Методи навчання і класифікація методів навчання

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:43, реферат

Описание работы

Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и всех сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными. Вместе с тем, фактическая система образования обладает достаточной инертностью к нововведениям, что, с одной стороны, является определенным сдерживающим фактором для развития теории педагогики, с другой же стороны, имеет и положительный эффект, поскольку такая инертность носит и системосохраняющий характер. В современной Украине в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения. Появились возможности для реализации на практике и проблемного обучения.

Содержание

Введение
Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.
Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Методы закрепления изучаемого материала.
Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.
Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.92 Кб (Скачать)

      МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ

     МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

 

          Луганський національний університет

               імені Тараса Шевченка

 

            Інститут фізичного виховання та спорту

                                                               

                                                                                                

 

                                                 Кафедра :олімпійського та професійного спорту

       

       

                  Реферат

 

На тему : «Методи навчання і класифікація методів навчання»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Виконав :

                                                                             Студент 2 курсу

                                                                                          Спеціальності «Спорт»

                                                                        Боранов Б.Р.

                    

                                                                       Перевірив :

                                                                          Харченко Л.П.

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 Луганськ - 2012

 

ПЛАН

 

      Введение

 

  1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.                                         
  2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности  учащихся.
  3. Методы закрепления изучаемого материала.
  4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.
  5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

Список использованной литературы  

   Введение

Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения  роли человека в культуре, экономике  и всех сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными. Вместе с тем, фактическая система образования обладает достаточной инертностью к нововведениям, что, с одной стороны, является определенным сдерживающим фактором для развития теории педагогики, с другой же стороны, имеет и положительный эффект, поскольку такая инертность носит и системосохраняющий характер. В современной Украине в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения. Появились возможности для реализации на практике и проблемного обучения.

Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем  внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между  учащимися в группе неизбежно  возникают определенные межличностные  взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация  взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности  учебной деятельности в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.

 

       Понятие метода обучения является  весьма сложным. Однако, несмотря  на различные определения, которые даются этому понятию  отдельными  дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает  их  точки  зрения.  Большинство авторов  склонны  считать  метод  обучения  способом  организации   учебно- познавательной  деятельности  учащихся.  Взяв  в  качестве  исходного   это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.

       Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению  цели».  Этимология  этого слова сказывается и на  его трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем  значении  -  способ достижения  цели,  определенным  образом  упорядоченная   деятельность»,   - сказано в философском словаре. Очевидно, что и  в  процессе  обучения  метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной  деятельности  учителя  и учащихся по достижению  определенных  учебно-воспитательных  целей.  С  этой точки зрения каждый метод обучения органически  включает  в  себя  обучающую работу  учителя  (изложение,  объяснение  нового  материала)  и  организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То  есть,  учитель,  с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится  стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся  (побуждает  их  к  размышлению, самостоятельному формулированию  выводов  и  т.д.).  Иногда  же,  как  будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал,  а  лишь  определяет его  тему,  проводит  вступительную   беседу,   инструктирует   учащихся   к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем  предлагает  им самим  осмыслить  и  усвоить  материал  по  учебнику.  Как  видим,  и  здесь сочетается обучающая работа  учителя  и  организуемая  им  активная  учебно-  познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать  вывод:  под методами обучения  следует  понимать  способы  обучающей  работы  учителя  и организации   учебно-познавательной   деятельности   учащихся   по   решению различных  дидактических  задач,   направленных   на   овладение   изучаемым материалом.

       Широко распространенным в дидактике   является  также  термин  «приемы обучения». Прием обучения -  это  составная  часть  или  отдельная  сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что  в  методе упражнения, который  применяется  для  выработки  у  учащихся  практических умений и навыков, выделяются следующие приемы:  показ  учителя,  как  нужно применять  изучаемый  материал  на  практике,   воспроизведение   учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по  совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и  другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.

       Не  менее  сложным  и   вызывающим   дискуссии   является   вопрос   о классификации методов обучения. В 20-е  годы  в  педагогике  велась  борьба против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших  в  старой школе, и предпринимались поиски  таких  методов,  которые  обеспечивали  бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно  в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в  обучении может быть только два  метода:  метод  исследовательский  и  метод  готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В  качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский  метод, суть которого сводилась к тому, что учащиеся все должны были  познавать  на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить  к необходимым выводам.

     

 

2. Методы  устного изложения знаний  учителем  и  активизации  учебно-

познавательной  деятельности учащихся.

       К этим методам относятся: рассказ,  объяснение, лекция, беседа;  метод иллюстрации и  демонстрации  при  устном  изложении  изучаемого  материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат,  verbalis - устный, словесный). Нельзя не отметить, что в 20-З0-е годы  в  педагогике предпринимались попытки умалить значение словесных  методов  обучения,  так как они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят учебный процесс к преподнесению «готовых знаний».

       Какова же сущность и приемы  применения  каждого  из  методов   устного изложения знаний учителем?

       Рассказ и объяснение учителя.  Это  наиболее  распространенные  методы организации  учебной  работы.  Рассказ  -   это   метод   повествовательно- сообщающего  изложения  изучаемого  материала   учителем,   и   активизации познавательной  деятельности  учащихся.  Чаще  всего  он  используется  при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он  включает в себя  рассуждения  учителя,  анализ  фактов,   примеров,   сопоставление различных явлений, т.е.  сочетается  с  объяснением  изучаемого  материала. Нередко изложение новых знаний  даже  целиком  основывается  на  объяснении учителя. Все это показывает,  что  если  рассказ  -  это  повествовательно- сообщающий, или повествовательно-информационный метод изложения знаний,  то метод  объяснения  связан   с   пояснением,   анализом,   истолкованием   и доказательством различных положений излагаемого материала.

