Место экологического воспитания в педагогическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:39, реферат

Описание работы

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы.
Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Работа содержит 1 файл

экологическое воспитание1.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Совместно организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых и животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

- наблюдая за деятельностью взрослых;

- практически участвуя в ней.

Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных – с экологической точки зрения – действиях.

Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма – создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы. Как же организовать деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив – воспитание у дошкольников начал экологической культуры – и достичь конкретных целей? Этих целей немало.

- Демонстрация воспитателем образца взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.

- Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ним.

- Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.

- Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.

- Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно-следственных связей в природе.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного – двух условий для их жизни.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки-аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи.

Таким образом, технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Дети седьмого года жизни много знают и многое умеют. Знания они получают в общении со взрослыми и сверстниками, через телевизор и книги, в формирующейся учебной деятельности – они готовы решать специально поставленные умственные задачи. Игра остается, но усложняется – по содержанию и форме она должна соответствовать возросшим возможностям и умениям детей.

По форме технология эколого-педагогической работы с детьми этого возраста похожа на технологии предыдущих лет, но по содержанию она сложнее. В этом возрасте становится возможным их дежурство в уголке природы.

Остановимся поподробнее на методике проведения дежурств в уголке природы с детьми подготовительной группы.

1-й этап – осмотр обитателей уголка природы и выявление:

1) их самочувствия и состояния;

2) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).

2-й этап – практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий.

Воспитатель говорит: «Ребята, распределите между собой, кто и что будет делать для птицы, и начинайте уборку. Если вы знаете, как договориться и распределить дела, я помогу вам. Если вы забыли, как это надо делать, я подскажу».

3-й этап – заключительное кратковременное наблюдение за животными – их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда). Предварительный осмотр аквариума с рыбками, птиц в клетке, растений – это очень важный момент методики.

Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого УП, не заболели ли они.

Во-вторых, именно осмотр условий, в каких находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства. Предварительный просмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка, «экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются – чего не хватает – что надо добавить и изменить».

Второй момент методики традиционен – это реальные операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку было удобно и нетяжело, небьющиеся миски, банки и т.д. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, не сломать стебли или листья растений.

Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д., - всем стало лучше оттого, что потрудились дежурные. Это необходимое эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей – дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание и далее принимать в этом участие.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

- если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;

- если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания – методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Взрослые, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них необходимые условия, - это решающий фактор в экологическом воспитании. Общий результат их деятельности – продвижение детей по пути экологической культуры определяют такие их личностные качества:

- понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;

- профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания детей; понимание целей и задач этого направления, систематическая реализация конкретных технологий в практике работы с детьми, творческий поиск и совершенствование своей деятельности;

- общая ориентация и применение новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в образовательном учреждении, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.

Главные «идеологи» всей работы – заведующий детским садом и старший воспитатель – своевременно ставят и осуществляют организационно-содержательные задачи, координируют связь с внешними учреждениями, создают атмосферу всеобщей заинтересованности в работе, реально заботятся о создании условий для экологического воспитания и эколого-оздоровительной работы с детьми.

Опыт работы с программой «Юный эколог» показывает, что внедрение экологического воспитания в практику работы детских садов должно осуществляться одновременно на двух уровнях: административно-управленческом и воспитательно-образовательном. Каждый из уровней имеет свою отчетливую специфику, связанную с функционалом сотрудников. 

Можно предположить, что взаимосвязь и переплетение обозначенных уровней обеспечат приближение к некоему эталону, оптимальному состоянию учреждения в решении новой задачи. Иначе говоря, на каждом из уровней должна иметь место своя технология эколого-педагогической работы.

Административно-управленческий уровень включает значительное количество мероприятий, необходимых для постановки нового направления педагогики. Их целесообразное распределение в течение учебного года составит совершенно определенную технологию организационно-методического руководства постановкой и внедрением экологического воспитания детей. Каждое из этих мероприятий несет определенную содержательную функцию – является модулем технологии. Перечислим эти мероприятия.

- Педагогический совет, на котором представлены актуальность, значимость эколого-педагогической работы в ДОУ, глобальная цель экологического воспитания, главные пути ее достижения и конечный результат, который можно получить путем успешной работы, организация и создание в ДОУ полноценной эколого-развивающей среды (различных экологических пространств) – важнейшего условия в осуществлении воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и их родителями.

- Проведение на протяжении учебного года систематической методической работы с педколлективом в форме ежемесячного семинара-практикума, на котором отрабатываются содержание и методы экологического воспитания детей, технологии эколого-педагогической работы с детьми разного возраста.

- Заключительный педсовет: обсуждение итогов работы семинара, результатов воспитательно-образовательной работы с детьми, постановка задач на новый учебный год.

- Пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей.

- Установление связей с различными учреждениями (школа, станция юных натуралистов, общество охраны природы) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования.

Важная функция старшего воспитателя – систематическое проведение семинара-практикума, участие в котором позволит воспитателям овладеть методикой экологического воспитания и совершенствоваться в реализации технологии.

Освоение методов экологической работы с детьми и освоение конкретных технологий осуществляется в форме непрерывного семинара-практикума, который ведут заведующий и старший воспитатель на протяжении трех лет. При этом каждый год перед семинаром ставятся разные цели.

1-й год – освоение содержания и методов экологического воспитания детей.

2-й год – знакомство с технологиями экологического воспитания дошкольников разных групп, первоначальное вхождение в спланированную систему форм и методов работы с детьми на протяжении учебного года. 

3-й год – освоение технологий работы с детьми разного возраста, творческий поиск в их приспособлении к местным условиям работы ДОУ.

В штате детского сада, занимающегося экологическим воспитанием, целесообразно иметь эколога-специалиста с соответствующим образованием, функции которого заключаются в следующем:

- бионадзор зеленой зоны учреждения, руководство ее правильной, экологически грамотной организацией и содержанием;

- систематическое проведение консультаций (семинара) с персоналом учреждения по основам экологии – теоретическое и практическое повышение квалификации и уровня экологической культуры воспитателей;

- разработка, подготовка и участие в проведении наиболее сложных форм экологической работы с детьми (знакомство с экосистемами, комплексные занятия, экскурсии в природу и др.).

Корректируя работу учреждения с экологических позиций, эколог не подменяет воспитателя, который остается главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры.

Углубленная работа дошкольного учреждения, ее результативность – это итог скоординированного взаимодействия всего персонала, понимание и выполнение сотрудниками своих специфических в экологическом воспитании функций. Медсестра и врач совместно с инструктором по физическому воспитанию осуществляют эколого-оздоровительную работу с детьми. Медсестра следит за поддержанием гигиенических нормативов среды проживания дошкольников. Вместе с воспитателем и физкультурным работником формируют у ребят первоначальные навыки здорового образа жизни. Задачей психолога является создание благоприятной атмосферы, проведение в жизнь личностно-ориентированного стиля взаимодействия взрослых с детьми и их родителями. Вместе со старшим воспитателем психолог руководит регулярно проводимой диагностикой уровня экологической воспитанности детей, анализ которой позволяет скорректировать работу всего учреждения.

Информация о работе Место экологического воспитания в педагогическом процессе