Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:43, доклад
Современному обществу требуются образованные люди, умеющие добывать знания, и применять их. В обучении все чаще используются инновационные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более значимым для школьников, повысить их мотивацию к учению. К инновационным технологиям относится технология проектной деятельности. В статье раскрывается необходимость изменений в методах и формах обучения, рассматриваются способы формирования ключевых компетенций у учащихся в процессе освоения проектной деятельности младшими школьниками на уроке, используя мини-проекты.
Задачи групповой работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
Совершенствование межличностных отношений в классе.[17]
Учитель, работающий с малыми группами, может: контролировать, организовывать, оценивать работу учеников, участвовать в работе группы, предлагать участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта:
В ходе работы над мини-проектом младший школьник не всегда может обойтись без помощи учителя. Но помощь эта должна быть так умело организована со стороны педагога, что ребёнок должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно. Ученик должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с мнением самого педагога.[19] «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем».
В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом.[20] Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат – бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.[21]
В чем мы преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.[22,23]
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что цель начальной школы на современном этапе развития общества – это подготовка учащихся к самообразованию через личностно ориентированное обучение, учет роста творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование самостоятельной продуктивной учебной деятельности. В целях реализации данной цели в настоящее время широкое применение находит метод проектов, ценность которого и состоит в самостоятельном приобретении знаний, получении опыта познавательной и учебной активности.
Список литературы:
1.Госстандарты. Начальное образование РК. – Алматы, 2003.
2.«Ертiс дарыны». Сборник нормативных документов. – Павлодар, 2004.
3.Качество педагогического образования: Проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции 18 – 19 мая 2004 г. – Алматы КазНПУ им. Абая, 2004.
4.Сейтешев А.П. Актуальные проблемы образования и педагогической науки в начале XXI века в условиях Казахстана и пути их решения // Научный отчет Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина. – Алматы, 2000.
5. Метод проектов. Организация исследовательской деятельности младших школьников./ Газета Начальная школа. – 2006, №10.
6.М.К. Господникова, Н.Б. Полянина и др. Проектная деятельность в начальной школе., Изд. «Учитель», 2007 г.
7.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
8.Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984.
9.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
10.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
11.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6
12.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск, 1992.
13. Е.С.Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ – М., 2000
14.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
15.Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
16.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ,2008
17.Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 1981.
18. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.
19. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984.
20. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
21. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
22.Майгаранова Ш. Научно-педагогические основы развития начального образования в Республике Казахстан: Дисс. к.п.н. 13.00.01. – Алматы, 1995.
23.Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.