       Лекция. Рассказ и объяснение  применяются  при  изучении  сравнительно небольшого по объему учебного материала. При работе с обучающимися старшего возраста,  учителям  приходится   по   отдельным   темам   устно   излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это  20-30  минут  урока,  а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с  помощью лекции.

       Поскольку лекция - это  один  из  методов  устного  изложения   знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения.  В  одном из учебников педагогики пишется: «Лекция отличается от  рассказа  тем,  что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами». В другой книге говорится о  другом  отличии:  «Лекция  сравнительно  с  рассказом  и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения». Вряд  ли можно согласиться  с  указаниями  на  эти  отличия  лекции  от  рассказа  и объяснения. В самом деле, разве лекция перестает быть лекцией от того,  что учитель по ходу изложения (объяснения) материала обращается  к  учащимся  с вопросом? Наоборот, иногда (о чем речь будет идти ниже)  полезно  поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать с тем,  чтобы  активизировать их внимание и мышление. С другой  стороны,  нельзя  признать  правильным  и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей  научной  строгостью или точностью, так как научность изложения является  важнейшим  требованием ко всем методам обучения. Так чем же в таком случае  лекция  отличается  от рассказа и объяснения? Единственное  отличие  состоит  в  том,  что  лекция используется для изложения более или менее объемистого учебного  материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана  не только определенная сложность лекции как  метода  обучения,  но  и  ряд  ее специфических особенностей.

       Беседа.   Рассказ,   объяснение   и   лекция   относятся   к    числу монологических, или информационно-сообщающих методов  обучения.  Беседа  же является диалогическим  методом  изложения  учебного  материала  (от  греч. dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само  по себе  говорит  о  существенной  специфике  этого  метода.  Сущность  беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов  побуждает учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к  соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

       Беседа представляет собой не  сообщающий, а  вопросно-ответный  способ учебной работы по осмыслению  нового  материала.  Главный  смысл  беседы  - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу  материала  и обобщениям, к самостоятельному «открытию»  новых  для  них  выводов,  идей, законов и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо  ставить  вопросы  так,  чтобы  они  требовали  не   односложных утвердительных  или  отрицательных  ответов,  а  развернутых   рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых  учащиеся  вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых  предметов  и  явлений  и  таким путем приобретают новые знания. «Уменье  задавать  вопросы,  -  писал  К.Д. Ушинский, - и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть  одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек». Не менее  важно  и  то, чтобы вопросы имели четкую последовательность и направленность, которые позволят учащимся глубоко осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний.

       Указанные специфические особенности  беседы делают ее весьма  активным методом обучения. Однако применение этого метода имеет и свои  ограничения, ибо далеко не всякий материал можно излагать с помощью беседы.  Этот  метод чаще всего применяется тогда, когда изучаемая  тема  является  сравнительно несложной  и  когда  по  ней  у   учащихся   имеется   определенный   запас представлений или жизненных наблюдений, позволяющих осмысливать и усваивать знания эвристическим (от греч. heurisko - нахожу) путем. Если  же  материал сложный или у учащихся нет по нему  запаса  необходимых  представлений,  то излагать его лучше не с помощью эвристической беседы, как иной раз называют этот метод, а использовать рассказ, объяснение или лекцию.

       Следует  также  отметить,  что  изложение  материала   методом  беседы требует значительной затраты учебного времени. Вот  почему  иногда  полезно объяснить материал  более  экономным  в  смысле  затраты  времени  методом, скажем, с помощью того же объяснения с тем, чтобы уделить  больше  внимания организации письменных и практических упражнений.

       Методы устного изложения   нового  материала  учителем,  как  правило, сочетаются с  применением  средств  наглядности.  Вот  почему  в  дидактике большую роль играет  метод  иллюстрации  и  демонстрации  учебных  пособий, который иногда называют  иллюстративно-демонстрационным  методом  (от  лат illustratio  -  изображение,   наглядное   пояснение   и   demonstratio   - показывание). Сущность этого метода состоит в том, что в  процессе  учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е.  наглядное  пояснение,  или  же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной  стороны, облегчать восприятие и  осмысление  изучаемого  материала,  а  с  другой  - выступать в качестве источника новых знаний.

      При рассмотрении методов устного изложения знаний  учителем  особо следует остановиться  на  вопросах,  связанных  с  возбуждением  активности учащихся по восприятию и осмыслению изучаемого материала.

       Восприятие материала на слух - дело трудное,  требующее   от  учащихся сосредоточенного внимания и  волевых  усилий.  Недаром  еще  К.Д.  Ушинский отмечал,  что  при  неумелом  ведении  урока  учащиеся  могут  лишь  внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своем  или  же  совсем оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С. Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон», т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно  безучастными  в работе и не воспринимать излагаемого  материала.  Эти  недостатки,  однако, обусловливаются не самими методами устного изложения знаний как таковыми, а их неумелым применением.

Информация о работе Методи навчання і класифікація методів навчання