Место педагогики в системе гуманитарных наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:20, реферат

Описание работы

Целью моего исследования является определение взаимосвязи педагогики и других наук о человеке.
Задачами своей работы считаю:
Проанализировать положение педагогике в системе гуманитарных наук;
Дать функциональное определение понятию педагогика;
Обозначить предмет и функции педагогики;
Изучить работы выдающихся авторов по данной проблематике.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Место педагогики в системе гуманитарных наук……….……….4
Основные понятия педагогики…………………………………….7
Основоположники педагогики……………………………………11
Заключение…………………………………………………………16
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 40.84 Кб (Скачать)

    В зависимости от целей, характера  и уровня подготовки различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование. Ведущую роль в осуществлении образования  играет систематическое обучение, которое осуществляется в определённой организации под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

    Процесс этот, прежде всего двусторонний. С  одной стороны, в нём выступает  обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит  этим процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный процесс принимает  характер учения, овладения изучаемым  материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное  усвоение научных знаний, вырабатывание  умений и навыков, применение их на практике, развитие творческих способностей, формирование материалистического  мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

    Основные  понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно  связаны в едином и целостном  педагогическом процессе. Поэтому при  их характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого  понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий. 
 
 
 
 
 
 

           Основоположники педагогики

     Педагогическая  деятельность Я. А. Коменского (1592-1670) – выдающегося философа-гуманиста изменила коренным образом взгляды на педагогику. Главное достижение педагогики Я. А. Коменского состоит в том, что он пришёл к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса. Ему первому удалось подняться до осознания наличия объективных законов воспитания и обучения. Фундаментальной идеей его педагогики является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

        Отличительной чертой педагогических  воззрений  Коменского было  то , что он  рассматривал  воспитание  в  качестве  одной  из  важнейших  предпосылок установления справедливых  отношений  между  людьми  и  народами.  Эта  идея проходит  красной  нитью  через  его  главный  труд   “Всеобщий   совет   об исправлении  дел  человеческих”,  одну  из   частей   которого   он   назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”,  где  он,   в  частности  ,  развивает мысль о том, что воспитание и образование человека  не  заканчивается  после выхода  из  школы.  Школьное  воспитание  и  образование   должно   готовить юношество  к  будущему  самовоспитанию  и  образованию.  Идеальная школа виделась Я. А. Коменскому как заведение непрестанного умственного труда учащихся, соревнования умов и дарований, борьбы за искоренение нравственных пороков. Разумно организованное обучение, считал Я. А. Коменский , требовало от наставника и воспитанника усилий на пределе возможностей.

     Главным путем воспитания в эпоху Я. А. Коменского было подчинение воспитанника, т. е. решающим в формировании личности оказывались внешние по отношению  к ней обстоятельства, формирующие  её по своим законам, независимым от потенциала самой личности, от её активности и воли. Коменский же провозглашает понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.5

     Жизнестойкость, современность педагогических идей Я. А. Коменского объясняется, прежде всего, их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стойкую систему, утверждающую великую преобразующую роль воспитания.

     В идеях Я. А. Коменского заложен громадный  пафос созидания, как нельзя более созвучный глубокой перестройке системы образования в нашей стране. Наследие Я. А. Коменского вооружает в борьбе против костности, догматизма в воспитании, за всемерное развитие духовных сил ребёнка.

     Педагогическое  наследие Джона Локка.

     Джон  Локк(1632-1704) – английский философ, просветитель и педагог, один из основоположников эмпирико – материалистической теории познания. В педагогических взглядах Д. Локка выражены его политические и философские воззрения, а так же огромный педагогический опыт

     Д. Локк выступил как подлинный философ  воспитания. В его педагогических трактатах дано теоретическое обоснование  практике воспитания в эпоху, пришедшую  на смену феодализма. Д. Локк явился подлинным педагогом-новатором. Его  идеи о психологическом механизме  усвоения знаний,  об активности субъекта воспитания как обязательном условии  его физического, умственного и  нравственного совершенствования  представляют несомненный интерес  для решения современных педагогических проблем.

     Новаторство философа заключалось в том, что  он рассматривал процесс становления  и воспитания человека как единство физического, психического и умственного его развития.

