Логопедическая диагностика дошкольников с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:37, реферат

Описание работы

У детей раннего возраста исследуется их голосовая и речевая активность. Для диагностики уровня доречевого развития могут быть использованы методики, приведенные Е. Ф. Архиповой, Г. В. Пантюхиной и др. Они пишут о том, что при обследовании необходимо определить характер крика, наличие интонации и коммуникативной функции.

Работа содержит 1 файл

Логопедическая диагностика дошкольников с ДЦП.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

      Наиболее  корректный прием для исследования способности различать фонемы — это использование парных картинок, обозначающих слова-квазиомонимы. Например, ребенку предлагается пара картинок: почка — бочка. Далее дается инструкция: «Посмотри, на одной картинке нарисована бочка, а на другой — почка. Я сейчас проверю твое внимание. Несколько раз я назову одну или другую картинку. Внимательно слушай и показывай ту картинку, которую я назову». Во время выполнения этого задания ребенок должен только показывать картинки, но не называть их. Если при работе с одной парой картинок ребенок дает неустойчивые результаты, предлагается еще одна пара картинок на ту же оппозицию, например пашня — башня. Логопед называет картинки из числа предъявленных четырех картинок.

      Далее необходимо проверить состояние  фонематических представлений ребенка. Для этого ему предлагают выбрать из предъявленных картинок те, в названиях которых есть та или иная фонема. Разумеется, что для проверки всех 42 фонем требуется много времени, поэтому в первую очередь проверяют те фонемы, которые неправильно произносятся ребенком, или те, с которых логопед собирается начать работу.

      Следующим шагом в исследовании фонематической системы является выявление состояния фонематического анализа и синтеза. Для этого исследуется способность выполнять простые и сложные формы фонематического анализа и синтеза (табл.).

      Исследование  способностей фонематического  анализа

      и синтеза 

Форма Вопрос-задание Пример
Опознавание звука в слове Есть лив  слове звук? Есть лив  слове санки звук [CJ?
Выделение звука из слова С   какого  звука   начинается слово? С   какого  звука  начинается слово сыр?
Количественный  анализ Сколько звуков в слове? Сколько звуков в слове сыр?
Последовательный анализ Назови все  звуки по порядку Назови по порядку  все звуки в слове сыр
Позиционный анализ В  каком  месте слова стоит звук? В каком месте  слова лес стоит звук [С] — в начале, середине или конце?
Фонематический  анализ Составь слово из звуков Составь слово из звуков [Ш], [А],[Р]

      Определить  состояние смыслоразличительной функции  фонем можно следующим образом. Ребенку предлагаются фразы, в которых одно из слов заменено квазиомонимом, например: «У этого дома красная крыса. Возле забора бегает крыша». Если ребенок реагирует на ошибки — значит, он осознает различия в смысле слов.

      Для исследования состояния фонетической системы речи нужно проверить состояние звукопроизношения, состояние звукослоговой структуры слов, наличие разных видов интонации. Состояние звукопроизношения сначала проверяется в отраженной речи — ребенку предлагается произнести звуки изолированно и в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных). Для исследования состояния звукопроизношения в словах и во фразах используется картинный материал. Картинки подбираются таким образом, чтобы ребенок при их назывании продемонстрировал, как он произносит звуки в разных позициях — в начале, середине, конце слов. Для исследования состояния звукослоговой структуры слов предлагается с опорой на картинки назвать слова, имеющие разную звукослоговую структуру. Для исследования интонационных способностей предлагаются картинки разного содержания, позволяющие воспроизвести возгласы «Ай» или «Ой» с разной интонацией. Кроме того, даются картинки, соответствующие произнесению фраз с разной интонацией.

      Вывод об условиях формирования фонетико-фонематической системы у ребенка можно сделать после обследования состояния дыхательного, голосового, артикуляционного отделов речевого аппарата.

