Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:03, реферат
Актуальность темы исследования. В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка во многом зависит его будущее.
Введение…………………………………………………………….......3-4
Психомоторные нарушения……………………………………………………………….5-7
ЛФК в системе коррекционно-педагогического развития………….8-10
Литература……………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра
дошкольной педагогики
и психологии
РЕФЕРАТ
по курсу
«Методика
физического воспитания»
Тема:
«ЛФК в системе коррекционно-педагогического
развития по проявлению
психомоторных нарушений».
Пермь,
2011 г.
Содержание.
Введение.
Психомоторные
нарушения проявляются
Актуальность темы исследования. В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка во многом зависит его будущее. Вместе с тем, в настоящее время на первое место выходит проблема нарушений психического и физического развития ребенка, имеющая многочисленные причины.
Моторика (от лат.motor - приводящий в движение) - двигательная активность организма, отдельных его органов и их частей. Психомоторика - совокупность сознательно управляемых действий. Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь так сильна, а нарушения психического развития создают такие многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, что определение «психомоторное развитие» используется как в отношении нормы, так и патологии (М.И.Лохов).
Движения
ребенка и восприятие им
Ребенок, нормально развивающийся в психомоторном отношении проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленое и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий.
В
сознательную деятельность
У
большинства детей дошкольного
возраста специальными
Моторная
недостаточность некоторых
Результаты
исследований двигательной сферы детей
показывают, что у большинства из них несовершенство
движений наблюдается во всех компонентах
моторики: в общей (крупной), в лицевой
и артикуляционной, а также в тонких движениях
кистей и пальцев рук, - на разных уровнях
организации двигательных актов, а также
трудности в регуляции и контроле произвольных
движений.
Психомоторные нарушения.
Психомоторные
нарушения проявляются
Негативизм. Бессмысленное противодействие требованиям ситуации, а также собственным побуждениям к деятельности («внутренний негативизм», амбивалентность). При активном негативизме совершаются поступки, обратные адекватным. При пассивном негативизме наблюдается отказ от выполнения целесообразных действий. Негативизм может проявляться не только моторными актами, но и в речи. Так, больная говорит: «Сегодня не понедельник, не пятое февраля. Я не лежу в больнице, я не больная. Нет, я не здоровая. У меня мужа нет. Он был, но не сплыл, его не было, но он всплыл, зовут его не Иван…». Негативистичные больные плохо вступают в контакт, могут вовсе не отвечать на вопросы, не разговаривать вообще — мутизм. Во время беседы сидят, отвернувшись в сторону, глядят в пол, не смотрят на собеседника, стискивают зубы, пытаются уйти. Негативизм может быть генерализованным и элективным, избирательным. При тотальном (генерализованном) варианте негативизм распространяется на всех окружающих и самые различные ситуации. Элективный негативизм выражен в отношениях с отдельными людьми и связан с относительно узким кругом ситуации. Негативизм, как упоминалось, может быть не только к внешним воздействиям, но и к внутренним импульсам. Так, кататонический пациент не может пойти в туалет или же, будучи там, не в силах сделать то, что нужно, отчего бывает неопрятен мочой и калом. Не удается ему сглотнуть или выплюнуть слюну, и она переполняет ему рот — симптом псевдоптиализма Осипова. В норме негативизм наблюдается у детей в возрасте 3—4 лет — физиологический негативизм. Последний указывает на появление автономии, «самости» личности, знаменуя важный этап в развитии самосознания. Негативизм свойствен незрелым личностям, сосуществуя с повышенной внушаемостью, сопутствует различным болезненным состояниям. У кататоников, в отличие от прочих пациентов, лишен мотивации.
Автоматическая подчиняемость (проскинезия Леонгарда). Безусловное подчинение всем требованиям, как бы неприятны или неприемлемы они ни были. Встречается у кататоников. Относительно легкие формы подчиняемости соответствуют повышенной внушаемости, конформности.
Эхопраксия. Непроизвольное, иногда многократное повторение движений, действий, поступков окружающих.
Стереотипии. Однообразие в поведении. Например, больной постоянно находится в одной и той же позе, совершает одни и те же действия, занимает строго определенное место в палате, повторяет какое-либо движение несколько раз подряд (двигательные итерации). При речевой стереотипии пациент изо дня в день повторяет с неизменной интонацией одну или несколько фраз, не говоря ничего другого. Например, спрашивает врача: «Как вы себя чувствуете?».
Акинезия. Обездвиженность вследствие прекращения произвольных движений с сохранением способности действовать при побуждении извне.
