Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:43, доклад
Современному обществу требуются образованные люди, умеющие добывать знания, и применять их. В обучении все чаще используются инновационные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более значимым для школьников, повысить их мотивацию к учению. К инновационным технологиям относится технология проектной деятельности. В статье раскрывается необходимость изменений в методах и формах обучения, рассматриваются способы формирования ключевых компетенций у учащихся в процессе освоения проектной деятельности младшими школьниками на уроке, используя мини-проекты.
Е.В.Маркина, учитель начальных классов
Средняя общеобразовательная школа №43 г.Павлодар
E-mail: markin-e@mail.ru
Аннотация.
Современному обществу требуются образованные люди, умеющие добывать знания, и применять их. В обучении все чаще используются инновационные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более значимым для школьников, повысить их мотивацию к учению. К инновационным технологиям относится технология проектной деятельности. В статье раскрывается необходимость изменений в методах и формах обучения, рассматриваются способы формирования ключевых компетенций у учащихся в процессе освоения проектной деятельности младшими школьниками на уроке, используя мини-проекты.
Аңдатпа.
Заманауи қоғамға
білім ала алатын, оны қолдана
білетін білімді адамдар қажет.
Оқытуда көбінесе оқушылар үшін маңыздырақ
оқу үдерісіне мүмкіндік
Annotation.
Modern society needs educated people who can acquire knowledge and apply them.
The training often uses technology to make the learning process more meaningful for students, increases their learning motivation. Innovative technologies include the project activity technology.
The article reveals the need for change in the methods and forms of education, discusses the formation ways of key competencies of students in the process of development of the younger students project activity in the classroom, using the mini-projects.
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».
Тенденции изменения общей ситуации образования, совпадают с общими принципами реформирования в мире. Это: усиление внимания к личности как высшей социальной ценности общества (гуманизация), создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника (дифференциация), создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов.
В Государственном стандарте 12-летнего образования, разработанного на основе концепции развития образования РК до 2015 года, сказано, что начальное образование призвано обеспечить достижение следующих целей:
- формирование и развитие личности, готовой к самореализации, саморазвитию;
- обеспечение систематичности знаний, реализация сформированных умений и навыков в различных видах деятельности. [1]
Процесс обучения сегодня должен давать результат, ориентированный на будущее, определять стратегию всей последующей жизни ребенка. Образованный человек в современном обществе это не только человек вооруженный знаниями, но умеющий добывать эти знания, для решения стоящих перед ним проблем, умеющий применять эти знания в любой ситуации, умеющий адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным. [2] То есть речь идет о формировании у школьника ключевых компетенций. А школа и учитель в первую очередь должны создавать условия для их формирования.
Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, поскольку впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т.е. научиться учиться, насколько будет привит интерес к процессу познания, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать своё образование всю жизнь.[3]
Очевидно, что даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной и той же схеме в течение длительного времени, будут эмоционально утомительны. Традиционный подход в обучении не оправдывает себя, ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, но сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике, т.е. слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а так же применять их для получения новых знаний. Нельзя не учитывать тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний.
Последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему: вводятся старые забытые педагогические технологии, используется опыт зарубежных стран, выдвигаются новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно используются и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и, конечно, проектная деятельность. Эта педагогическая технология эффективно используется в начальной школе, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.[4]
Проектная деятельность создает на уроке стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательности, в которой учитель с учениками выступает в роли партнеров, единомышленников, соавторов. В данном случае главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать», а организовать совместную работу, совместный поиск.[5] Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем, использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.[6]
Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках - мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.[7] Существует заблуждение о невозможности или неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность.[8] Осуществление проектной деятельности в младших классах проблематично, но возможно. Речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Но, тем не менее, такой опыт имеется.[9]
Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже и они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Главными целями введения этого метода в начальную школу являются [10,11]:
Развитие интереса к предмету;
Приобретение
Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
Получение дополнительных знаний по теме;
Развитие навыков
Метод проектов имеет следующие характеристики:
личностно ориентированная направленность;
деятельностный метод обучения;
обучение взаимодействию в группе;
построение на принципах проблемного обучения;
здоровьесбережение;
развитие умения самовыражаться (рефлексия);
формирование навыков самостоятельной деятельности;
реализует принцип связи обучения с жизнью;
воспитание целеустремленности, толерантности, индивидуализма, коллективизма, ответственности, инициативности, творческого отношения к делу.
Фактически, проект оказался той формой организации урока, в которой стало возможно создать все необходимые условия для инициации у школьников реального процесса мышления, познания.[12]
Когда можно использовать урок-проект в начальной школе, и каковы условия такой формы учебного процесса?
Главная цель урока-проекта – помочь учащимся проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта и защита прав на существование и уникальность предложенного результата труда. Поэтому, при планировании данной формы урока необходимо соблюдать ряд требований.
При планировании урока-проекта педагогу следует найти такой соответствующий теме учебный вопрос-задание, на который учащиеся смогут ответить в течение урока и получат новый для себя продукт учебной деятельности.[13]
На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:
Исследовательский: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации. Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературному чтению каждому классу давалось задание: создать стенгазету о каком-нибудь писателе. Нужно было найти информацию о писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа создавались стенгазеты.
Ролевой (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад.
Практико-ориентированный: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
Творческий (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Информационный: добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации.[14;15]
Таблица 1-Виды мини-проектов на различных учебных предметах в начальной школе.
вид проекта
предмет |
Исследователь- ский |
Практико- ориентированный |
Творческий |
Ролевой |
Информа- ционный |
Русский язык |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Математика |
+ |
+ |
|||
Литературное чтение |
+ |
+ |
+ |
||
Познание мира |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Трудовое обучение |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Изобразительное искусство |
+ |
+ |
Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из этапов:
1.Организационный момент (тема проекта, цель)
2.Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
3.Работа с информацией,
подведение итогов сбора
4.Физкультминутка.
5.Практическая работа
по созданию продукта проекта
и его публичному
6.Презентация готового
продукта проектной
7.Рефлексия.
8.Домашнее задание.[16]
При организации мини-проекта на уроке следует использовать групповую форму работы. Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.