- Образование
как явление общественной жизни (воспитание
в широком смысле слова)
- Образование
как система (совокупность учреждений
разного типа)
- Образование
как процесс
- Образование
как результат.
Согласно последним
гос. документам понятие «образование»
отождествляется с понятием «воспитание»
(в широком смысле) и понимается как процесс
передачи накопленных знаний, опыта и
культурных ценностей.
Образование
является общественным
явлением и выполняет
следующие (социокультурные)
функции:
- Является
способом социализации личности и преемственности
поколений
- Является
средой общения и приобщения к мировым
ценностям, достижениям науки и техники.
- Ускоряет
процесс развития и становления человека
как личности, субъекта и индивидуальности.
- Обеспечивает
формирование духовности в человеке и
его мировоззрения, ценностных ориентаций
и моральных принципов.
- Образование
как система – это совокупность учреждений
разного типа и уровня. Образование как
процесс – отражает этапы и специфику
развития системы образования.
- целевой (определение
целей образования)
- содержательных
(разработка содержания образования)
- операционно-деятельностный
(способы, средства, формы образования)
- стимулирующее-мотивационный
(создание стимулов и мотивов в образовании)
- оценочно-результативный
(оценка результатов образования, их коррекция
в случае необходимости).
- двусторонность
взаимодействия педагога и ученика
- направленность
процесса на всестороннее и гармоничное
развитие личности.
- единство
содержательной и процессуальной (технологической)
сторон
- взаимосвязь
всех элементов цели содержания образования
и средств достижения образовательных
задач – результата образования.
- реализацию
трех функций: развития, обучения и воспитания.
- Педагогический
процесс всегда образовательный, но не
всякий образовательный процесс есть
процесс педагогический. Образование
и развитие человека может происходить
позитивно даже без участия педагога.
В данном понимании образовательно-педагогические
процессы не тождественны. В рамках курса
педагогики мы будем рассматривать оба
процесса как единое целое.
Образовательный
процесс – целенаправленный процесс
обучения и воспитания в интересах
личности, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения обучающимся
определенных государственных уровней
– цензов.
- Между требованиями
к ребенку и реальными возможностями к
удовлетворению.
- Между знанием
и умением.
- Между общей
скоростью процесса образования и темпом
продвижения каждого ученика.
- Между коллективным
фронтальным преподаванием и индивидуальным
характером усвоения.
- Между целенаправленным
и психическим (стихийным) воздействием
- Между внешними
требованиями и внутренними стремлениями
ребенка.