Метод проектов на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:12, реферат

Описание работы

Цель данной работы - выявление специфики проектной деятельности относительно методики преподавания иностранного языка. Соответственно задачами является:

1) определение сущности понятия «проектная деятельность»;

2) выявление особенностей организации и проведения проекта.

3) рассмотрение метода проектов относительно коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам;

4) акцентирование внимания на празднике как форме проектной деятельности при обучении английскому языку.

Работа содержит 1 файл

реферат тимпия моя.doc

— 97.00 Кб (Скачать)
 
 

Реферат на тему:

Метод проектов на уроке  английского языка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Введение

     Огромную  популярность  в  последнее  время  приобретает  метод  проектов.  Каждый учебный  предмет  имеет  свою  специфику и  соответственно специфику использования  тех  или  иных  методов,  технологий  обучения. Прежде  всего,  учитель иностранного  языка обучает детей способам  речевой деятельности,  поэтому мы  говорим о коммуникативной компетенции как одной из  основных  целей обучения  иностранным языкам. Целью обучения  иностранным языкам  является  не  система  языка,  а    иноязычная речевая  деятельность,  причем  не  сама  по  себе,  а  как  средство  межкультурного  взаимодействия.  Метод  проектов  позволяет  творчески  применить  языковой  материал,  превратить  уроки  иностранного  языка  в  дискуссию или  исследование, в которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Метод направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

     Мартьянова  Т.М.  в  статье  «Использование  проектных  заданий  на  уроках  иностранного  языка»  (Иностранные  языки  в  школе. -  1000. - №4)  подчеркивает:  «Выполнение  проектных  заданий  позволяет  школьникам  видеть  практическую  пользу  от  изучения иностранного  языка,  следствием  чего  является  повышение  интереса  к  этому  предмету»1.  Поэтому метод проектов сегодня активно используется на уроках иностранного языка.

     Цель  данной  работы  -  выявление специфики проектной деятельности  относительно  методики  преподавания  иностранного языка.  Соответственно  задачами  является:

1)     определение  сущности  понятия   «проектная  деятельность»;

2)    выявление особенностей организации  и проведения проекта.

3)   рассмотрение  метода  проектов  относительно  коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам;

4) акцентирование  внимания  на  празднике как форме проектной деятельности  при обучении  английскому языку.

 

I. Сущность  проектной  деятельности

1.1 Понятие о методе проектов

       Принятое  понятие  проекта   предполагает  «разработку  замысла,  идеи,  детального  плана  того  или  иного  практического  продукта,  изделия»2

       «Метод  -  дидактическая  категория;  совокупность  приемов,  операций  овладения  определенной  областью  практического  или  теоретического  знания,  той  или  иной  деятельностью;  путь  познания,  способ  организации  процесса  познания»3

     Поэтому,  если  мы  говорим  о  методе  проектов,  то  имеем  в  виду  именно  способ  достижения  дидактической  цели  через  детальную  разработку  проблемы  (технологию).  Разработка  должна  завершиться  вполне  реальным,  осязаемым  практическим  результатом,  оформленным  тем  или  иным  образом. Педагоги  обратились  к  этому  методу,  чтобы  решать  свои  дидактические  задачи.  В  основу  метода  проектов  положены:  идея,  составляющая  суть  понятия  «проект»,  его  прагматическая  направленность  на  результат,  который  можно  получить  при  решении  той  или  иной  практически  или  теоретически  значимой  проблемы.  Этот  результат  можно  увидеть,  осмыслить,  применить  в  реальной  практической  деятельности.  Чтобы  добиться  такого  результата,  необходимо  научить  детей  самостоятельно  мыслить;  находить  и  решать  проблемы,  привлекая  для  этой  цели  знания  из  разных  областей;  прогнозировать  результаты  и  возможные  последствия  разных  вариантов  решения.

     Проектная методика отличается кооперативным  характером выполнения заданий при  работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию.

1.2 Типы проектов

     В  соответствии  с  признаком  доминирующего  в  проекте  метода  выделяются  следующие  типы  проектов4:

1.  Исследовательские.

     Такие   проекты   требуют хорошо продуманной  структуры, обозначенных целей, обоснования  актуальности  предмета исследования  для всех участников, обозначения  источников информации, продуманных   методов, результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация  актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение   методов   исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем   на   дальнейший ход исследования).

2.  Творческие.

     Такие   проекты,  как правило,  не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности,  интересам участников   проекта  .  В данном случае  следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете,  сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре, пр.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов   проекта   требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа,  дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.

