Место деловой игры в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:16, реферат

Описание работы

Сущность дидактической игры. Концепция игровых форм обучения. Тезаурус деловой игры: предмет игры, сценарий, роли и функции игроков, правила игры, система оценивания. Классификация деловых игр. Структура деловой игры. Специфические особенности игр. Алгоритм деловой игры.

Содержание

1. Место деловой игры в учебном процессе…………………………………..с.2
2. Тезаурус деловой игры……………………………………………………….с.3
3. Классификация деловых игр………………………………………………….с.4
4. Структура деловой игры…………………………………………………….с.8
5. Специфические особенности игр……………………………………………с.10
6. Алгоритм деловой игры……………………………………………………с.12
7. Литература…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

дел игра.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

- развитие  коммуникативных умений разного  рода.

воспитательные:

- порождение  творческого мышления;

- выработка  установки на практическое использование ДИ:

- воспитание  индивидуального стиля поведения  в процессе взаимодействия с  людьми;

- преодоление  психологического барьера по  отношению к формам и методам  активного обучения.

Игровые цели

- разработка  вариантов проекта ДИ;

- демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста. 

Специфические особенности игр

  1. Учебная деловая игра (УДИ) – это целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков. Деятельность преподавателя в учебной игре сводится к ее планированию, организации и руководству.

Цель  игровой деятельности студентов триедина:

♦ получение знаний и навыков для будущей профессиональной работы;

♦ оценка себя в исполняемой роли;

♦ победа в соревновании.

Игра  как форма проблемного обучения представляет собой надежное средство пробуждения интереса к профессиональной деятельности. Это своеобразная практика, и нарабатываемый в ней опыт достаточно близок к профессиональной работе. 

   
  1. Ролевая игра представляет собой имитацию трудовой деятельности, а также отдельных сторон жизни. Участников игры не связывает отсутствие реальных материальных орудий и средств имитируемой деятельности, их заменяет воображение. В результате в ролевой игре развивается воображение и творческие способности
  • В ролевой игре достигается более высокий уровень общения, чем при традиционном обучении, так как ролевая игра предполагает реализацию конкретной деятельности (обсуждение проекта, участие в конференции, беседа с коллегами).
  • Ролевая игра представляет собой коллективную деятельность, предполагающую активное участие всей группы и каждого члена группы.
  • Выполнение разнообразных заданий приводит к конкретному результату, благодаря чему у обучаемых возникает чувство удовлетворения от совместных действий, желание ставить и решать новые задачи.
  • В ролевой игре формируются и вырабатываются навыки установления контакта; правильного восприятия и оценки партнера как личности; выработки стратегии и тактики общения; выбора при этом наиболее подходящих форм и средств (31).
  1. Проектно-ролевая игра Объединить достоинства проектной деятельности (высокий уровень научности, глубина освоения учебного материала, эффективное групповое и межличностное взаимодействие участников, возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению) с преимуществами ролевых игр (высоким эмоциональным уровнем, активностью и личностным переживанием участниками происходящего), а также по мере сил скорректировать недостатки обоих видов деятельности может проектно-ролевая игра. В ней участники, индивидуально или в группах, выполняют определенные проектные задания, близкие по тематике, и готовят презентации собственных проектов, защита которых осуществляется в виде ролевой игры. При этом обеспечивается возможность использования разных качеств участников - от умения мыслить, выполнять творческие и поисково-исследовательские задания, доходчиво довести свои мысли и теории, активно и корректно участвовать в дискуссии до коммуникативных (организовывать работу в группе, обращаться к аудитории, располагая ее к себе) и даже чисто внешних данных.
 
  1. Имитационная  игра - род деловой игры, направленной на поиск решения

конкретной  социально-производственной задачи (ситуации) в интересах конкретного заказчика; имитация реальных задач. Имитационная игра - это работа участников в условном, вымышленном пространстве, что позволяет:

  • повысить мотивацию участников на работу в тренинге и их вовлеченность в процесс за счет нестандартного подхода к той деятельности, которая моделируется игрой;  
  • отрешиться от конкретных, малозначимых деталей и сфокусироваться на главных, основополагающих моментах изучаемого/отрабатываемого процесса;
  • рассматривая свою деятельность «из другой плоскости» найти неочевидные, нестандартные решения проблем, которые при «классическом» подходе казались неразрешимыми.
 

 

Алгоритм  деловой игры

Структура деловой игры

(автор Е.А. Хруцкий)

Этап игры Деятельность участников игры Деятельность педагога
1 этап  – формулируется цель игры  и дается необходимая информация Четко представить  себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью Организовать  работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу.
2 этап  – самостоятельная работа слушателей  в командах Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют  способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников Оказывает помощь
3 этап  – межгрупповая дискуссия Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается  привести к правильному решению  проблемы. Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы

     При проведении деловой игры необходимо установить регламент (времени должно хватить на решение проблемы). Задача педагога: довести до сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, чего удалось добиться участникам игры. Незавершенность игры обесценивает всю работу по ее проведению. Деловая игра должна быть представлена в следующем виде: название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры

     Исходная  информация может быть дана как на занятии, так и заранее. Лучше  заранее, т.к. не затрачивается время  на ознакомление с информацией. Педагог  должен объяснить особенности игры, порядок проведения и обсуждения, объяснить критерии оценки результатов деловой игры, т.к. в ходе работы в малых группах игра носит состязательный характер.

     Деловые игры используют в том случае, когда  необходимо донести до детей процессы функционирования каких-либо систем. Уроки чаще всего носят иллюстративный характер, а в игре ученик становится лично причастным к функционированию изучаемой системы, получает возможность “прожить” некоторое время в “реальных” жизненных условиях. Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.

     Для того чтобы учитель мог свободно и легко вводить в образовательный  процесс деловую игру, он должен быть творческой личностью, поэтому на современном этапе актуализируется проблема развития творческого потенциала педагогов в процессе освоения педагогических инноваций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.
  2. Репринцева Г.И. Играют младшие школьники. Ярославль, 1991 г.
  3. Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно. М., 1981 г.
  4. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966 г.
  5. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.

Информация о работе Место деловой игры в учебном процессе