Лекции по «Введение в педагогическую деятельность»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:30, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. «Сущность педагогической деятельности».
План:
Понятие педагогической деятельности. Ее свойства и функции.
Структура педагогической деятельности. Специфика ее компонентов.

Работа содержит 1 файл

Лекции Введение в педдеятельность.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Лекции по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» и «Общие основы педагогики»

Лекция  №1. «Сущность педагогической деятельности».

План:

  1. Понятие педагогической деятельности. Ее свойства и функции.
  2. Структура педагогической деятельности. Специфика ее компонентов.

Деятельность – это основная форма проявления активности человека. Выделяют следующие виды деят-ти: 

  • Игровая
  • Учебная
  • Познавательная
  • Трудовая,
  • Профессиональная
  • Спортивная
  • Художественная
  • Творческая
  • Общение
  • Д-ть по самообразованию
  • Д-ть по самовоспитанию
  • Административная
  • Организаторская
  • Методическая
  • Внешкольная
  • Научно-исследовательская.

Основные  виды деятельности:

Преподавание  – вид специальной деятельности учителя, направленный преимущественно на управление познавательной деятельностью школы.

Воспитание  – педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление различными видами д-ти воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.

Свойства  деятельности: целенаправленность и преобразующий характер.

Функции деятельности:

  • Диагностическая
  • Проектировочная
  • Конструктивная
  • Коммуникативная
  • Информационно - объяснительная
  • Организаторская
  • Исследовательско-творческая.

Структура пед. д-ти:

  • Цель д-ти;
  • Объект д-ти (ученик)
  • Субъект д-ти (учитель)
  • Средства д-ти.

Выделяют педагогическую (профессиональную) д-ть и общепедагогическую (непрофессиональную), которую осуществляют родители (лица, их заменяющие).

Цель – предвосхищение в сознании субъекта конечного результата д-ти.

Специфика цели:

  1. Учитель не свободен в выборе цели. При выборе воспитания он должен опираться на цели госстандарта, на цели обучения по конкретному предмету, цели отдельного образовательного учреждения, но цели урока или отдельного мероприятия он устанавливает сам.
  2. Цели учителя и ученика должны совпадать.
  3. При постановке целей обучения и воспитания учитель должен, ориентируясь на будущее, учитывать особенности детей.

Специфика объекта:

  1. Учащийся является не только объектом, но и субъектом д-ти.
  2. В пед. д-ти не терпимы шаблоны и стереотипы.
  3. Необходимо учитывать индивидуальность и возрастные особенности учащихся.

Специфика субъекта зависит только от него самого.

Средства  деятельности:

К средствам  д-ти относят различные виды, общение, предметы искусства, явления и предметы живой и неживой природы.

Источники педагогических идей:

  • Многовековой практический опыт воспитания
  • Философские общественные труды
  • Текущая мировая и общественная практика воспитания
  • Результаты спец. организованных пед. исследований
  • Публицистика, художественная литература.

Лекция  №2. «Содержание и структура профессиональной компетенции педагога».

План:

  1. Педагогическая культура.
  2. Профессиональная компетентность
  3. Педагогическое мастерство.

Педагогическая  культура – как часть общечеловеческой культуры (в широком понимании) интегрирует историко-культурный педагогический опыт и регулирует сферу педагогического взаимодействия.

Индивидуальная  педагогическая культура – сущностная характеристика личности педагога, предоставляющая собой динамическую систему педагогических ценностей, деятельностей и проф. поведения.

Основные  компоненты педагогической культуры:

  • Педагогическая позиция и личностные качества (доброта, честность, справедливость и т.д.)
  • Проф. знание  и культура мышления
  • Проф. умение и творческий характер педагогической деятельности.
  • Саморегуляция личности и культура проф. поведения педагога.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ = ЗНАНИЯ + УМЕНИЯ + ОПЫТ

Профессиональная  компетентность – интегральная характеристика, определяющая способность, т.е. умение решать проф. проблемы и типичные проф. задачи в реальных ситуациях проф. пед. д-ти с использованием знаний профессионального и жизненного опыта, с учетом ценностей и наклонностей.