3.  Ролево-игровые

     В таких   проектах   структура также только намечается и остается открытой до окончания   проекта. Участники принимают   на   себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием   проекта, особенностью решаемой проблемы.  Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких   проектов   могут намечаться в начале   проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является  ролево-игровая, приключенческая; в  таких проектах  структура также только  намечается  и остается  открытой  до  окончания проекта.  Участники принимают на  себя  определенные  роли,  обусловленные  характером  и  содержанием  проекта,  особенностью  решаемой  проблемы.

4.  Информационные.

     Этот  тип    проектов    изначально  направлен   на   сбор информации о каком-то объекте, явлении  ознакомление участников   проекта   с  этой информацией,  ее анализ и обобщение фактов,  предназначенных для широкой аудитории.  Такие    проекты    так же,  как и исследовательские, требуют хорошо  продуманной структуры,  возможности систематической коррекции по ходу работы над   проектом .  Структура такого   проекта   может быть обозначена следующим образом:

     Цель   проекта, предмет информационного  поиска, источники информации (средства  СМИ,  базы данных,  в том числе  электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", пр.), способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,  аргументированные  выводы), результат информационного поиска (статья, аннотация,   реферат  , доклад, видео, пр.),  презентация (публикация,  в том числе  в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

5.  Практико-ориентированные   проекты.

     Эти  проекты  отличает  четко  обозначенный  с  самого  начала  результат  деятельности  участников  проекта,  который  обязательно  ориентирован  на  социальные  интересы  самих  участников.

     Такой  проект  требует  хорошо  продуманной  структуры,  даже  сценария  всей  деятельности  его  участников  с  определением  функций  каждого  из  них,  четкие  результаты  совместной  деятельности и  участие  каждого  в  оформлении  конечного  продукта.

6.  Монопроекты.

     Как  правило,  такие  проекты  проводятся  в  рамках  одного учебного  предмета.  При  этом  выбираются  наиболее  сложные  разделы  или  темы  программы,  например,  в  курсе  ИЯ  это  темы,  связанные  со  страноведческой,  социальной,  исторической  тематикой  и  т.п.  Разумеется,  работа  над  монопроектами  предусматривает  применение  знаний  из  других  областей  решения  той  или  иной  проблемы.  Но  сама  проблема  лежит  в  русле собственно  филологического,  лингвистического,  культурологического  знания.  Подобный  проект  также  требует  тщательной  структуризации  по  урокам  с  четким  обозначением  не  только  целей  и  задач  проекта,  но  и  тех  знаний,  умений,  которые  ученики  предположительно  должны  в  результате  приобрести.  Заранее  планируется  логика  работы  на  каждом  уроке  по  группам  (роли  в  группах  распределяются  учащимися),  форма  презентации,  которую  выбирают  участники  проекта  самостоятельно.  Часто  работа  над  такими  проектами  имеет  свое  продолжение  в  виде  индивидуальных  или  групповых  проектов  во  внеурочное  время.

7.  Межпредметные   проекты.

     Межпредметные  проекты,  как  правило,  выполняют  во  внеурочное  время.  Это  могут  быть  небольшие  проекты,  затрагивающие  два-три  предмета,  а  также  достаточно  объемные,  продолжительные,  общешкольные,  планирующие  решить  ту  или  иную  достаточно  сложную  проблему,  значимую  для  всех  участников  проекта.

     Такие  проекты  требуют  очень  квалифицированной  координации  со  стороны  специалистов,  слаженной  работы  многих  творческих  групп,  имеющих  четко  определенные  исследовательские  задания,  хорошо  проработанные  формы  промежуточных  и  итоговых  презентаций.

     Разумеется,  в  реальной  практике  чаще  всего  приходится  иметь  дело  со  смешанными  типами  проектов,  в  которых  имеются  признаки  исследовательских  и  творческих  проектов,  например,  одновременно,  практико-ориентированные  и  исследовательские.

1.3  Основные требования к использованию метода проектов

     Е.С.  Полат  в  статье  «Метод  проектов  на  уроках  иностранного  языка»  (Иностранные  языки  в  школе.  -  2000.  -  №1)  перечисляет  следующие  требования  к  использованию  метода  проектов:

1)  наличие   значимой  в  исследовательском,  творческом  плане проблемы/задачи,  требующей интегрированного  знания,  исследовательского  поиска  для ее   решения; например, исследование истории возникновения празднования  различных праздников в англо-говорящих странах  - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями, проблема организации спортивных мероприятий, много других);

2)  практическая,  теоретическая  значимость  предполагаемых  результатов; (например,  доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона,  факторах, влияющих   на   это состояние,  тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;  совместный выпуск газеты,  альманаха с репортажами с места событий;  программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);

3)  самостоятельная   (индивидуальная,  парная,  групповая)  деятельность  учащихся  на  уроке или во  внеурочное  время;

4)  структурирование  содержательной  части  проекта  (с  указанием  поэтапных   результатов  и  распределением  ролей);

Информация о работе Метод проектов на уроках английского языка