      При исследовании дыхания определяются:

  • тип — диафрагмальное, грудное, ключичное дыхание;
  • объем — достаточный для произнесения 10 слогов или менее (указать количество);
  • ритм — ровное или неровное дыхание;
  • темп — нормальный, учащенный.

      При исследовании голоса существенными являются следующие характеристики:

  • голосоподача — мягкая, твердая, придыхательная;
  • сила — нормальная, слабый голос;
  • тембр — обычный, носовой, приглушенный;
  • модуляция — модулированный (присутствует изменение высоты звука), немодулированный.

      При исследовании артикуляционного аппарата сначала проверяется его анатомическое строение. Так, к отклонениям в строении губ относятся: расщелина губы — хейлоскиз; увеличенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой — прохейлия.

      Отклонения  в строении челюстей приводят к изменению  их соотношения — прикуса. Нормальный (ортогнатический) прикус выражается в том, что фронтальные резцы верхнего и нижнего зубного рядов соприкасаются, причем либо верхние резцы перекрывают нижние на 1/3, либо нижние резцы перекрывают верхние на то же расстояние.

      Изменения прикуса:

    • Прогнатия (дистальный прикус) — верхний зубной ряд заметно выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с нижним зубным рядом.
    • Прогения (мезиальный прикус) — нижний зубной ряд выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с верхним зубным рядом.
    • Прямой прикус — фронтальные резцы соприкасаются режущими поверхностями, не перекрывая друг друга.
    • Перекрестный прикус — смещение верхней и нижней челюстей относительно друг друга в горизонтальной плоскости.
    • Глубокий прикус — верхние фронтальные резцы полностью перекрывают нижние или наоборот.
    • Открытый прикус — отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости (прямой открытый прикус) или сбоку (боковой открытый прикус).
    • Сужение челюстей. Может быть сужение верхней или нижней челюсти, одностороннее или двустороннее.
    • Микрогнатия — малый размер верхней челюсти по отношению к нижней.
    • Микрогения — малый размер нижней челюсти по отношению к верхней.

Проблемы  расположения зубов:

  • Расположение отдельных зубов внутри зубной дуги. Расположение верхних зубов внутри зубной дуги обозначается как «нёбное положение», расположение нижних зубов — «язычный наклон резцов».
  • Диастема — промежуток между резцами. Диастема может быть медиальной (посередине) или латеральной (сбоку).

      Отклонения  в строении нёба: расщелины нёба — палатосхиз; послеоперационные рубцы; высокое (синонимы: готическое, куполообразное, глубокое) нёбо. Высокое нёбо характерно для детей раннего возраста.

      Отклонения  в строении языка: макроглоссия — большой размер языка по отношению к размеру нижней челюсти; микроглоссия — малый размер языка по отношению к размеру нижней челюсти; укороченная подъязычная связка. Обычно подразумевается не размер подъязычной связки, а расстояние от кончика языка до места прикрепления подъязычной связки. В норме оно примерно равно длине конечной фаланги большого пальца пациента.

      Далее необходимо проверить состояние оральных моторных функций, участвующих в произношении. Способность к выполнению основных артикуляционных движений выявляется при проверке подвижности губ, языка, мягкого нёба.

      Подвижность губ: оскал; вытягивание губ вперед.

      Подвижность языка: высовывание распластанного языка; подъем кончика языка на верхнюю губу; опускание кончика языка на нижнюю губу; движения кончика языка вправо-влево; облизывание губ; высовывание узкого языка.

      Подвижность мягкого нёба: произнесение «а» с открытым ртом.

      Перечисленные движения нужно оценивать по следующим  параметрам:

    • Объем выполнения артикуляционных движений.
    • Симметричность  выполнения  артикуляционных движений.
    • Синхронность дыхания, фонации и артикуляции.

