Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:05, реферат
Обучение специалиста-психолога представляет собой сложное взаимодействие теоретических знаний, практических манипуляций, освоения конкретных умений и навыков, а также саморазвития внутренних психических механизмов студента, например, эмпатии, памяти, воображения. Большую часть занимает блок именно теоретических знаний, сгруппированных в различные курсы для лучшего и последовательного присвоения учащимися вузов. Безусловно, лекционная форма обучения остаётся ведущей в процессе подготовки специалиста, несмотря на мнения о том, что лекция требует от студента лишь пассивного восприятия и затем воспроизведения усвоенного, не развивая при этом его личной позиции и не провоцируя на самостоятельный поиск информации.
I. Введение
II. Основная часть:
1) виды лекций;
2) функции лекций;
3) подготовка содержания лекции;
4) структура лекции;
5) методические основы чтения лекции.
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
Институт психологии и педагогики (г. Москва)
Факультет практической психологии
Реферат на тему:
«Лекционная форма обучения как ведущая в процессе
вузовской подготовки специалиста»
Студент: Пичугина М. Ю.
Курс: V
Форма обучения: заочная
Проверил:
Москва, 2011
План:
I. Введение
II. Основная часть:
1) виды лекций;
2) функции лекций;
3) подготовка содержания лекции;
4) структура лекции;
5) методические основы чтения лекции.
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
I. Введение
Обучение специалиста-психолога представляет собой сложное взаимодействие теоретических знаний, практических манипуляций, освоения конкретных умений и навыков, а также саморазвития внутренних психических механизмов студента, например, эмпатии, памяти, воображения. Большую часть занимает блок именно теоретических знаний, сгруппированных в различные курсы для лучшего и последовательного присвоения учащимися вузов. Безусловно, лекционная форма обучения остаётся ведущей в процессе подготовки специалиста, несмотря на мнения о том, что лекция требует от студента лишь пассивного восприятия и затем воспроизведения усвоенного, не развивая при этом его личной позиции и не провоцируя на самостоятельный поиск информации. Однако восприятие материала учащимся высшей школы зависит не столько от формы подачи, сколько от таких компонентов, как личность преподавателя, особенность организации содержания, выбор метода обучения (пограммированного, проблемного или коммуникативного по В. Я. Ляудис).
Бесспорно, одним из самых важных компонентов эффективности лекции является способ взаимодействия педагога и студента. В современных условиях успешной будет позиция «субъект-субъект», которая предполагает отношения сотрудничества между участниками взаимодействия и оставляет за студентом право на своё мнение, ценность его опыта и оценок. Только в этом случае, помимо присвоения социального опыта, идёт «формирование и активизация личностной позиции» у будущего специалиста, а также «становление процесса самоорганизации» [7; с. 17]. В этом случае учебная деятельность выступает как творческий процесс, результатом которого будет социально полноценный продукт, а не сумма усвоенных знаний.
Таким образом, лекция как форма не только не исчерпала свой образовательный потенциал, а, напротив, лишь сейчас получила возможность выйти на новый уровень и сократить разрыв между содержанием курса психологии человека и методиками её преподавания.
II. Основная часть
Лекция как способ транслирования знаний оформилась в средние века в Европе и представляла собой чтение профессором книг вслух для студентов. В переводе с латыни «lectio» и значит «чтение». В России лекции читали студентам со времён М. В. Ломоносова, сопровождая информацию замечаниями или комментариями преподавателя.
В наше время «хорошая лекция – это изложение преподавателем учебного материала в личностном контексте» [2; с. 157]. Психологическая наука предполагает сосуществование различных школ, подходов, определений, в которых неподготовленному читателю самостоятельно бывает трудно ориентироваться, а процесс формирования понятий зачастую невозможен без объяснения и интерпретации содержания. Кроме того, оценка преподавателем значимости или научности той или иной книги, теории ориентирует студента, помогает формированию личностной позиции будущего специалиста. Именно поэтому лекция в структуре современного вузовского образования является устойчивой и обоснованной формой трансляции знаний. Также стоит отметить, что по-прежнему не только передовая психологическая литература, но и базовые учебники и пособия оказываются недоступными для студента в связи со слабой оснащённостью библиотек. А новейшие знания, ещё не оформленные в виде книги, и вовсе не были бы доступны учащимся без преподавателя.
