метода упражнений. Сущность этого метода состоит в  том,  что  учащиеся  производят многократные  действия,  т.е.   тренируются   (упражняются)   в   применении усвоенного материала на  практике  и  таким  путем  углубляют  свои  знания, вырабатывают  соответствующие  умения  и  навыки,  а  также  развивают  свое мышление  и  творческие  способности.  Из  этого  определения  следует,  что упражнения, во-первых, должны носить  сознательный  характер  и  проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и  усвоят  изучаемый  материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему  углублению  знаний  и,  в- третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.

       На организацию тренировочной   деятельности  оказывает  влияние   также характер тех умений и навыков, которые  нужно  вырабатывать  у  учащихся.  В этом смысле можно выделить: а) устные упражнения; б) письменные  упражнения; в) выполнение практических заданий по  предметам,  связанных  с  проведением  измерительных  работ,  с  выработкой   умений   обращения   с   механизмами, инструментами и т.д.

       Для организации тренировочных   упражнений  по  применению  знаний  на практике существенное значение  имеют  те  приемы,  которые  используются  в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся  следующие:

 

       первый -  учитель,  опираясь  на  усвоенные  учащимися  теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности;

       второй - показ учителя, как нужно  выполнять то или иное упражнение;

       третий  -  первоначальное  воспроизведение   учащимися   действий   по применению знаний на практике;

       четвертый  -   последующая   тренировочная   деятельность   учащихся, направленная  на  совершенствование  приобретаемых  практических  умений   и навыков.

       Конечно, не всегда  эти   этапы  выступают  с  достаточной   четкостью, однако подобная ступенчатость  в  той  или  иной  мере  присуща  образованию любого умения и навыка.

       При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали  в себе подражательную  и  творческую  деятельность  учащихся  и  требовали  от  них сообразительности, размышлений, поиска собственных  путей  решения  той  или иной  задачи.  Еще  К.Д.  Ушинский  отмечал,  что  подражание  только  тогда полезно, когда из него  вырастает  самостоятельная  деятельность.  Эта  идея получила дальнейшее развитие в педагогике. Л.В. Занков указывал, что если  в основе овладения знаниями и тренировочных  упражнений  учащихся  лежит  лишь воспроизводящая деятельность, то их мышление и деятельность идут как  бы  по накатанному пути. Это не только не способствует,  но  в  иных  случаях  даже тормозит умственное развитие  школьников.  Они  не  приучаются  к  глубокому анализу фактического  материала,  а  стремятся  лишь  механически  запомнить информацию и способы ее применения на практике.

       С другой стороны,  учителю   необходимо  знать  о  тех   трудностях,  с которыми сопряжена тренировочная  деятельность.  Упражнения,  особенно  есл они проводятся творчески, связаны с тем явлением,  которое  в  психологии  и педагогике  принято  называть   переносом   знании.   Суть   этого   явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится как бы переносить усвоенные  мыслительные  операции,  умения  и  навыки  на  другой материал,  то  есть  применять  их  в  других  условиях.  Усвоив  на  основе конкретных примеров и фактов то или иное правило,  ученик  не  всегда  легко оперирует  им,  когда  это  правило  нужно  применить  в  новой,  ранее   не встречавшейся ситуации, или с его помощью объяснять новые явления  и  факты. В  этой  связи  Н.А.  Менчинская  подчеркивала,  что учащимся  сравнительно нетрудно  на  основе  анализа  примеров   и   фактов   сделать   необходимые теоретические выводы, сформулировать правила  и  гораздо  труднее  применять эти выводы к объяснению новых примеров и фактов. Последнее как раз  и  имеет место при закреплении усвоенного материала.

       Подобная методика организации   упражнений  по  применению  знаний  на практике особое значение имеет в  настоящее  время,  когда  ставится  задача более интенсивного умственного развития учащихся.  Но  развивающий  характер упражнения будут носить лишь тогда, когда  они  будут  содержать  творческие задания, выполнение которых  требует  от  учащихся  нетривиальных  поворотов мысли, обдумывания, умственной самостоятельности.

       Подобная методика, если вдуматься   в  ее  сущность,  основывается  на улучшении самостоятельной работы учащихся, на глубоком  логическом  анализе того фактического материала, который лежит в  основе  формирования  научных понятий, практических умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

Литература 


  1. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 1983. — 244с.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.
  4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
  5. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.
  6. Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе: учебное пособие. – Сумы: СумДПУ, 2009. – 122 с. [1]
  7. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К.Бабанского. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — С.385-409.

Информация о работе Методи навчання і класифікація методів навчання