      При обследовании детей с ДЦП особенно важно определить наличие неврологической симптоматики в оральной области. К такой симптоматике относятся:

  • повышенное слюноотделение (саливация);
  • повышенный, переменный или пониженный тонус мышц;
  • наличие синкинезий;
  • наличие гиперкинезов;
  • наличие атаксии;

      • нередуцированные рефлексы орального автоматизма.

        Наличие оральной апраксии, на наш взгляд, может быть выявлено только в автоматизированных движениях, сформированных прижизненно. К таким движениям можно отнести произвольную улыбку, складывание губ в трубочку при выдувании воздуха, произвольное облизывание губ и т. п. Безусловно, к таким движениям относятся и движения, производимые во время еды. Однако выявление апраксии в движениях, не связанных с произношением, вряд ли дает ключ к разгадке проблем произношения. Как уже было сказано ранее, у детей с неврологической патологией оральной области артикуляционный праксис всегда формируется специфически.

      В связи с тем что для детей  с ДЦП наиболее характерной патологией является дизартрия, остановимся подробнее на диагностике этого расстройства речи.

      Диагностика дизартрии проводится на основании совокупности лингвистических, психологических и неврологических симптомов. В качестве лингвистических симптомов дизартрии прежде всего выступают разнообразные нарушения фонетической стороны речи. Характерно боковое и межзубное произношение с хлюпающими призвуками. В то же время следует учесть, что и боковое, и межзубное произношения не обязательно являются признаками дизартрии. Они могут быть вызваны и открытым прикусом, подражанием и другими причинами.

      Для понимания механизма нарушенного  произношения важно не столько констатировать характер отклонения (межзубное, велярное и т. п.), сколько оценить, почему образовался такой способ произношения. Например, в основе губно-зубного произношения свистящих лежит не чрезмерная активность губ, а неспособность образования их язычным способом.

      Для анализа нарушений произношения важным является тот факт, что при  врожденной дизартрии специфически проходит сам процесс формирования фонетико-фонематической системы, на который оказывают влияние следующие факторы.

  • Недостаточная или неправильная подача воздушной струи. 
    Это приводит к смещению артикуляции в задние и средние 
    отделы артикуляционного аппарата, к появлению носового 
    призвука.
  • Нарушения управления работой мышц нёбно-глоточного кольца, что может быть причиной назализации ротовых звуков.
  • Параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия в оральной области. Они затрудняют формирование артикуляционно сложных звуков, но в большей степени влияют на скорость произношения и слияния звуков. В связи с этим в речи наблюдается замедленный темп произношения, смазанность, наличие призвуков.
  • Повышенное слюноотделение (саливация) является причиной хлюпающих призвуков.
  • Искаженное формирование фонематической системы. Этот фактор является наиболее значительным в процессе формирования произношения у ребенка с дизартрией. Ребенок с дизартрией воспринимает свою речь как нормально звучащую (это закономерность онтогенеза речи) и настраивает свою фонетическую систему в соответствии со своими искаженными представлениями о том, как должна звучать речь. И таким образом формируется другой центральный симптом дизартрии:
  • искаженное формирование артикуляционного праксиса.

      К психологическим  симптомам можно  отнести проблемы коммуникации в условиях неадекватного педагогического сопровождения.

      При определении формы дизартрии следует ориентироваться прежде всего на симптоматику. При этом можно учесть и степень вероятности данной формы у ребенка (табл. 4). 
 

      Клинические формы дизартрии у детей

Форма Особенности
Бульбарная Встречается редко, в основном при поздних поражениях мозга
Псевдобульбарная Наиболее вероятная  и распространенная форма, может включать комбинированную симптоматику
Экстрап ирамидная Всегда и  только при гиперкинетической форме ДЦП
Мозжечковая Всегда и  только при атонически-астатической форме ДЦП
Корковая Диагностика в  дошкольном возрасте затруднена, так как процесс формирования артикуляции — это и есть процесс формирования артикуляционного праксиса

Информация о работе Логопедическая диагностика дошкольников с ДЦП