Лекция и ее воспитательное значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:02, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является определение педагогических функций лекции как основной формы вузовского преподавания. Для этого мы рассмотрим весь круг вопросов, касающихся лекционной формы подачи учебного материала: сущность и особенности процесса; классификации, методику и критерии оценки. И на основании этого попытаемся выявить педагогические функции и основные задачи лекций.

Содержание

1. Сущность и особенности лекции.
1.1 Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию лекции.
1.2. Подготовка лекции
2. Классификация и структура лекций
3. Методические основы проведения лекции
4. Критерии оценивания лекции
4.1. Оценка качества постановки вузовской лекции
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

педагогика реферат.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.

4. Критерии оценивания  лекции

В связи  с динамично развивающейся ситуацией  в вузовском образовании, предъявляются  все новые требования к проведению лекционных курсов. Коротко охарактеризуем их, выделяя 5 групп критериев. Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. - 2002. - №1

1. Научно-содержательный  критерий: доказательство, убедительность  изложения, научная глубина содержания, оптимальное сочетание теоретического и практического материала, логика, последовательность изложения.

2. Научно-методический  критерий: учет и уровень подготовки  студентов, активизация познавательных  способностей, организация самостоятельной  работы, проблемное построение лекции, использование диалога.

3.  Организационный критерий: четкий план и структура лекции, условия конспектирования, условия работы в аудитории.

4. Критерий  риторического мастерства преподавателя:  литературная грамотность изложения,  оптимальный темп, свободный, демократический стиль общения, контакт с аудиторией.

5. Эмоционально-мотивационный  критерий: эмоциональное воздействие,  создание атмосферы доверия, педагогическое  сотрудничество студента и преподавателя. 

4.1. Оценка качества  постановки вузовской лекции

Необходимость оценки качества лекции возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив лекцию, может:

· сам  дать оценку своей лекции с целью  их дальнейшей работы по её совершенствованию;

· провести «самосертификацию» перед открытой лекцией, посещением лекции заведующим кафедрой, комиссией;

· выявить  причины падения (провалов) интереса у студентов на лекции (шум, невнимательность и т.д.), прочность и качество усвояемого материала, эффективность воспитательных мероприятий и т.д.;

· проверить, всё ли сделано для повышения  познавательной активности и т.д.

Сложность и многогранность задач, стоящих  перед высшей школой, требует создания объективной, последовательной и эффективной  оценки и контроля качества обучения, которая не только бы отслеживала результаты образовательной деятельности вуза, но и активно влияла на качество ее функционирования. Все проблемы рассогласования решаются, если в основу оценки положить принципы разработки лекции (или установки). В противном случае создание «принципов», которые лишь декларируются, как это сейчас происходит, неоправданно.

Т.А. Бусыгина Более подробно о методике см: Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. О принципах  разработки вузовской лекции // «О Вы, которых ожидает Отечество». Вып. 5.- Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - С. 39-44. а так же: Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах «Телескоп». - 2004. - №9. - с 54. разработала методику оценки лекции. Методика содержит 50 показателей: Бланк оценки см.в Приложении к настоящей работе.

· принцип  научности содержания (3 показателя);

· принцип  доступности изложения (6 показателей);

· принцип  убедительности изложения содержания (3, и через доверие к профессионализму - 6),

· принцип  ответственности (общей - 4, за организацию на лекции студенческого интереса - рационального труда - «внимания-понимания» - 10, активизации и задействования различных видов памяти - 4, за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления - 5);

· принцип  приоритета общечеловеческих ценностей  перед профессиональными (4).

Очевидно, что данное деление условно, но оно  удобно для классификации.

Заключение

Лекции  присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности  в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Познавательная  функция выражается в возможности  средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой  для их профессиональной и исследовательской  деятельности.

Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.

Организующая  функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.

Опишем  подробнее эти функции.

Лекция  обязана нести эмоционально-психологическую  нагрузку. Это означает предельную эмоциональную реакцию лектора  и аудитории. В противном случае лекция будет неинтересной, скучной и неэффективной.

Лекция  должна возбуждать интерес к читаемому  предмету. Лекция должна активизировать полемику, диспуты, раздумья, желание  узнать больше о преподаваемой науке.

Лекция  должна реализовывать систематизирующую функцию. Преподаватель должен не только давать конкретную информацию по предмету, но и обучать студента методологии получения информации, объяснять внутреннюю логику науки, давать четкую систему знаний.

Лекция  должна быть предельно прикладной. Теоретические познания необходимо иллюстрировать практическим материалом, с которым студент сталкивается, либо может столкнуться.

Лекция  должна выполнять функцию трансляции определенной культуры. Культуры речи, изложения собственных размышлений, поведения и общения.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Берулава  М.Н. Современная лекция в вузе. - Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. - 10 с. 

2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник  для вузов СПб: Питер,2000. 304 с. 

3. Бусыгина  Т.А., Кисметова Г.Н. О принципах  разработки вузовской лекции // «О Вы, которых ожидает Отечество». Вып. 5.- Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - С. 39-44.

4. Бусыгина  Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки  качества подготовки вузовской  лекции // Альманах «Телескоп». - 2004. - №9. - с 54.

5. Галесник Л.С. О методике чтения лекций. - В сб.: Вопросы методики преподавания в юридических вузах. - Свердловск, 1960.

6. Герасимов  В.П. Использование научно-технических  средств преподавания в юридических  вузах. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976

7. Голуб  Б.А. Основы общей дидактики.  Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с. 

8. Ильина  Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979. - 89 с. 

9. Карамян  Г.Г. Теория и мастерство лекционного  преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983.

10. Касимов Р.Я. Подготовка проблемной лекции в вузе: (Метод. рекомендации) / Р. Я. Касимов. - М., 1981. - 21с.

11. Оленев  С.А., Зубович М.М.Подготовка и  проведение лекционного занятия  // Сибирский юридический вестник. - 2002. - №1.

12. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

13. Смирнов  С.Д. Педагогика и психология  высшего образования: от деятельности  к личности: Учеб. пособие. - М.: Издательский  центр "Академия", 2001. - 304 с.

14. Фокин  Ю. Г. Преподавание и воспитание  в высшей школе: Методология,  цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.

15. Штокман  И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.- 150 с.

Информация о работе Лекция и ее воспитательное значение