- развитие
коммуникативных умений разного
рода.
воспитательные:
- порождение
творческого мышления;
- выработка
установки на практическое использование
ДИ:
- воспитание
индивидуального стиля поведения
в процессе взаимодействия с
людьми;
- преодоление
психологического барьера по
отношению к формам и методам
активного обучения.
Игровые
цели
- разработка
вариантов проекта ДИ;
- демонстрация
разработчикам приемов создания игрового
контекста.
Специфические
особенности игр
- Учебная
деловая игра (УДИ) – это целенаправленно
сконструированная модель какого-либо
реального процесса, имитирующая профессиональную
деятельность и направленная на формирование
и закрепление профессиональных умений
и навыков. Деятельность преподавателя
в учебной игре сводится к ее планированию,
организации и руководству.
Цель
игровой деятельности
студентов триедина:
♦ получение
знаний и навыков для будущей профессиональной
работы;
♦ оценка
себя в исполняемой роли;
♦ победа
в соревновании.
Игра
как форма проблемного обучения
представляет собой надежное средство
пробуждения интереса к профессиональной
деятельности. Это своеобразная практика,
и нарабатываемый в ней опыт достаточно
близок к профессиональной работе.
- Ролевая
игра представляет собой имитацию трудовой
деятельности, а также отдельных сторон
жизни. Участников игры не связывает отсутствие
реальных материальных орудий и средств
имитируемой деятельности, их заменяет
воображение. В результате в ролевой игре
развивается воображение и творческие
способности
- В ролевой
игре достигается более высокий уровень
общения, чем при традиционном обучении,
так как ролевая игра предполагает реализацию
конкретной деятельности (обсуждение
проекта, участие в конференции, беседа
с коллегами).
- Ролевая игра
представляет собой коллективную деятельность,
предполагающую активное участие всей
группы и каждого члена группы.
- Выполнение
разнообразных заданий приводит к конкретному
результату, благодаря чему у обучаемых
возникает чувство удовлетворения от
совместных действий, желание ставить
и решать новые задачи.
- В ролевой
игре формируются и вырабатываются навыки
установления контакта; правильного восприятия
и оценки партнера как личности; выработки
стратегии и тактики общения; выбора при
этом наиболее подходящих форм и средств
(31).
- Проектно-ролевая
игра Объединить достоинства проектной
деятельности (высокий уровень научности,
глубина освоения учебного материала,
эффективное групповое и межличностное
взаимодействие участников, возможность
организации познавательной деятельности
на основе внутренней мотивации к обучению)
с преимуществами ролевых игр (высоким
эмоциональным уровнем, активностью и
личностным переживанием участниками
происходящего), а также по мере сил скорректировать
недостатки обоих видов деятельности
может проектно-ролевая
игра. В ней участники, индивидуально
или в группах, выполняют определенные
проектные задания, близкие по тематике,
и готовят презентации собственных проектов,
защита которых осуществляется в виде
ролевой игры. При этом обеспечивается
возможность использования разных качеств
участников - от умения мыслить, выполнять
творческие и поисково-исследовательские
задания, доходчиво довести свои мысли
и теории, активно и корректно участвовать
в дискуссии до коммуникативных (организовывать
работу в группе, обращаться к аудитории,
располагая ее к себе) и даже чисто внешних
данных.
- Имитационная
игра - род деловой игры, направленной
на поиск решения
конкретной
социально-производственной задачи (ситуации)
в интересах конкретного заказчика; имитация
реальных задач. Имитационная игра - это
работа участников в условном, вымышленном
пространстве, что позволяет:
- повысить
мотивацию участников на работу в тренинге
и их вовлеченность в процесс за счет нестандартного
подхода к той деятельности, которая моделируется
игрой;
- отрешиться
от конкретных, малозначимых деталей и
сфокусироваться на главных, основополагающих
моментах изучаемого/отрабатываемого
процесса;
- рассматривая
свою деятельность «из другой плоскости»
найти неочевидные, нестандартные решения
проблем, которые при «классическом» подходе
казались неразрешимыми.
Алгоритм
деловой игры
Структура
деловой игры
(автор
Е.А. Хруцкий)
Этап
игры |
Деятельность
участников игры |
Деятельность
педагога |
1 этап
– формулируется цель игры
и дается необходимая информация |
Четко представить
себе проблему или структуру задач,
соотнести проблему с поставленной
целью |
Организовать
работу в малых группах (командах).
Лучше предложить участникам игры самостоятельно
выбрать проблему и группу. |
2 этап
– самостоятельная работа слушателей
в командах |
Вникают в проблему,
пытаются понять ее, вырабатывают навыки
к анализу ситуации и проявляют
способности личности. Коллективное
обсуждение: используется практический
опыт, уточняются позиции, вырабатываются
выводы или решения путем соглашения.
Возможно существование отдельной точки
зрения кого-либо из участников |
Оказывает помощь |
3 этап
– межгрупповая дискуссия |
Каждая группа
предлагает свой вариант разрешения
рассматриваемой проблемы. Участники
других групп выступают в качестве оппонентов:
задают вопросы, выступают с критическими
замечаниями или в поддержку проекта |
управляет дискуссией,
при помощи наводящих вопросов старается
привести к правильному решению
проблемы. Запрещено: высказывать свою
точку зрения, связанную с анализом ситуации
или проблемы |
|
При
проведении деловой игры необходимо
установить регламент (времени должно
хватить на решение проблемы). Задача
педагога: довести до сознания участников
игры основные положения и выводы,
дать четкое заключение, чего удалось
добиться участникам игры. Незавершенность
игры обесценивает всю работу по ее проведению.
Деловая игра должна быть представлена
в следующем виде: название игры, учебные
цели, состав участников, исходная информация,
методические рекомендации и порядок
проведения деловой игры, подведение итогов
деловой игры
Исходная
информация может быть дана как на
занятии, так и заранее. Лучше
заранее, т.к. не затрачивается время
на ознакомление с информацией. Педагог
должен объяснить особенности игры, порядок
проведения и обсуждения, объяснить критерии
оценки результатов деловой игры, т.к.
в ходе работы в малых группах игра носит
состязательный характер.
Деловые
игры используют в том случае, когда
необходимо донести до детей процессы
функционирования каких-либо систем. Уроки
чаще всего носят иллюстративный характер,
а в игре ученик становится лично причастным
к функционированию изучаемой системы,
получает возможность “прожить” некоторое
время в “реальных” жизненных условиях.
Преимущество деловой игры в том, что она
не подменяет традиционные методы обучения,
а рационально их дополняет, позволяя
более эффективно решать поставленные
задачи.
Для
того чтобы учитель мог свободно
и легко вводить в образовательный
процесс деловую игру, он должен
быть творческой личностью, поэтому на
современном этапе актуализируется проблема
развития творческого потенциала педагогов
в процессе освоения педагогических инноваций.
Литература:
- Вербицкий
А.А. Активное обучение в высшей школе:
контекстный подход: Метод. Пособие.—
М.: Высш. шк., 1991.
- Репринцева
Г.И. Играют младшие школьники. Ярославль,
1991 г.
- Спиваковская
А.С. Игра – это серьёзно. М., 1981 г.
- Терский В.Н.
Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966 г.
- Хруцкий Е.А.
Организация проведения деловых игр: Учеб.
Пособие для преподавателей сред. спец.
учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.