Лекции по «Введение в педагогическую деятельность»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:30, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. «Сущность педагогической деятельности».
План:
Понятие педагогической деятельности. Ее свойства и функции.
Структура педагогической деятельности. Специфика ее компонентов.

Работа содержит 1 файл

Лекции Введение в педдеятельность.doc

— 78.00 Кб (Скачать)
    • Образование как явление общественной жизни (воспитание в широком смысле слова)
    • Образование как система (совокупность учреждений разного типа)
    • Образование как процесс
    • Образование как результат.

Согласно последним гос. документам понятие «образование» отождествляется с понятием «воспитание» (в широком смысле) и понимается как процесс передачи накопленных знаний, опыта и культурных ценностей.

Образование является общественным явлением и выполняет  следующие (социокультурные) функции:

  • Является способом социализации личности и преемственности поколений
  • Является средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники.
  • Ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности.
  • Обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов. 
  1. Образование как система – это совокупность учреждений разного типа и уровня. Образование как процесс – отражает этапы и специфику развития системы образования.

    Образовательный процесс

    педагогический процесс                                                                  процесс самообразования

    процесс обучения           процесс воспитания

    Основными компонентами структуры образовательного процесса являются:

  1. целевой (определение целей образования)
  2. содержательных (разработка содержания образования)
  3. операционно-деятельностный (способы, средства, формы образования)
  4. стимулирующее-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании)
  5. оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).

    Свойства  образовательного процесса

    • двусторонность взаимодействия педагога и ученика
    • направленность процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности.
    • единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон
    • взаимосвязь всех элементов цели содержания образования и средств достижения образовательных задач – результата образования.
    • реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания.
  1. Педагогический процесс всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Образование и развитие человека может происходить позитивно даже без участия педагога. В данном понимании образовательно-педагогические процессы не тождественны. В рамках курса педагогики мы будем рассматривать оба процесса как единое целое.

    Образовательный процесс – целенаправленный процесс  обучения и воспитания в интересах  личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов.

    Признаки  и отличия обучения и воспитания

    Внешние противоречия – это противоречия между новыми соц.задачами школы и ее возможностями.

    Внутренние  противоречия –

    • Между требованиями к ребенку и реальными возможностями к удовлетворению.
    • Между знанием и умением.
    • Между общей скоростью процесса образования и темпом продвижения каждого ученика.
    • Между коллективным фронтальным преподаванием  и индивидуальным характером усвоения.
    • Между целенаправленным и психическим (стихийным) воздействием
    • Между внешними требованиями и внутренними стремлениями ребенка.

Информация о работе Лекции по «Введение в педагогическую деятельность»