Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:05, реферат
Обучение специалиста-психолога представляет собой сложное взаимодействие теоретических знаний, практических манипуляций, освоения конкретных умений и навыков, а также саморазвития внутренних психических механизмов студента, например, эмпатии, памяти, воображения. Большую часть занимает блок именно теоретических знаний, сгруппированных в различные курсы для лучшего и последовательного присвоения учащимися вузов. Безусловно, лекционная форма обучения остаётся ведущей в процессе подготовки специалиста, несмотря на мнения о том, что лекция требует от студента лишь пассивного восприятия и затем воспроизведения усвоенного, не развивая при этом его личной позиции и не провоцируя на самостоятельный поиск информации.
I. Введение
II. Основная часть:
1) виды лекций;
2) функции лекций;
3) подготовка содержания лекции;
4) структура лекции;
5) методические основы чтения лекции.
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
Определяющее значение в достижении успеха лекции имеет её подготовленность. Большая иллюзия многих начинающих преподавателей в том, что можно экспромтом изложить необходимый объем знаний. Во-первых, хороший экспромт всегда заранее подготовлен, во-вторых, о чём я уже писала, лектор реализует одновременно несколько задач, которые невозможно выполнить, не имея чёткой и продуманной структуры. Работа над подготовкой лекции складывается из трёх этапов: планирования, отбора содержания и создания структуры. На первом этапе лектор:
- формирует цели;
- определяет место данной конкретной лекции в структуре темы и раздела;
- выявляет уровень подготовленности студентов;
- выбирает вид лекции, который максимально подходит для реализации поставленной цели [4; с. 16].
На втором этапе преподаватель производит отбор теоретического и фактического материала. Отбор информации определяется степенью освещённости вопроса в доступной студентам учебной литературе, степенью сложности её для уровня восприятия слушателей и необходимости в адаптации, а также количеством времени, выделенного преподавателю на чтение курса. Поэтому зачастую хорошие лекции – это практически авторские пособия лектора, индивидуально составленные. Что ещё раз указывает на объективную необходимость лекции как формы обучения, подчёркивает её ведущую роль.
Содержательность лекции достигается единством трёх компонентов: научности, доступности, занимательности.
1.
2.
3.
Третий этап подготовки лекции – это создание структуры, она традиционно состоит из введения, основной части и заключения. Кроме того, преподавателю стоит продумать систему контроля и оценки уровня усвоенных знаний.
«Во введении формулируется тема, цели и составляется план. Оно призвано ввести студентов в курс дела, заинтересовать аудиторию, сформулировать основные, опорные идеи… Эта часть лекции должна быть краткой и целенаправленной» [4; с. 19]. Кроме того, преподаватель должен установить связь содержания лекции с полученными прежде и последующими знаниями. Именно на этом этапе лектор должен эмоционально увлечь студентов, поставить перед ними исследовательские познавательные задачи. «Важно сразу захватить внимание слушателей и энергично приступить к изложению материала» [2; с. 164].
В основной части лекции должны быть определены все узловые вопросы, их, по мнению В. С. Герасимовой, должно быть 2-4. Вопросы должны быть разделены на подвопросы, поясняющие содержание. Однако стоит избегать излишнего дробления, равно как и чрезмерно крупного членения. Преподаватель должен следить за точной записью определений, важнейшие теоретические положения.
Заключение необходимо для групповой рефлексии занятия: обобщения и краткой формулировки основных идей лекции. Здесь же могут быть даны методические рекомендации для дальнейшего исследования темы, список дополнительной литературы, характере и трудностях, с которыми можно столкнуться при самостоятельном изучении. Стоит указать сроки контроля и форму его проведения – это сориентирует и мобилизует студентов
Также необходимо следить за распределением учебного материала по времени. Часто молодые лекторы боятся оказаться в ситуации, когда они не успеют изложить весь подготовленный материал или когда у них останется свободное время. На этот случай, как советует Н. В. Вачков, нужно отхронометрировать свою лекцию дома, указать в плане-конспекте лекции количество времени, которое уходит на изложение пункта плана. Также необходимо всегда иметь набор ситуаций, заданий, интересных и познавательных историй, которые будет любопытны студентом и вместе с тем связаны с предметом лекции. К ним можно обращаться, когда остаётся время.
Опытный преподаватель знает, что даже хорошо подготовленная и отрепетированная лекция – это лишь каркас, потенция. Лекция является также и процессом воздействия на слушателя, и восприятие зависит от того, насколько искусно это воздействие будет оказано. Лекция как форма публичного выступления предполагает знание и использование законом вербального и невербального воздействия на аудиторию. Именно творческое использование этих составляющим и определит любовь и интерес студента к изучаемой дисциплине. Рассмотрим несколько методических основ чтения лекции, которые призваны помочь преподавателю установить контакт со слушателями. Их можно проанализировать в контексте структуры лекции.
Во введении лектор должен в первую очередь сфокусировать внимание на себе, создать определённый настрой у слушателей. Формулировка темы должна быть краткой, содержательной, а также быть привлекательной по форме – провоцировать, обращаться лично к студенту. Важно также указать значение темы для последующего обучения студента, а также развития его как личности и профессионала. Отметим, что анонс плана и цели лекции структурирует мышление студента, направляет его, поэтому их тоже следует указать во введении. Темп рассказа на этом этапе должен быть выше, чем в основной части, примерно 5-7 минут [4; с. 23].
