Личностно ориентированные технологии обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа посвящёна проблематике реализации индивидуального подхода в обучении. Якиманская И.С. явилась автором разработчиком личностно- ориентированной системы. В авторской концепции личностно-ориентированного образования определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Таким образом, «личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса»

Содержание

Введение 3
Организация личностно ориентированного урока 4
Особенности содержания личностно – ориентированного обучения 4
Особенности методики личностно – ориентированного обучения 5
Сравнение целей деятельности учителя при организации 7
традиционного и личностно ориентированного уроков
(разработано С.В.Зайцевым )
Заключение 8
Список используемой литературы 9

Работа содержит 1 файл

к р по личностн обуч.docx

— 33.22 Кб (Скачать)

  Содержание

Введение    3

  1. Организация личностно ориентированного урока                                     4
  2.   Особенности содержания личностно – ориентированного обучения    4
  3. Особенности методики личностно – ориентированного обучения          5
  4. Сравнение целей деятельности учителя при организации                         7

     традиционного  и личностно ориентированного уроков

    (разработано  С.В.Зайцевым )

Заключение 8

Список используемой литературы 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     

         Контрольная работа  посвящёна проблематике реализации индивидуального подхода в обучении. Якиманская И.С. явилась автором разработчиком личностно- ориентированной системы. В авторской концепции личностно-ориентированного образования определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе.         Таким образом, «личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса» [2; 34].

       Содержание личностно-ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.

      Всякое обучение, по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно- ориентированным [1; 7].

     Образование на личностном уровне – это смысловое субъективное восприятие реальности, и, следовательно никакая предметная деятельность не гарантирует образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником. А подчас и инициатором любого процесса своего образования.

    

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       
 
 

                 Личностно ориентированные технологии обучения 

     Личностно ориентированное  обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

     Цель  такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

     Организация личностно ориентированного урока

     Личностно ориентированный урок  -  это  не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

     Основной  замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы  раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).

     Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного  опыта, существующего часто в  виде разрозненных представлений, относящихся  к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы.

     Готовясь  к уроку, учитель должен продумать  не только, какой материал он будет  сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала  возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего  обучения у разных учителей и собственной  жизнедеятельности).

     Важна при этом и форма обсуждения детских  «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны  научному содержанию, соответствуют  теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

 

             Особенности содержания личностно – ориентированного обучения

    Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

  В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло); обоснованы требования к тому, как ими овладевать, описывать и учитывать личностные особенности (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.).

  Определяя сферы человеческой деятельности, выделяется их психологическое содержание, выявляются индивидуальные особенности интеллекта, степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.

  Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

Особенности методики личностно – ориентированного обучения

      Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

   Ученик  избирательно относится ко всему, что  воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в  систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.

   Способ  учебной работы - это не просто единица  знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где  как в сплаве объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.

   В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками  программного материала, в них фиксируется  уровень его развития. Выявление  способов учебной работы, устойчиво  предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его  индивидуальных особенностей.

   СУД рассматриваются как метазнания, приемы и методы познания.

   Поскольку центром всей образовательной системы  в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

   С самого начала для каждого ребенка  создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения,

   Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

   Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим  разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).

  Педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической  учебной работы должно быть основой  для выявления его индивидуального познавательного «профилям».

  Технология  личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.

  Основные  требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:

  " учебный материал (характер его  предъявления) должен обеспечивать  выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

  • изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

  • в ходе обучения необходимо постоянно  согласовывать опыт ученика с  научным содержанием задаваемых знаний;

  • активное стимулирование ученика к  самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

  •  учебный материал должен быть организован  таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

  •  необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

  •  при введении знаний о приемах  выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические  предметные приемы учебной работы с  учетом их функций в личностном развитии;

  •  необходимо обеспечивать контроль и  оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

  • образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

  Позиции учителя:

  - инициирование субъектного опыта учения;

  - развитие индивидуальности каждого  ребенка;

  признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

  Позиция ученика:

  - свободный выбор элементов учебно-воспитательного  процесса;

  • самопознание, самоопределение, самореализация.
 

Сравнение целей деятельности учителя при организации  традиционного и  личностно ориентированного уроков (разработано  С.В. Зайцевым ) 

Информация о работе Личностно ориентированные технологии обучения