Личность как предмет воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом к воспитанию, развитию и совершенствованию личности.
Развитие педагогики, психологии, физиологии привело к необходимости разведения и четкого обозначения психолого-педагогических понятий «индивидуальность» и «личность».[24] Достижения современных наук и объективные требования общества в значительной степени способствуют расширению трактовки понятия «личность» Проблема изучения воспитания личности лежит в русле исследований самосознания и самооценки детей и достаточно актуальна в настоящее время. Воспитание можно рассматривать как процесс и как результат, то есть как личность, сформированную в результате процесса воспитания.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………
Понятие личность в российской и зарубежной педагогике……
Формирование личности в процессе воспитания…….
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………………………
2.1. Учет возрастных особенностей личности в процессе воспитания…..
2.2. Факторы и принципы воздействия на развитие личности……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая 2 курс.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Экономический факультет 
 

Кафедра социальной работы 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 

Личность  как предмет воспитания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Курсовая  работа студента (тки) ___курса

          специальность “социальная    работа”

ШАБАЛДАС  Ирины Юрьевны 

      Научный руководитель:

          кандидат  педагогических наук,     доцент

              БУРЦЕВА Ирина Викторовна 
         

          Оценка  по курсовой работе________

        Дата  “____”______________201_г.

        Подпись___________________ 
         
         

Ставрополь 2011 

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………………………… 

    1. Понятие личность в российской и зарубежной педагогике……
 
    1. Формирование  личности в процессе воспитания…….
 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………… 

2.1. Учет  возрастных особенностей личности  в процессе воспитания….. 

2.2. Факторы  и принципы воздействия на  развитие личности…………….. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом к воспитанию, развитию и совершенствованию личности.

     Развитие  педагогики, психологии, физиологии привело  к необходимости разведения и  четкого обозначения психолого-педагогических понятий «индивидуальность» и «личность».[24] Достижения современных наук и объективные требования общества в значительной степени способствуют расширению трактовки понятия «личность» Проблема изучения воспитания личности лежит в русле исследований самосознания и самооценки детей и достаточно актуальна в настоящее время. Воспитание можно рассматривать как процесс и как результат, то есть как личность, сформированную в результате процесса воспитания.

     Так же актуальностью данной работы является необходимость осознания влияния, оказываемого на личность в разные периоды ее развития и, благодаря осознанию, коррекции этих влияний.

     Разработанность исследуемой проблемы. Определенное значение для нашего исследования имеют работы Н.Н. Барковой, И.Ф. Харламова, В. Вараксина и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку в области воспитания личности.

     Цель  исследования: изучение понятия «личность» и анализ личности как предмет воспитания.

     На  каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.

     Педагогика  развивалась в русле философских  знаний о человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

     Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности. Существует закономерность: человек рождается, личностью он становится.

     Объект  исследования – личность в процессе воспитания

     Предмет исследования – формирование личности

     В соответствии с целью, объектом, предметом  исследования были сформулированы следующие  задачи исследования :

     1. Определить характерные черты  личности;

     2. Проанализировать процесс формирования  и развития личности;

     3. Выявить основные (внутренние и  внешние) факторы развития личности.

       Методы  исследования: Изучение литературы по проблеме исследования, статей, рецензий; учебников по педагогике; ежемесячные журналы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие личность в российской и зарубежной педагогике