Для того чтобы иметь целостное представление о месте лекции в образовательном процессе, необходимо познакомиться с её видами, функциями, методикой чтения, структурой, подходами к отбору содержания материала. В основной части мы рассмотрим каждую составляющую подробно.
Виды лекций многообразны, и их выбор должен отвечать текущей учебной задаче и особенностям аудитории – степени её подготовленности, вовлечённости и познавательной активности. Специалисты предлагают разные классификации. Например, В. С. Герасимова предлагает следующие основные виды лекций [4; с. 21]:
- описательная лекция: это лекция-сообщение, в которой ведущим познавательным процессом для слушателей является восприятие материала, его запись и запоминание;
- объяснительная лекция: такая лекция построена не столько на описании учебного материала, сколько на раскрытие причинно-следственной связи излагаемых явлений, понятий, законов; здесь к перечисленным познавательным процессам подключается процесс осмысливания и понимания сообщаемого;
- проблемная лекция: построена на системе проблемных ситуаций, для решения которых выдвигаются гипотезы, которые затем будут решаться в групповой дискуссии; это наиболее плодотворный тип лекции, который обеспечивает не только эффективное усвоение материала, но и способствует формированию творческих способностей и научного мышления.
Отметим, что В. Я. Ляудис относит проблемные лекции к активным методам обучения, которые направлены на формирование личности будущего специалиста и его ценностно-мотивационной сферы [7; 47].
О. Ю. Татарская, В. И. Валовик, Е. В. Бушуева и др. придерживаются другого взгляда на классификацию лекций, рассмотрим её подробнее [Цит. по 2; с. 158]:
- информационные лекции: традиционный для высшей школы тип лекций, который реализуется с использованием объяснительно-иллюстративного метода изложения;
- проблемные лекции: при изложении материала здесь используются проблемные вопросы, задания, ситуации; основа процесса познания – научный поиск, анализ, диалог, сравнение разных точек зрения;
- визуальные лекции: они предполагают визуальную подачу материала техническими средствами обучения, такими как аудио-, видео – и мультимедийные технологии, с кратким комментированием демонстрируемых материалов;
- бинарные лекции: это лекция-диалог, которая предполагает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, учёного и практика, представителей разных школ;
- лекции-провокации: это лекции с заранее запланированными ошибками; такая форма стимулирует обучающихся к постоянному контролю информации и поисков неточностей в ней; такая форма занятий позволяет выработать критическое отношение к источникам и фактам у студентов;
- лекции-конференции: это научно-практическое занятие, на котором студенты читают свои доклады, результаты исследований, а преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, делает выводы;
- лекция-консультация: такая лекция построена на вопросах и ответах либо на вопросах, ответах и дискуссии.
Как мы видим, в основу обеих классификаций положен принцип подачи материала учащимся. Также можно разделить лекции по их месту в курсе лекций: вводная, текущая, завершающая. Например, по общим целям выделяют учебные, агитационные, пропагандистские, развивающие, воспитывающие лекции [2; с. 159]. В другом случае дифференцируют по содержанию – академические и научно-популярные лекции. Также выделяют критерий воздействия на слушателей: лекции, воздействующие на уровне эмоций, понимания, убеждений.
Стоит отметить, что преподаватель должен заботиться о том, чтобы в процессе чтения лекции теоретические знания, которые получает студент, связывались в его сознании с последующим использованием в контексте профессиональной деятельности: как, где и при каких обстоятельствах я могу использовать эту информацию. В. С. Герасимова указывает на важность контекстного подхода: «Часто студенты, изучая, например, курс общей психологии, не представляют, зачем нужны эти теоретические знания, каков должен быть их уровень, чтобы стать профессионалами – практическими психологами, и уж совсем не в курсе, как этими знаниями пользуются специалисты на практике. Контекст будущей профессии в определённой мере может быть включён в информационную лекцию в виде соответствующих профессиональных иллюстраций к теоретическим положениям» [4; с. 35]. Это могут быть примеры из конкретных консультаций, бытовых ситуаций, наблюдения, ситуации для анализа и так далее.
