Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:16, реферат
Сущность дидактической игры. Концепция игровых форм обучения. Тезаурус деловой игры: предмет игры, сценарий, роли и функции игроков, правила игры, система оценивания. Классификация деловых игр. Структура деловой игры. Специфические особенности игр. Алгоритм деловой игры.
1. Место деловой игры в учебном процессе…………………………………..с.2
2. Тезаурус деловой игры……………………………………………………….с.3
3. Классификация деловых игр………………………………………………….с.4
4. Структура деловой игры…………………………………………………….с.8
5. Специфические особенности игр……………………………………………с.10
6. Алгоритм деловой игры……………………………………………………с.12
7. Литература…………………………………………………………………..
Содержание
Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся на уроке и заинтересованности в результатах образовательного процесса, являются игры. Сущность дидактической игры заключается в передаче учащимся некоторых функций (контрольной, информационной, организационной, оценивающей), традиционно выполняемых учителем. Такая организация учебного процесса очень вариативна и поэтому в зависимости от возраста, специфики учебного предмета, подготовленности учащихся, может осуществляться в различных формах (так, например, весь класс может делиться на несколько взаимодействующих ролевых групп или отдельные учащиеся наделяются индивидуальными ролями). Важно, чтобы учитель при организации и анализе проведения игры обращал внимание не на качество исполнения той или иной роли учащимися, а на степень включенности их в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации, на возможность проигрывания (стало, быть, освоения) учащимися различных ролей и разнообразных видов деятельности.
Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра.
Деловая игра – это метод, который представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по применению теоретических знаний, и происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности. (Бельчиков Я.М.)
Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общественных умений даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Деловая
игра способствует
возникновению интереса, сосредоточению
внимания слушателей на учебном материале.
Она в единстве реализует
образовательную, воспитательную, развивающую,
коммуникативную,
диагностическую, релаксационную функции.
Игровая форма обучения в
обычном своём проявлении является преимущественно
групповой формой
организации обучения.
В дидактике средней и высшей школы разрабатываются
различные
концепции игровых форм обучения, согласно
которым в качестве
эффективного средства активизации познавательной
деятельности
обучающихся признана имитационно-символическая
игра истинно
человеческая деятельность. Применение
игровой формы обучения в
общеобразовательной и профессиональной
подготовке выросло сейчас из
предмета научных дискуссий в наиболее
перспективное направление
реальной активизации учебного процесса
в XXI век
Тезаурус
деловой игры
Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий - это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.
Система
оценивания должна обеспечивать, с одной
стороны, контроль качества принимаемых
решений с позиций норм и требований профессиональной
деятельности, а с другой - способствовать
развертыванию игрового плана учебной
деятельности. Система оценивания выполняет
функции не только контроля, но и самоконтроля
профессиональной деятельности, обеспечивает
формирование игровой, познавательной
и профессиональной мотивации участников
деловой игры.
Классификация деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные».
Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. «По времени проведения:
· без ограничения времени;
· с ограничением времени;
· игры, проходящие в реальное время;
· игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
· оценка того кто как работал, отсутствует.
2. По конечному результату:
· жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
· свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
3. По конечной цели:
· обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
· констатирующие – конкурсы профессионально мастерства;
· поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения
5. По методологии проведения:
· луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
· ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
· групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”);
· имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Межцеховое управление" — для обучения специалистов ПДО, "Сбыт" — для обучения менеджеров по продажам и т.д.);
· организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
· инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
· ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб».
К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях.
В качестве
оснований классификаций
– степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);
– наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством);
– уровень проблемности («первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации»; второй уровень «характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов»;
– степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);
– длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры длящиеся несколько дней) и т.п.;
– характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);
– характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия;
– способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ и т.п.);
– динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся);
– тематическая
направленность и характер решаемых проблем
(«игры тематические, ориентированные
на принятие решений по узким проблемам»;
«игры функциональные, в которых имитируется
реализация отдельных функций или процедур
управления»; «игры комплексные, моделирующие
управление определенным объектом или
процессом в целом».
Структура деловой игры
Поскольку
в литературе нет единства по вопросам
о сущности деловой игры и методике
ее конструирования, то нет и общепринятого
представления о структуре
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры (см. табл2.2.1).
Таблица 2.2.1 Структурная схема целевой игры (по Айламазьяну)
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ | |||||
Методическое обеспечение | Игровые цели
Педагогические цели |
Роли и функции
игроков
Предмет игры |
Сценарий игры
Модель взаимодействия окружающих |
Правила игры
Система оценивания |
Техническое обеспечение |
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ | |||||
Рассмотрим каждый элемент этой структуры.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
Педагогические цели
дидактические:
- закрепление
системы знаний в области
- выработка
системных умений по
- обмен опытом создания ДИ;
- совершенствование навыков принятия коллективных решений;