Лекционная форма обучения как ведущая в процессе вузовской подготовки специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:05, реферат

Описание работы

Обучение специалиста-психолога представляет собой сложное взаимодействие теоретических знаний, практических манипуляций, освоения конкретных умений и навыков, а также саморазвития внутренних психических механизмов студента, например, эмпатии, памяти, воображения. Большую часть занимает блок именно теоретических знаний, сгруппированных в различные курсы для лучшего и последовательного присвоения учащимися вузов. Безусловно, лекционная форма обучения остаётся ведущей в процессе подготовки специалиста, несмотря на мнения о том, что лекция требует от студента лишь пассивного восприятия и затем воспроизведения усвоенного, не развивая при этом его личной позиции и не провоцируя на самостоятельный поиск информации.

Содержание

I. Введение

II. Основная часть:
1) виды лекций;
2) функции лекций;
3) подготовка содержания лекции;
4) структура лекции;
5) методические основы чтения лекции.

III. Заключение
IV. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Институт психологии и педагогики.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Определяющее значение в достижении успеха лекции имеет её подготовленность. Большая иллюзия многих начинающих преподавателей в том, что можно экспромтом изложить необходимый объем знаний. Во-первых, хороший экспромт всегда заранее подготовлен, во-вторых, о чём я уже писала, лектор реализует одновременно несколько задач, которые невозможно выполнить, не имея чёткой и продуманной структуры. Работа над подготовкой лекции складывается из трёх этапов: планирования, отбора содержания и создания структуры. На первом этапе лектор:

- формирует цели;

- определяет место данной конкретной лекции в структуре темы и раздела;

- выявляет уровень подготовленности студентов;

- выбирает вид лекции, который максимально подходит для реализации поставленной цели [4; с. 16].

На втором этапе преподаватель производит отбор теоретического и фактического материала. Отбор информации определяется степенью освещённости вопроса в доступной студентам учебной литературе, степенью сложности её для уровня восприятия слушателей и необходимости в адаптации, а также количеством времени, выделенного преподавателю на чтение курса. Поэтому зачастую хорошие лекции – это практически авторские пособия лектора, индивидуально составленные. Что ещё раз указывает на объективную необходимость лекции как формы обучения, подчёркивает её ведущую роль.

Содержательность лекции достигается единством трёх компонентов: научности, доступности, занимательности.

1.                                Научность: лекция должна опирать на современное состояние научного знания [4; с. 17]. Студенты знакомятся с различными взглядами, подходами, теориями. Необходимо называть «новые имена» как российских, так и зарубежных исследователей и теоретиков психологии, рассказывать о результатах научных экспериментов, научных методах и передовых идеях. Стоит приводить статистические данные, результаты опросов, анкетирования – это придаёт лекции живость и конкретность. Кроме того, студенту нужно понять логику и принцип научного познания, поскольку это будет способствовать формированию научно стройной картины мира и позволит при желании заняться исследовательской работой.

 

2.                                Доступность: лекция должна быть организована таким образом, чтобы у студента была возможность усвоить самую сложную информацию. При определении степени доступности лектор учитывает возраст слушателей, степень образованности, возраст, профессиональную направленность. Доступность достигается работой с тезаурусом и разъяснением непонятных слов, понятий; подборов доказательных и точных примеров для иллюстрирования психических явлений, законов;  связью с практическими явлениями – как то или иное знание можно использовать на практике; и, наконец, доступность достигается обращением лектора к личному опыту слушателей и поиском соответствий и закономерностей.

 

3.                                Занимательность: лекция должна быть интересной, а это достигается за счёт актуализации значимости учебного материала для личности и её профессии, за счёт его новизны и историчности. Значимости для личности можно добиться, подбирая соответствующую информацию, интересные иллюстрации для теоретических положений, жизненные примеры. Знания, включённые в лекцию, должны постоянно обновляться – новые имена, новые теории, новые подходы, иначе она теряет свою увлекательность. Студентам будет интересно узнать историю развития науки, историю появления психологических школ, истории жизни наиболее интересных психологов прошлого.

 

Третий этап подготовки лекции – это создание структуры, она традиционно состоит из введения, основной части и заключения. Кроме того, преподавателю стоит продумать систему контроля и оценки уровня усвоенных знаний.