     Педагогическое  наследие Д. Локка сохраняет свою актуальность. Для современного поколения  педагогов оно остается высоким  образцом применения материалистической философии к решению конкретных проблем педагогики.

     Ж-Ж  Руссо как педагог. 

     Жан-Жак  Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель  -  педагог XVIII столетия. Он к той плеяде  просветителей,  которая идейно  подготовила французскую буржуазную революцию. В своих главных произведениях “Способствовал  ли  прогресс  наук  и искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный  договор”,  “Эмиль, или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг  осуждению  многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости,  порожденные  феодальным строем.  Ж-Ж Руссо считал, что на ребёнка воздействую три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт.

       Педагогические  высказывания  Руссо   пронизаны   идеями   гуманизма   и демократизма,  глубокой  любовью  к  ребенку,  заботой  о  его  всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации  методов  обучения  детей  с опорой  на  их   личный   опыт,   необходимости   систематической   трудовой подготовки.  Она,  с  одной  стороны,  должна  вооружать   детей   полезными практическими умениями и навыками, а  с  другой  стороны,  -  способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу. Если  Руссо  высказывал  много  прогрессивных  суждений  о   воспитании мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в  основном  традиционной точки зрения.  Основная  функция  женщины,  по  его  мнению,  быть  женой  и матерью, ей не нужно  широкого научного образования, но  надо  заботиться  о ее  физическом  развитии,  эстетическом  воспитании,  приучать   к   ведения домашнего хозяйства и т. п.

     Ж-Ж  Руссо разработал стройную программу  формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Он не сумел порвать с рядом педагогических предрассудков, однако его педагогические идеи оказались высочайшим достижением человечества и явились в дальнейшем источником развития демократической педагогики.

     Руссо-гуманист провозглашал природную доброту  человека, сообразно с которой предлагал осуществлять воспитание. Наилучшем воспитанием он полагал,  прежде всего накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретён к двадцатилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.

       Среди наставлений, заслуживающих  серьезного внимания,  мы  встречаем   у Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите  овладеть  ребенком, вы обязаны прежде всего овладеть самим собою. Если ваш  “непокладистый  ребенок портит все к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от  него  то,  что  он может испортить”. Но то , что вы разрешаете ему, разрешайте по  первому  его слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему делать  что-нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо,  решительно. “Пусть никакое  приставание  не  колеблет  вас;  пусть  произнесенное  “нет”  будет несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть свои силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.6 

               Заключение

     Целью данного исследования явилось изучение взаимосвязи педагогики и других наук о человеке. На основании вышеизложенного материала  можно сделать следующие выводы.

     Термин  педагогика ( от греч. Paides - ребёнок, gogos – вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из неё. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено – так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Таким образом, педагогика – наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.

     В современных условиях педагогику рассматривают  как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального  развития, так как современная  система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья – от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

     Учитывая  объём работы, мне не удалось обозначить русских педагогов, и я раскрыла деятельность только западных педагогов. Я. А. Коменский и  Ж.-Ж.  Руссо  внесли  огромный  вклад  в развитие  педагогики.   В   своих   трудах   они   положили   начало   таким педагогическим  принципам,  как  принцип  природосообразности   (Коменский), принцип  возрастной  периодизации  (Руссо). Так же можно сделать вывод, что педагогика тесно связана с гуманитарными науками, такими как: социология, философия и конечно же психология. Проблемы педагогики всегда останутся актуальными, исходя из этого, я считаю, что поднимать эту тему не только актуально, но и необходимо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы.

  1. Смирнов С. А. Педагогика. Теории. Системы. Технологии. – М.: Изд. Академия, 2006.
  2. Кларин В. М., Джуринский А. Н. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.–Ж. Руссо, И. Г. Песталоции. – М.: Педагогика, 1994.
  3. Смирнов С. Д. педагогика и психология высшего образования. – М.: Изд. Академия, 2003.
  4. Петровский А. В. Новое педагогическое мышление. – М.: Изд. Педагогика, 1989.
  5. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М.: Изд. Педагогика, 2007
  6. Харламов И. Ф. Педагогика – М.: Высшая школа, 1990.
  7. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика. 1980.
  8. Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. - М.: Наука. 1980.

Информация о работе Место педагогики в системе гуманитарных наук