     Педагогика  – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение». [16] Педагогика - (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования .[1] Педагогика является одной из древнейших наук. Объектом педагогики является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений. Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека. Педагогика как наука изучает теорию педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание». Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения. Размышляя о соотношении индивидуального и коллективного в человеке, Н.А. Бердяев подчеркивал, что только личность «с ее единственностью, однократностью, неповторимостью» является носителем ценностей. В зарубежной педагогике по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и биосоциальное.[18] Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности. Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие. С позиций саморазвития, как главной движущей силы развития личности, по мнению Шарлотты Бюлер (1893-1974 гг., Австрия, США) является потребность личности в самоосуществлении. Разработанный ею "коэффициент развития" (вместо "коэффициента интеллекта") привнес гуманистическую направленность в исследования возрастных особенностей личности. Человеческая жизнь, по Бюлер, характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой экспансией и установлением внутренней гармонии.[17] Каждая из них может преобладать в различные периоды жизни личности, самоосуществление которой возможно в рамках любой из этих тенденций. К. Роджерс полагает, что личность полнее всего проявляется и определяет себя в опыте, который включает события, восприятия, ощущения, воздействия и т.д., то есть все, что происходит с человеком в данный момент и доступно осознанию. Поле опыта каждой личности уникально.[5] Содержание индивидуального опыта определяется тем, какие его элементы становятся предметом осознавания, то есть на какие жизненные проблемы направлено внимание индивида, какие жизненные проблемы его занимают или беспокоят. Поэтому педагог, осуществляющий значимое обучение, должен понять эти проблемы, а также увидеть в поле личного опыта ученика те проблемы, которые важны для его развития, но еще им не осознаны как личностно значимые. В этом случае нужно организовать его "встречу с проблемой".[5]

     Представление личности, как высшей ценности жизни, соответствующее этому приоритету рассмотрение ценности сознания, его самореализации как осуществления человеком своего предназначения, составляют основу как теоретических, так и прикладных построений западной психолого-педагогической науки ХХ века. Несмотря на то, что данные представления органично вытекали из культурно-исторического контекста традиции европейской цивилизации, они составили главную альтернативу традиционным же (в первую очередь - европейским) подходам к воспитанию. Именно европейская (главным образом - немецкая) философия ХIХ века создает научную базу для поворота образования в культуросообразное европейской традиции гуманистическое русло. В этом феномене обнаруживаются все признаки развития, т.е. перехода в новое качество, которое первоначально обеспечивается прорывами философской мысли, обретает конкретику в психологических исследованиях и воплощается в педагогических подходах.

     В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической  школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадовым. "В нашей школе, - писал он, - не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и такое глубокое уважение к личности ребенка, как и к личности каждого взрослого человека.[12] Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся, не педагогическими поварами, начиняющими ученические мозги фаршем учебников, но сотрудниками их в деле искания истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями. Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром, а не Сидорова, Петрова, Иванова классного списка, безличную часть школьного стада. Они будут выше всего ценить проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума. Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др. Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.[4] Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей. Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Точно и лаконично главную педагогическую цель выразил в своем призыве Н.И. Пирогов: «Быть человеком!». Сохраняя в основе идеала воспитания традиционные требования христианской морали, русские педагоги уделяли особое внимание к их проявлению в жизни людей, в настоящих человеческих отношениях. П.Ф. Каптерев писал: «Если реальные человеческие отношения не определяются нравственным кодексом, то он теряет всякое значение в действительности и превращается в ряд отвлеченных благочестивых пожеланий, не соприкасающихся с жизнью и подлинными людскими отношениями. За познанием истины этих отношений следует ее осуществление». Постепенно в отечественной педагогике проявлялся отход от «человека вообще» в сторону реальной жизни, в которой от индивида требовалось не самоотречение, а, скорее, правильная оценка своих жизненных возможностей. При этом естественное желание личного счастья должно было соотноситься с потребностями и стремлениями других людей. Дело в том, что цель воспитания предусматривала слитность понятий «личность» и «индивидуальность». Так, Н.И. Пирогов, призывая учитывать индивидуальные качества детей, изучать их, считаться с ними, замечал, что «личность одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом». Но уже на рубеже XIX-XX вв. первое стало означать неповторимое сочетание качеств, свойств, способностей, интересов отдельного человека. Трактовка второго оказалась сложнее. В условиях активного экономического развития страны ценился инициативный, самостоятельно мыслящий работник, «заметная» личность. Распространение популярного в России позитивизма способствовало формированию общественного идеала внутренне свободной личности, ценности ее индивидуальности. Не следует забывать и об одновременном распространении марксизма, на основе которого была развернута политическая борьба за ликвидацию социального неравенств одной из важнейших педагогических проблем в сфере просвещения.

     Так, личность нередко трактовалась как результат развития индивидуальности, а сила и яркость социума определялись совокупностью индивидуальных личностей.