«Во введении формулируется тема, цели и составляется план. Оно призвано ввести студентов в курс дела, заинтересовать аудиторию, сформулировать основные, опорные идеи… Эта часть лекции должна быть краткой и целенаправленной» [4; с. 19]. Кроме того, преподаватель должен установить связь содержания лекции с полученными прежде и последующими знаниями. Именно на этом этапе лектор должен эмоционально увлечь студентов, поставить перед ними исследовательские познавательные задачи. «Важно сразу захватить внимание слушателей и энергично приступить к изложению материала» [2; с. 164].

В основной части лекции должны быть определены все узловые вопросы, их, по мнению В. С. Герасимовой, должно быть 2-4. Вопросы должны быть разделены на подвопросы, поясняющие содержание. Однако стоит избегать излишнего дробления, равно как и чрезмерно крупного членения. Преподаватель должен следить за точной записью определений, важнейшие теоретические положения.

Заключение необходимо для групповой рефлексии занятия: обобщения и краткой формулировки основных идей лекции. Здесь же могут быть даны методические рекомендации для дальнейшего исследования темы, список дополнительной литературы, характере и трудностях, с которыми можно столкнуться при самостоятельном изучении. Стоит указать сроки контроля и форму его проведения – это сориентирует и мобилизует студентов

Также необходимо следить за распределением учебного материала по времени. Часто молодые лекторы боятся оказаться в ситуации, когда они не успеют изложить весь подготовленный материал или когда у них останется свободное время. На этот случай, как советует Н. В. Вачков, нужно отхронометрировать свою лекцию дома, указать в плане-конспекте лекции количество времени, которое уходит на изложение пункта плана. Также необходимо всегда иметь набор ситуаций, заданий, интересных и познавательных историй, которые будет любопытны студентом и вместе с тем связаны с предметом лекции. К ним можно обращаться, когда остаётся время.

Опытный преподаватель знает, что даже хорошо подготовленная и отрепетированная лекция – это лишь каркас, потенция. Лекция является также и процессом воздействия на слушателя, и восприятие зависит от того, насколько искусно это воздействие будет оказано. Лекция как форма публичного выступления предполагает знание и использование законом вербального и невербального воздействия на аудиторию. Именно творческое использование этих составляющим и определит любовь и интерес студента к изучаемой дисциплине. Рассмотрим несколько методических основ чтения лекции, которые призваны помочь преподавателю установить контакт со слушателями. Их можно проанализировать в контексте структуры лекции.

Во введении лектор должен в первую очередь сфокусировать внимание на себе, создать определённый настрой у слушателей. Формулировка темы должна быть краткой, содержательной, а также быть привлекательной по форме – провоцировать, обращаться лично к студенту. Важно также указать значение темы для последующего обучения студента, а также развития его как личности и профессионала. Отметим, что анонс плана и цели лекции структурирует мышление студента, направляет его, поэтому их тоже следует указать во введении. Темп рассказа на этом этапе должен быть выше, чем в основной части, примерно 5-7 минут [4; с. 23].

При переходе к основной части нужно выдержать паузу и дать слушателям настроиться на восприятие нового блока лекции. В этот момент, как правило, опытные преподаватели «сканируют» аудитории, выявляя тех, кто не сосредоточен и не готов к восприятию.  Чтение нотаций и агрессивная критика здесь не помогут, лишь собьют остальных. Нужно краткой фразой, взглядом мобилизовать слушателей.

По мнению многих преподавателей, лекция, как я уже упоминала раньше, продуцирует пассивность участников за счёт монологической структуры подачи знания. На взгляд других специалистов – В. С. Герасимовой, Б. Ц. Бадмаева, И. В. Вачкова и других – пассивность и активность аудитории почти целиком в руках преподавателя. «Для того чтобы преодолеть этот недостаток, необходимо всеми возможными способами придать лекции проблемный характер, побуждая слушателей к самостоятельной познавательной активности и творчеству» [4; с. 24]. К активизирующим средствам можно отнести следующие:

- вопросы к студентам, которые уточняют понимание материала – основных идей и фактов;

- организация мини-столкновений различных точек зрения по выдвинутым предположениям;

- постановка вопросов, задач с множественностью решений;

- авторские стиль и манера изложения материала;

- обратная связь, которую дают студента лектору на каждом занятии.