При переходе к основной части нужно выдержать паузу и дать слушателям настроиться на восприятие нового блока лекции. В этот момент, как правило, опытные преподаватели «сканируют» аудитории, выявляя тех, кто не сосредоточен и не готов к восприятию. Чтение нотаций и агрессивная критика здесь не помогут, лишь собьют остальных. Нужно краткой фразой, взглядом мобилизовать слушателей.
По мнению многих преподавателей, лекция, как я уже упоминала раньше, продуцирует пассивность участников за счёт монологической структуры подачи знания. На взгляд других специалистов – В. С. Герасимовой, Б. Ц. Бадмаева, И. В. Вачкова и других – пассивность и активность аудитории почти целиком в руках преподавателя. «Для того чтобы преодолеть этот недостаток, необходимо всеми возможными способами придать лекции проблемный характер, побуждая слушателей к самостоятельной познавательной активности и творчеству» [4; с. 24]. К активизирующим средствам можно отнести следующие:
- вопросы к студентам, которые уточняют понимание материала – основных идей и фактов;
- организация мини-столкновений различных точек зрения по выдвинутым предположениям;
- постановка вопросов, задач с множественностью решений;
- авторские стиль и манера изложения материала;
- обратная связь, которую дают студента лектору на каждом занятии.
У хорошего преподавателя всегда присутствует чувство аудитории, он заботится об её активности и познавательной направленности. Также отмечу, что преподавателю нужно высказывать свою позицию по изучаемому вопросу, давать оценку той или иной концепции, суждению. В этом случае лекция приобретает эмоциональную окрашенность и вовлекает слушателя в процесс сопереживания, а через это формирует интерес. Обратимся к невербальной стороне воздействия на студентов – облику лектора, манере преподносить себя, речи, жесту и позе.
Будущие студенты психологи острее всего чувствуют диссонанс в поведении другого человека, поскольку направлены на эмпатичное отношение к окружающему, это составляющая их будущей профессии. Поэтому от сбалансированности и гармоничности поведения лектора будет зависеть внимание или невнимание к его дисциплине.
Речь лектора должна быть чёткой, лаконичной, эмоциональной. Необходимо держать темп, в котором может свободно воспринимать её аудитория. Как мы знаем, самая важная информация воспринимается лучше всего, если сказана либо в самом начале, либо в самом конце выступления. Громкость речи также очень важна: и тихая, и громкая речь заставляют слушающего напрягаться. Не следует забывать о роли интонации, логического ударения и паузы; с их помощью лектор может расставлять акценты в своём выступлении. И, наконец, лектору не следует противопоставлять себя аудитории, для эффективного взаимодействия больше подойдёт модель «взрослый-взрослый».
Несколько слов о невербальных компонентах воздействия. В процессе чтения лекции стоит отслеживать выражение своего лица: слишком серьёзное выражение может вызвать напряжение, мимика должна быть умеренно подвижной. В. С. Герасимова рекомендует мимические репетиции дома перед зеркалом, они позволят изучить особенности и научиться управлять мышцами лица.
Другим инструментом чтеца является взгляд. Зрительно держать аудиторию крайне важно: видеть сосредоточенных, отвлечённых, непонимающих и вносить корректировки. Стоит избегать рассеянного взгляда на аудиторию, равно как и выделение одного или нескольких человек, на которых направленно постоянное внимание. В обоих случаях остальные оказываются выключенными из контакта.
И, наконец, поза и жесты лектора – это язык тела, который может рядовому студенту 3-го курса рассказать о человеке гораздо больше, чем слова. Поза должна быть устойчивой и при этом динамичной, нужно чувствовать себя раскованно и естественно, быть в движении, но при этом избегать назойливости. Жесты должны подаваться дозировано, их задача акцентировать внимание на особенно важных моментах.
В заключении преподаватель отвечает на вопросы, подводит итог, даёт методические советы для самостоятельной работы, комментирует список литературы. 5-7 минут достаточно, чтобы структурировать содержание.
III. Заключение
Итак, мы убедились, что лекция как форма обучения студентов в высшей школе разнообразна по формам, имеет одновременно несколько функций, которые реализуются одновременно, а также предполагает методику преподавания, основанную на синтезе чёткой структуры и творчества, часто даже сотворчества лектора и студента. В исследованиях В. Я. Ляудис мы наблюдаем тенденции к развитию форм и задач лекционных занятий, их природа становится всё более диалогичной, построенной на создании целостной учебной ситуации, в создание которой одинаково по значимости включены и преподаватель, и студент. Полученные знания и сформированные ценности будут результатам, по мнению В. Я. Ляудис, их совместной творческой деятельности.
Таким образом, можно ещё раз утвердительно ответить на вопрос: «Является ли в наше время лекция ведущей формой обучения в высшей школе». В пользу этого говорит постоянное активное развитие этого способа обучения и поиск новых путей и возможностей.
IV. Список использованной литературы
1. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
2. Вачков, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.
3. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии: информ. – метод. Пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Педагогическое сообщество России, 2006. – 276 с.
4. Герасимова, В. С. Методика преподавания психологии: курс лекций / В. С. Герасимова. – М.: Ось-89, 2009. – 144 с.
5. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В. Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2006. – 250 с.: ил.
6. Немов, Р. С. Психология: учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. – 576 с.