     Таким образом, постепенно стали формироваться  основы современного подхода к понятиям «личность» («я есть») и «индивидуальность» («я такова») в воспитании и обучении. 

     1.2 Формирование личности  в процессе воспитания

     Достижения  отечественных педагогов свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания формируется человек как личность. Целенаправленное формирование и развитие личности  обеспечивает научно-организованное воспитание. Современные научные   представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования  и развития  личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период  средневековья сформировалась  теория   авторитарного воспитания,  которая в различных формах  продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей  этой  теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми.  Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая  кидает его из стороны в сторону»,  управление  ребенком  определяет его поведение  в данный момент, поддерживает внешний  порядок.  Приемами  управления  Гербарт считал надзор за детьми, приказания. Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса  воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное  взаимодействие  педагога  и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит  перед  собой педагог, выступают  как  некоторый  продукт  деятельности  ученика;  Процесс достижения этих  целей  также  реализуется  через  организацию  деятельности ученика; оценка успешности  действий  педагога  опять-таки  производится  на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника. Всякий  процесс  представляет   собой   совокупность   закономерных   и последовательных  действий,   направленных   на   достижение   определенного результата.  Главный  результат  воспитательного  процесса  –   формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитание – процесс  двусторонний,  предполагающий  как  организацию руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль  в этом  процессе  принадлежит  педагогу.  Уместно  будет  вспомнить  об  одном примечательном случае из жизни Блонского. Когда  ему  исполнилось  пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать  интервью.  Один из  них  спросил  ученого,  какие  проблемы  его  больше  всего  волнуют   в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не  перестает  занимать вопрос  о  том,  что  же  такое  воспитание.  Действительно,   обстоятельное уяснение этого вопроса – дело весьма  сложное,  ибо  чрезвычайно  сложным  и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. Прежде всего следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется  в самых  различных  значениях:  подготовка  подрастающих  поколение  к  жизни, организованная воспитательная деятельность  и  т.  п.  Ясно,  что  в  разны случаях понятие «воспитание»  будет  иметь  различный  смысл.  Это  различие особенно четко  выступает,  когда  говорят:  воспитывает  социальная  среда, бытовое окружение и  воспитывает  школа.  Когда  говорят,  что  «воспитывает среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в  виду  не  специально организованную  воспитательную деятельность,  а  то  повседневное  влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия  на  развитие  и формирование личности. «Воспитание» долгое время ассоциировалось с понятием «образование» и по существу выступало как его синоним.[17] В этом случае оно включало в себя как обучение, так и формирование у обучаемых определенных духовных и нравственных или, выражаясь современным языком, личностных свойств и качеств. Определенная синонимичность сохраняется до сих пор. В частности, она проявляется при определении сущности воспитания в его, так называемом широком смысле. Например, Н.К. Крупская считала, что воспитание в его широком понимании включает в себя процесс овладения всей совокупностью общественного опыта, т.е. знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и мировоззренческими) отношениями. Подобным же образом трактуется и понятие «образование». «Три качества, – писал Н.Г. Чернышевский, – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Родственность воспитания и образования в таких определениях выступает со всей очевидностью. Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии «воспитание», является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения. К настоящему моменту произошло определенное содержательное «раздвоение» понятия «воспитание», которое теперь трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле оно стало, как уже отмечено выше, обозначать весь процесс формирования личности, включая в себя организацию ее интеллектуально-познавательной деятельности, овладение изучаемым материалом, а также духовно-нравственное развитие и выработку соответствующих свойств и качеств. В этом значении оно по существу и выступает как синоним образования, обеспечивая одновременно и обученность, и воспитанность учащихся. В узком смысле воспитание связывается со специфическим процессом формирования у учащихся личностных (нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических) свойств и качеств. Естественно, что в этом значении оно характеризуется не только специфическими содержательными особенностями, но и своеобразными методами его практической реализации, среди которых существенное значение имеют методы убеждения, поведенческие упражнения и т.д. 
 

Информация о работе Личность как предмет воспитания