Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:12, реферат
Цель данной работы - выявление специфики проектной деятельности относительно методики преподавания иностранного языка. Соответственно задачами является:
1) определение сущности понятия «проектная деятельность»;
2) выявление особенностей организации и проведения проекта.
3) рассмотрение метода проектов относительно коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам;
4) акцентирование внимания на празднике как форме проектной деятельности при обучении английскому языку.
5) использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов.
Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и его проведения:
1) представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
2) выдвижение
гипотез решения
3) обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
4) работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
5) защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;
6) выявление новых проблем.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Но обратимся к иностранному языку, его специфике. Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?
Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей5. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
«Коммуникативная компетенция – это одна из основных целей обучения иностранному языку»6. Конечно, коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Поэтому метод проектов применяется на уроках английского языка:
• Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом.
• Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, предоставить детям возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
• Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Проектная деятельность относится к коммуникативным методам обучения иностранным языкам. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая является не столько целью, сколько средством достижения практического пользования языком.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку, таким образом. Заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала, словом, из совокупности разных культур.
С. Шмаков особо отмечает, что для детей праздник - всегда выдающееся событие, всегда веселье, торжество, приятное время – провождение и, конечно же, перерыв в однообразии учения. «Может быть, только дети обостренно чувствуют философию каждого праздника, выбранную поколениями?!»7.
Для детей праздник родствен игре природы и природе игры, ему свойственны вечные компоненты игры: мажорный тон (стиль), выключение из рамок обыденной жизни, установленное территориальное пространство, временные границы, правила и свободы, магическое «как будто бы». Любой детский грамотно сочиненный праздник, «развлекая, поучает…». Гармония игры и поучения - волшебная сила праздничного искусства. Давно известно: ребенок познает мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству «взаправду». Особенно актуально это для младшего школьного возраста, где игровая деятельность занимает важное место в познании окружающего мира.
«Праздник - целостная система художественных образов»8 замечает исследователь детских праздников Г. Черный.
Значимость праздников, особенно детских, невозможно переоценить, ибо они, во-первых, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества - обрядов, ритуалов, традиций и т.п. Во-вторых, праздники - сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни - ярчайшие события жизни, некие социальные рубежи, вехи, перспективы, на которые ориентируются, которые ждут.
Поведение праздников при изучении английского языка способствует формированию коммуникативных умений и знакомству с важнейшими элементами культурных традиций англоязычных стран.
Например, праздник «День всех матерей», который отмечается во второе воскресенье мая. Это своеобразная дань благодарности мамам за их заботу и любовь. История возникновения этого праздника такова: американка Анна Ярвис ежегодно чтила память своей матери в день ее смерти (в начале мая). В 1914 г. американский конгресс объявил День матери официальным праздником. Американские дети в знак любви дарят своим мамам красные гвоздики.
Папугина О.В. в статье «Сценарий праздника «Mother’s Day» (Иностранные языки в школе. - 2001. - №2) отмечает: «Это внеклассное мероприятие проводится во II классах школ с углубленным изучением английского языка. Праздник рекомендуется провести во втором полугодии…
Праздник сопровождается музыкальными номерами, сценками и т.п. (по усмотрению каждого учителя). За две недели до праздника дети получают следующие задания: придумать костюмы для участников сценок, написать сочинение – рассказ на тему “My Favorite Toy” (сочинение выполняется на альбомном листе с рисунком любимой игрушки: все сочинения выставляются на празднике для всеобщего обозрения).
Это второй по счету праздник, и он по сравнению с первым («Праздник букваря») проводится полностью на английском языке»9.
В другой своей статье данный автор предлагает разработку еще одного важного в англоязычных странах праздника “New Year Comes” (Иностранные языки в школе. - 2000. - №6.).
«Это внеклассное мероприятие проводится накануне Нового года… Мы начинаем готовится к празднику за 2-3 месяца. Разучиваем стихи, песни, пьеску «Cinderrlla», продумываем и готовим костюмы, подарки детям от Санта Клауса, украшаем зал елкой с игрушками…»10.
Л.А. Булаева предлагает разработку праздника «Хэллоуин» и обращает внимание н то, что процесс подготовки не менее увлекательный, чем сам праздник, который, как известно, отмечается 31 октября. В течение месяца на уроках английского языка ребята знакомятся с легендами, обычаями, традициями и суевериями, связанными с этим праздником разучивают стихи, слова печен и пьес. На уроках пения учащиеся подбирают музыкальное оформление вечера. На занятиях по рисованию пяти- и шестиклассники готовят небольшие квадратные визитки с общепринятыми символами этого дня: тыквой, ведьмой, скелетом, пауком и прочей «нечестью». Эти визитки раздают участникам вечера, что облегчает подведение итогов различных конкурсов.
Метод
проектов предполагает по сути
своей использование широкого
спектра проблемных, исследовательских,
поисковых методов, ориентированных
четко на реальный практический
результат, значимый для ученика,
с одной стороны, а с другой,
разработку проблемы целостно
с учетом различных факторов
и условий ее решения и
реализации результатов. Тема проекта
может быть связана с одной предметной
областью или носить междисциплинарный
характер. При подборе темы проекта учитель
должен ориентироваться на интересы и
потребности учащихся, их возможности
и личную значимость предстоящей работы,
практическую значимость результата работы
над проектом. Выполненный проект может
быть представлен в самых разных формах:
статья, рекомендации, альбом, коллаж и
многие другие. Разнообразны и формы презентации
проекта: доклад, конференция, конкурс,
праздник, спектакль. Главным результатом
работы над проектом будут актуализация
имеющихся и приобретение новых знаний,
навыков и умений и их творческое применение
в новых условиях.
Работа
над проектом осуществляется в несколько
этапов и обычно выходит за рамки учебной
деятельности на уроках. Работа по проектной
методике требует от учащихся высокой
степени самостоятельности поисковой
деятельности, координации своих действий,
активного исследовательского, исполнительского
и коммуникативного взаимодействия. Роль
учителя заключается в подготовке учащихся
к работе над проектом, выборе темы, в оказании
помощи учащимся при планировании работы,
в текущем контроле и консультировании
учащихся по ходу выполнения проекта на
правах соучастника.
По
классификации типов проектов
праздник относится к монопроектам,
но имеет черты творческих
и ролево-игровых. Это весьма
удачная форма занятия, в
ходе которого дети знакомятся
с особенностями англоязычной
культуры, особенностями функционирования
языка в этой культуре. Праздник,
как и любая другая форма проектной
деятельности, дает возможность
необходимой активной устной практики
для каждого ученика. Игровая форма
увлекает детей и способствует
поддержанию познавательного интереса.
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку. - М., 1988.
2. Булаева Л.А. Праздник «Halloween» в гимназии // Иностранные языки в школе. - 1999. - №5.
3. Зимняя И.Н. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1985.
4. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М., 2000.
5. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. - М., 1971.
6. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - №4.
7. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4.
8. Палугина О.В. Сценарий праздника «New Year Comes» // Иностранные языки в школе. - 2000. - №6.
9. Палугина О.В. Сценарий праздника «Mother’s Day» // Иностранные языки в школе. - 2001. - №2.
Информация о работе Метод проектов на уроках английского языка