У хорошего преподавателя всегда присутствует чувство аудитории, он заботится об её активности и познавательной направленности. Также отмечу, что преподавателю нужно высказывать свою позицию по изучаемому вопросу, давать оценку той или иной концепции, суждению. В этом случае лекция приобретает эмоциональную окрашенность и вовлекает слушателя в процесс сопереживания, а через это формирует интерес. Обратимся к невербальной стороне воздействия на студентов – облику лектора, манере преподносить себя, речи, жесту и позе.

Будущие студенты психологи острее всего чувствуют диссонанс в поведении другого человека, поскольку направлены на эмпатичное отношение к окружающему, это составляющая их будущей профессии. Поэтому от сбалансированности и гармоничности поведения лектора будет зависеть внимание или невнимание к его дисциплине.

Речь лектора должна быть чёткой, лаконичной, эмоциональной. Необходимо держать темп, в котором может свободно воспринимать её аудитория. Как мы знаем, самая важная информация воспринимается лучше всего, если сказана либо в самом начале, либо в самом конце выступления. Громкость речи также очень важна: и тихая, и громкая речь заставляют слушающего напрягаться. Не следует забывать о роли интонации, логического ударения и паузы; с их помощью лектор может расставлять акценты в своём выступлении. И, наконец, лектору не следует противопоставлять себя аудитории, для эффективного взаимодействия больше подойдёт модель «взрослый-взрослый».

Несколько слов о невербальных компонентах воздействия. В процессе чтения лекции стоит отслеживать выражение своего лица: слишком серьёзное выражение может вызвать напряжение, мимика должна быть умеренно подвижной. В. С. Герасимова рекомендует мимические репетиции дома перед зеркалом, они позволят изучить особенности и научиться управлять мышцами лица.

Другим инструментом чтеца является взгляд. Зрительно держать аудиторию крайне важно: видеть сосредоточенных, отвлечённых, непонимающих и вносить корректировки. Стоит избегать рассеянного взгляда на аудиторию, равно как и выделение одного или нескольких человек, на которых направленно постоянное внимание. В обоих случаях остальные оказываются выключенными из контакта.

И, наконец, поза и жесты лектора – это язык тела, который может рядовому студенту 3-го курса рассказать о человеке гораздо больше, чем слова. Поза должна быть устойчивой и при этом динамичной, нужно чувствовать себя раскованно и естественно, быть в движении, но при этом избегать назойливости. Жесты должны подаваться дозировано, их задача акцентировать внимание на особенно важных моментах.

В заключении преподаватель отвечает на вопросы, подводит итог, даёт методические советы для самостоятельной работы, комментирует список литературы. 5-7 минут достаточно, чтобы структурировать содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключение

 

Итак, мы убедились, что лекция как форма обучения студентов в высшей школе разнообразна по формам, имеет одновременно несколько функций, которые реализуются одновременно, а также предполагает методику преподавания, основанную на синтезе чёткой структуры и творчества, часто даже сотворчества лектора и студента. В исследованиях В. Я. Ляудис мы наблюдаем тенденции к развитию форм и задач лекционных занятий, их природа становится всё более диалогичной, построенной на создании целостной учебной ситуации, в создание которой одинаково по значимости включены и преподаватель, и студент. Полученные знания и сформированные ценности будут результатам, по мнению В. Я. Ляудис, их совместной творческой деятельности.

Таким образом, можно ещё раз утвердительно ответить на вопрос: «Является ли в наше время лекция ведущей формой обучения в высшей школе». В пользу этого говорит постоянное активное развитие этого способа обучения и поиск новых путей и возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Список использованной литературы

 

1. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

2. Вачков, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.

3. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии: информ. – метод. Пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Педагогическое сообщество России, 2006. – 276 с.

4. Герасимова, В. С. Методика преподавания психологии: курс лекций / В. С. Герасимова. – М.: Ось-89, 2009. – 144 с.

5. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В. Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2006. – 250 с.: ил.

6. Немов, Р. С. Психология: учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. – 576 с.

Информация о работе Лекционная форма обучения как ведущая в процессе вузовской подготовки специалиста