Личность как предмет воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом к воспитанию, развитию и совершенствованию личности.
Развитие педагогики, психологии, физиологии привело к необходимости разведения и четкого обозначения психолого-педагогических понятий «индивидуальность» и «личность».[24] Достижения современных наук и объективные требования общества в значительной степени способствуют расширению трактовки понятия «личность» Проблема изучения воспитания личности лежит в русле исследований самосознания и самооценки детей и достаточно актуальна в настоящее время. Воспитание можно рассматривать как процесс и как результат, то есть как личность, сформированную в результате процесса воспитания.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………
Понятие личность в российской и зарубежной педагогике……
Формирование личности в процессе воспитания…….
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………………………
2.1. Учет возрастных особенностей личности в процессе воспитания…..
2.2. Факторы и принципы воздействия на развитие личности……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая 2 курс.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
    • во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,
    • во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.

     Человек развивается непрерывно с момента  рождения и до смерти, проходя ряд  последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.[1]

     Каждый  человек живет как бы в постоянно  расширяющейся для него действительности. Вначале сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его внутренний мир.

     Чтобы человек овладел наукой, способами  профессиональной деятельности и сформировал  в себе необходимые моральные  и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание.

     То  же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы  эти задатки проявились, нужны  не только соответствующие социальные условия и определенный уровень  научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности. Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И.М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности». Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проблема  формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

     В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы мы пришли к выводу, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями окружающей среды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности; понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

     В ходе рассмотрения данной работы можно раскрыть стратегию воспитания личности. Данная стратегия воспитания:

     - учитывает личностные и средовые  факторы воспитания;

     - предусматривает позитивное использование  всего потенциала воспитательной  деятельности и воспитательной  работы в школе применительно к конкретному социуму;

     - объединяет в себе (в качестве  «реализаторов» стратегии) педагогические  кадры всех категорий с привлечением  сотрудников других социальных  непедагогических институтов;

     - соединяет ценности личности  и общества на основах их взаимопроникновения и гармонизации;

     - предусматривает воспитательное  влияние не только на учащегося,  но и на совокупность его  отношений, на его социум;

     - переводит воспитание личности  в ее самовоспитание в соответствии  с динамично меняющейся социальной средой;

     - органично включает в себя  все виды сопровождения воспитанника  на пути его развития и поддержки  в процессе повседневного решения  своих жизненных проблем.

     Личность  тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах  и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер]

     Из  сказанного выше становится очевидным, что личность не может формироваться без определенных факторов, которые мы рассмотрели выше. Весьма важно то, что воспитательный процесс не может существовать без личности, а личность без воспитания. На разных возрастных уровнях развития человек раскрывает себя всегда с новой стороны.

     Рассмотренные вопросы позволяют не только глубже осмыслить теоретические и методические основы личностного формирования учащихся, но и корректировать проводимую в школе воспитательную работу, конкретнее анализировать и устранять ее недочеты, если она оказывается педагогически недостаточно эффективной. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

     
  1. Абульханова К. Личность в условиях дефицита общения: Психологический аспект // Воспитание школьников. – 2000. – № 10. – С. 4-8
  2. Бабанский Ю.К  "Педагогика" Москва, 1983 г.
  3. Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968
      1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1984. – Т. 1. – С. 376.
  1. А. Н. Джуринский «История зарубежной педагогики» Москва 1998.
      1. Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"

    "Просвещение", Москва, 1975 г.