До этого мы говорили о видах лекций как о предлагаемых студенту формах восприятия и понимания знаний. Теперь рассмотрим функции лекции, то есть то, на что она может быть направлена, какие цели в ней реализуются. Так, В. С. Герасимова выделяет познавательную функцию как ведущую и раскрывает следующие её составляющие [4; с. 15]:
- экономичный способ получения знаний: «знания подаются в обобщённом систематизированном виде, что позволяет быстрее усваивать знания», кроме того, лекцию одновременно можно читать большому числу слушателей;
- развитие культуры мышления студента: «лектор знакомит слушателей с процессом научного мышления, показывает его образцы», поскольку в процессе занятия лектор размышляет, высказывает своё мнение, даёт оценку;
- гибка форма подачи материала: в зависимости от аудитории и задач, которые стоят перед лектором он может выбирать различные формы проведения занятия;
- эмоциональное влияние на студентов: хорошая лекция способствует формированию интереса к дисциплине, стимулирует к самостоятельной работе, помогает сформироваться ценностной сфере будущих специалистов.
Б. Ц. Бадмаев выделяет пять функций лекции: информационная, ориентирующая, разъясняющая, убеждающая, воодушевляющая. На мой взгляд, такая классификация даёт более полное представление о задачах лектора, рассмотрим каждую функцию подробно.
1. Информационная функция: «лекция информирует студента о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскрывает особенности каждой конкретной темы или знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас»; здесь стоит отметить, что лектор играет не столько «транслятора», сколько «направляющего», который через свой интерес и глубину знания предмета учит студентов воспринимать информацию через призму личности, своего восприятия, и таким образом интериоризировать [1; с. 95].
2. Ориентирующая функция: «лекция ориентирует в научной литературе, но не только и не столько ссылкой на книги и на их авторов, а показом генезиса теорий, идей: когда и какими учеными они были разработаны и сформулированы, какими объективными жизненными потребностями они были обусловлены и, наконец, в каком литературном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения. Разумеется, список рекомендуемой лектором литературы тоже относится к ориентирующей функции лекции» [1; с. 96].
3. Разъясняющая, объясняющая функция: в процессе лекции преподаватель помогает студентам сформировать систему понятий изучаемой дисциплины, а также добивается адекватного понимания научных дефиниций, их взаимосвязей, иерархического подчинения [2; с. 160]; «в лекции в целях доходчивого объяснения теоретических положений нельзя обойтись без разъяснения дефиниций, если не хватает времени на полноценное формирование понятия, что обычно требует активных действий самих студентов, а не только разъяснения преподавателя-лектора. Разъяснить дефиницию — это значит объяснить смысл каждого слова, входящего в нее» [1; с. 97].
4. Убеждающая функция: данная функция реализуется в лекции через доказательность утверждений лектора. По мнению Б. Ц. Бадмаева, именно доказательность стоит на первом месте среди других признаков хорошей лекции; недостаточно указать на важность тех или иных утверждений, необходимо убедить студента – описанием реальных фактов, полученных в результате конкретных психологических исследований; рассказать о примерах проявления психологических закономерностей в обыденной жизни [2; с. 161].
5. Увлекающая (воодушевляющая) функция: лекция, кроме сообщения необходимой информации, должна увлекать, заинтересовывать, чтобы студенту хотелось узнать материал глубже, основательнее. Обеспечение занимательности изложения стимулирует студентов на проявление самостоятельности и познавательной активности. Нельзя не согласиться с И. В. Вачковым в том, что «нас привлекает новизна и радует ощущение знакомости. Интерес актуализируется, если мы внезапно обнаруживаем в знакомых предметах или людях нечто новое» [2; с. 161]. Б. Ц. Бадмаев также называет три условия увлекательности лекции:
- когда студент осознал полезность знаний лично для себя: если нужно и полезно, то уже интересно;
- когда студент осознал новизну предлагаемого материала;
- когда лектор стимулирует работу мышления слушателя-студента, тем самым сначала формируя запрос на получения определённых знаний, а затем удовлетворяя интеллектуальный запрос.
«Таким образом, какую бы функцию лекции мы ни взяли, ни одна из них задачу обучения до конца не решает, но зато все они нацеливают студента на последующую самостоятельную работу с психологической литературой. Образно говоря, лекция служит как бы детонатором, включающим в работу мыслительную деятельность студента и направляющим ее в нужное русло. Можно назвать ее и источником его познавательной активности. Словом, с лекции только начинается знакомство с научными идеями, а их настоящее усвоение еще впереди и может быть достигнуто только благодаря самостоятельной работе с научной литературой и занятию психологическим практикумом» [1; с. 104].