Ступор. Обездвиженность, оцепенение. Различают следующие виды ступора: кататонический — включает обездвиженность, мутизм и повышение мышечного тонуса; депрессивный — («мрачное оцепенение») — двигательное торможение, связанное с депрессией; психогенный — обездвиженность, возникающая в ответ на действие шоковой психической травмы; галлюцинаторный — обездвиженность, развивающаяся под влиянием императивных галлюцинаций; бредовый — оцепенение,
являющееся бредовой формой поведения; экстатический — обездвиженность, возникающая на высоте экстатического аффекта; маниакальный — двигательное торможение при маниакальном состоянии; экзогенный — состояние обездвиженности, возникающее в результате токсического или инфекционного поражения стриопаллидарных отделов мозга, например, пост – или метэнцефалитический ступор; апатический—состояние аспонтанности в сочетании с полным безразличием, наблюдающееся при лобных поражениях, затяжных симптоматических психозах, кахексии, черепно-мозговых травмах, прогрессивном параличе, шизофрении. В связи с явлениями апрозексии (полным выпадением внимания, как активного, так и непроизвольного) имеет место апатическая дезориентировка. Сознание не нарушается. Апаллический синдром — обездвиженность, возникающая в результате выключения коры больших полушарий и преобладания активности стволовых механизмов. Описание и термин принадлежат Э. Кречмеру. Характерны апрозексия, отсутствие эмоциональных реакций, выпадение произвольных движений, отсутствие психических актов, составляющих содержание сознания при отсутствии собственно помрачения сознания. Описан при прогрессирующих атрофических заболеваниях старческого и предстарческого возраста, черепно-мозговых травмах, кровоизлияниях, опухолях, интоксикациях, воспалительных заболеваниях головного мозга.
Паракинезии (парапраксия). Манерность, вычурность, карикатурность движений и действий. Больные гримасничают, говорят ломаным языком, принимают неестественные позы, по-особому ходят (например, только на пятках), необычным образом выполняют какие-либо действия (например, шапка снимается рукой, протянутой под коленом). Искажение формулы движений и действий носят в данном случае характер неокинезии. Двигательные новообразования, наблюдающиеся также в детском возрасте (синдромы раннего детского аутизма), показывают, что психологическую основу паракинезии составляет наиболее ранняя форма фантазирования — двигательные фантазии, предшествующие более сложным патологическим игровым фантазиям.
Двигательное
возбуждение —
гиперкинезия. Наблюдаются различные
виды: депрессивное — (меланхолический
раптус) связано с состоянием мучительной,
непереносимой тоски, безысходного отчаяния;
тревожная ажитация — немотивированное
двигательное беспокойство, связанное
с состоянием тревоги и аффективного напряжения;
маниакальное — повышение двигательной
активности, свойственное маниакальным
состояниям; галлюцинаторное и бредовое
обусловлено галлюцинациями и бредом;
эпилептиформное связано с приступом
глубокой дисфории, экстатического аффекта
или сумеречного помрачения сознания;
эретическое—эпизоды бессмысленных разрушительных,
агрессивных или аутоагрессивных действий
во время психоза у пациентов с умственной
отсталостью; психогенное — паническое
возбуждение, наблюдающееся при аффективно-шоковых
реакциях; выделяют двигательное — в состоянии
помрачения сознания — делирии, аменции;
речедвигательное — повышенная говорливость,
речевой напор маниакальных пациентов;
кататоническое — двигательное возбуждение
с преобладанием моторных и речевых стереотипии,
паракинезии, импульсивных, реактивных,
нелепых и выразительных действий.
ЛФК в
системе коррекционно-
Причины, вызвавшие
внедрение ЛФК в практику дошкольных
учреждений, многообразны. Среди главных
можно выделить следующие: резкое ухудшение
качества здоровья новорожденных и
как следствие - детей дошкольного
возраста; ухудшение экологической
обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической
реакции ребенка. Наряду с глобальными
социальными проблемами, влияющими
на здоровье ребенка, можно выделить
и более частные проблемы, к
которым относится повышенная профессиональная
занятость родителей. Ограниченность
свободного времени, строгий режим
работы поликлиник и кабинетов ЛФК,
порой удаленность их от места
проживания и ожидание в очереди
не способствуют уменьшению числа детей,
нуждающихся в
Различают
четыре основных механизма лечебного
действия физических упражнений: тонизирующее
влияние, трофическое действие, формирование
компенсаций и нормализация функции.
Эти механизмы достаточно подробно
описаны в специальной