      1. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. –Педагогическое общество России, 2001. – С. 118 – 119.
  1. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с
  1. Степанов Е. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 2-5
  2. Крившенко Л.П. Педагогика. Учебное пособие - М., 2004.
  3. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. - Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.
      1. http://www.abc-people.com/typework/psychology/pedag1.htm
      1. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_01u.shtml
      2. http://ciot-anapa.ru/parents/16-psyholog/31-razv-kids-starshekl.html
      3. http://www.detskiysad.ru/ped/ped063.html
      4. http://fictionbook.ru/author/g_g_markov/obshie_osnoviy_pedagogiki_shpargalka/read_online.html?page=1
      5. http://www.filippova.21429s01.edusite.ru/p73aa1.html
      6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/08.php
      7. http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_4.html
      8. http://www.libsib.ru/obschaya-psichologiya/lichnost-i-ee-individualno-psichologicheskie-osobennosti/razvitie-lichnosti
      9. http://www.psy-files.ru/bibl/referat/376-faktory-formirovanija-lichnosti..html
      10. http://slovari.yandex.ru/~книги/Психология%20развития/Возрастная%20периодизация%20развития%20личности/
      11. http://www.vozhatiy.ru/metodichka/39-mladshim/690-znatoki-prirody.html
      12. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/20412/20429/
      13. http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=pedagogika1

        Большой энциклопедический словарь 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

     Приложение  № 1 

     Развитие  личности в игре 

     Жизнь временного детского коллектива коротка, но при правильно организованном времени подростки забывают о  скуке и не страдают от недостатка общения с родными. Игра, как ничто  другое, поможет им правильно заполнить  время отдыха, обеспечив при этом полноценную эмоциональную жизнедеятельность детей. 

     Игры  на знакомство

     «Снежный  ком»

     Играющие  стоят в кругу лицом внутрь. Один из играющих громко называет себя. Следующий за ним по часовой стрелке  громко называет его и себя, следующий  называет сначала первых двоих, потом себя. И так далее, задача каждого в кругу назвать всех предыдущих, а затем себя. Вожатый последним называет все имена.

     Наблюдайте  за детьми, запоминайте тех, кто отвлекается  во время игры, не слушает. После  того как пройдёт круг, предложите этим людям повторить все имена с самого первого или, наоборот, начиная с конца. Помогайте детям если они забыли чьё-то имя.

     «Давайте  познакомимся»

     Игра  проводится на отрядном месте в день приезда детей в оздоровительный  центр. По предложению вожатого игроки разбиваются по парам и знакомятся друг с другом. Вопросы для знакомства партнеры выбирают сами.

     Задание. В ходе беседы нужно узнать о партнере как можно больше. После знакомства каждая пара представляется всему коллективу, стараясь как можно полнее рассказать о своем партнере.

     Игра  позволяет детям получить друг о  друге первую информацию, способствует формированию коллектива. 

     «Трамвай»

     Необходимо  объяснить, что этот вид транспорта в часы «пик» бывает очень загружен, поэтому в него трудно сесть. Для проведения игры вся группа выстраивается в колонну по 3 человека. Ребята берутся за руки и не пропускают опоздавшего и желающего попасть в уходящий трамвай пассажира.

     Задание. «Пассажир», испытывающий чувство отторжения коллективом, должен прорваться, преодолев препятствия и заслон, которые встречаются на его пути. Делается это с помощью разных средств: просьбы, корректного физического действия, взгляда, приказа, хитрости. Важно, чтобы его пропустили или он волевым усилием проник к желаемой цели.

     Результат. Играющие испытывают чувство сплоченности, а первая победа дает участнику, играющему роль пассажира, психологическое удовлетворение и уверенность в том, что он может при помощи коллектива достичь личного успеха. 

     «Нарисуй, как тебя зовут»

     В первые дни трудно сразу запомнить имена всех членов временного детского коллектива, что создает дополнительные неудобства при общении. Сократить временной отрезок знакомства и дать возможность каждому кратко представить самого себя поможет эта игра. Для ее проведения нужно раздать всей группе по листу бумаги формата А-4, карандаши, фломастеры, краски, кисти, цветные мелки. С их помощью дети смогут изобразить свое имя и при этом представить типичные свойства своей личности. После завершения работы каждый участник игры знакомит всех присутствующих со своим рисунком и представленными ассоциациями. 

Информация о работе Личность как предмет воспитания