  1. Составляющими профессиональными компетентностями учителя являются:
    • Ключевые: социально – правовая, информационная, языковая.
    • Базовые: в сфере психолого – педагогического знания.
    • Специальные.

Ключевые  необходимы для любой проф. д-ти.

Базовые для организации педагогической деятельности.

Специальные  отражают задачи, характерные для конкретной специальности.

Высшим уровнем  проявления педагогической культуры и профессиональной компетентности является педагогическое мастерство учителя.

Педагогическое  мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации проф. д-ти. В него входят гуманистическая направленность личности учителя.

Проф. знание  - глубокое знание в области преподаваемых наук, психолого-педагогическая эрудиция, владение методикой учебно-воспитательной работы.

Педагогические  способности

  • коммуникативные, перцептивные
  • эмоциональная устойчивость
  • динамизм личности
  • креативность
  • оптимистическое прогнозирование
  • педагогическая техника (умение владеть собой и аудиторией).

«Общие  основы педагогики»

Лекция  №1. Предмет и задачи педагогической науки

Педагогика рассматривается в широком смысле как область человеческой культуры, а в узком - как наука о воспитании (образовании) человека.

Предмет педагогики – целостная  система воспитания, обучения и социализации человека.

Задачи  педагогики

  • Вскрытие закономерностей обучения и воспитания.
  • Изучение и обобщение практики, опыта пед. д-ти.
  • Разработка новых методов, форм, средств, систем обучения и воспитания
  • Прогнозирование образования
  • Организация научных исследований и внедрение их результатов в практику.

Основные  функции 

  • Описательная
  • Объяснительная
  • Преобразовательная
  • Прогностическая
  • Воспитательная.

Этапы развития педагогики

    • «стихийная» педагогика как часть жизни человека. Зарождение основ народной педагогики.
    • Педагогика как философское знание (древние и античные цивилизации)
    • Педагогика – искусство зарождения научных основ педагогики (средние века)
    • Педагогика как самостоятельная наука (середина 19в.).
    • Экспериментальная педагогика (конец 19-начало 20вв.).
    • Новаторская педагогика (80-е гг. 20в.)
    • Современный этап развития педагогики как интегративной науки.

Основные  педагогические категории:

Воспитание (в широком смысле) – процесс передачи подрастающему поколению накопленного опыта.

Воспитание (в  узком смысле) – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на создание условий для становления  личности, развития и саморазвития ее возможностей, интересов и способностей.

Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию знаний, умений и навыков, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности.

Образование – процесс и результат обучения и воспитания.

Педагогическая  система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения.

Образовательный процесс – целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живет человек.

Лекция  №2. Методология педагогики и методологическая культура.

Методология (знание о способе) – система философских, общетеоретических идей, которыми руководствуются при решении научных и практических задач.

Методология педагогики – концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Уровни  методологии:

  • философский
  • общетеоретический
  • конкретная наука (педагогика)
  • отдельное исследование

Методы  педагогического  исследования – способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов.

Методы  исследования 

Теоретические                                                              

(абстрактные)

  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Генерализация
  • Выделение главного
  • Моделирование

служат для  интерпретации, анализа и обобщения  теоретических положений и эмпирических данных.

Практические

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Интервьюирование
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Изучение продуктов деятельности
  • Эксперимент
  • Ранжирование
  • Экспертная оценка

Сбор данных 
 

Основные  методологические положения

  • Воспитание носит социально-детерминированный характер
  • Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по соц. программе , под влиянием общественной среды в том числе и воспитания.
  • Активность самой личности играет определенную роль в собственном развитии и формировании.

Лекция  №3. Образование как  общественное явление и педагогический процесс.

План:

  1. образование как явление общественной жизни. Социокультурные функции образования.
  2. образовательно-педагогические процессы.
  3. структура педагогического процесса.
  4. движущие силы образовательного процесса.

1. В настоящее время образование рассматривается в четырех аспектах:

Информация о работе Лекции по «Введение в педагогическую деятельность»