Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:20, реферат
Целью моего исследования является определение взаимосвязи педагогики и других наук о человеке.
Задачами своей работы считаю:
Проанализировать положение педагогике в системе гуманитарных наук;
Дать функциональное определение понятию педагогика;
Обозначить предмет и функции педагогики;
Изучить работы выдающихся авторов по данной проблематике.
Введение…………………………………………………………….2
Место педагогики в системе гуманитарных наук……….……….4
Основные понятия педагогики…………………………………….7
Основоположники педагогики……………………………………11
Заключение…………………………………………………………16
Список литературы……………………………
В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование. Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение, которое осуществляется в определённой организации под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Процесс
этот, прежде всего двусторонний. С
одной стороны, в нём выступает
обучающий (педагог), который излагает
программный материал и руководит
этим процессом, а с другой – обучающиеся,
для которых данный процесс принимает
характер учения, овладения изучаемым
материалом. Совместная их деятельность
направлена на глубокое и прочное
усвоение научных знаний, вырабатывание
умений и навыков, применение их на
практике, развитие творческих способностей,
формирование материалистического
мировоззрения и нравственно-
Основные
понятия педагогики, как и явления,
которые в них отражаются, неотделимы
друг от друга, они перекрещиваются,
частично совпадают и взаимно
связаны в едином и целостном
педагогическом процессе. Поэтому при
их характеристике необходимо всегда
видеть главную функцию каждого
понятия и именно на этой основе
отличать его от других категорий.
Основоположники педагогики
Педагогическая деятельность Я. А. Коменского (1592-1670) – выдающегося философа-гуманиста изменила коренным образом взгляды на педагогику. Главное достижение педагогики Я. А. Коменского состоит в том, что он пришёл к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса. Ему первому удалось подняться до осознания наличия объективных законов воспитания и обучения. Фундаментальной идеей его педагогики является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.
Отличительной чертой
Главным путем воспитания в эпоху Я. А. Коменского было подчинение воспитанника, т. е. решающим в формировании личности оказывались внешние по отношению к ней обстоятельства, формирующие её по своим законам, независимым от потенциала самой личности, от её активности и воли. Коменский же провозглашает понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.5
Жизнестойкость, современность педагогических идей Я. А. Коменского объясняется, прежде всего, их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стойкую систему, утверждающую великую преобразующую роль воспитания.
В идеях Я. А. Коменского заложен громадный пафос созидания, как нельзя более созвучный глубокой перестройке системы образования в нашей стране. Наследие Я. А. Коменского вооружает в борьбе против костности, догматизма в воспитании, за всемерное развитие духовных сил ребёнка.
Педагогическое наследие Джона Локка.
Джон Локк(1632-1704) – английский философ, просветитель и педагог, один из основоположников эмпирико – материалистической теории познания. В педагогических взглядах Д. Локка выражены его политические и философские воззрения, а так же огромный педагогический опыт
Д.
Локк выступил как подлинный философ
воспитания. В его педагогических
трактатах дано теоретическое обоснование
практике воспитания в эпоху, пришедшую
на смену феодализма. Д. Локк явился
подлинным педагогом-новатором. Его
идеи о психологическом механизме
усвоения знаний, об активности субъекта
воспитания как обязательном условии
его физического, умственного и
нравственного
Новаторство философа заключалось в том, что он рассматривал процесс становления и воспитания человека как единство физического, психического и умственного его развития.
Педагогическое наследие Д. Локка сохраняет свою актуальность. Для современного поколения педагогов оно остается высоким образцом применения материалистической философии к решению конкретных проблем педагогики.
Ж-Ж
Руссо как педагог.
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог XVIII столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила французскую буржуазную революцию. В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль, или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем. Ж-Ж Руссо считал, что на ребёнка воздействую три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт.
Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу. Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения домашнего хозяйства и т. п.
Ж-Ж Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Он не сумел порвать с рядом педагогических предрассудков, однако его педагогические идеи оказались высочайшим достижением человечества и явились в дальнейшем источником развития демократической педагогики.
Руссо-гуманист провозглашал природную доброту человека, сообразно с которой предлагал осуществлять воспитание. Наилучшем воспитанием он полагал, прежде всего накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретён к двадцатилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.
Среди наставлений,
Заключение
Целью данного исследования явилось изучение взаимосвязи педагогики и других наук о человеке. На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.
Термин педагогика ( от греч. Paides - ребёнок, gogos – вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из неё. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено – так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Таким образом, педагогика – наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.
В
современных условиях педагогику рассматривают
как науку и практику обучения
и воспитания человека на всех возрастных
этапах его личностного и
Учитывая
объём работы, мне не удалось обозначить
русских педагогов, и я раскрыла
деятельность только западных педагогов.
Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли
огромный вклад в развитие педагогики.
В своих трудах они
положили начало таким педагогическим
принципам, как принцип природосообразности
(Коменский), принцип возрастной
периодизации (Руссо). Так же можно
сделать вывод, что педагогика тесно связана
с гуманитарными науками, такими как: социология,
философия и конечно же психология. Проблемы
педагогики всегда останутся актуальными,
исходя из этого, я считаю, что поднимать
эту тему не только актуально, но и необходимо.
Список использованной литературы.
Информация о работе Место педагогики в системе гуманитарных наук