Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:30, курс лекций
Лекция №1. «Сущность педагогической деятельности».
План:
Понятие педагогической деятельности. Ее свойства и функции.
Структура педагогической деятельности. Специфика ее компонентов.
Лекции по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» и «Общие основы педагогики»
Лекция №1. «Сущность педагогической деятельности».
План:
Деятельность – это основная форма проявления активности человека. Выделяют следующие виды деят-ти:
Основные виды деятельности:
Преподавание – вид специальной деятельности учителя, направленный преимущественно на управление познавательной деятельностью школы.
Воспитание – педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление различными видами д-ти воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.
Свойства деятельности: целенаправленность и преобразующий характер.
Функции деятельности:
Структура пед. д-ти:
Выделяют педагогическую (профессиональную) д-ть и общепедагогическую (непрофессиональную), которую осуществляют родители (лица, их заменяющие).
Цель – предвосхищение в сознании субъекта конечного результата д-ти.
Специфика цели:
Специфика объекта:
Специфика субъекта зависит только от него самого.
Средства деятельности:
К средствам д-ти относят различные виды, общение, предметы искусства, явления и предметы живой и неживой природы.
Источники педагогических идей:
Лекция №2. «Содержание и структура профессиональной компетенции педагога».
План:
Педагогическая культура – как часть общечеловеческой культуры (в широком понимании) интегрирует историко-культурный педагогический опыт и регулирует сферу педагогического взаимодействия.
Индивидуальная педагогическая культура – сущностная характеристика личности педагога, предоставляющая собой динамическую систему педагогических ценностей, деятельностей и проф. поведения.
Основные компоненты педагогической культуры:
КОМПЕТЕНТНОСТЬ = ЗНАНИЯ + УМЕНИЯ + ОПЫТ
Профессиональная компетентность – интегральная характеристика, определяющая способность, т.е. умение решать проф. проблемы и типичные проф. задачи в реальных ситуациях проф. пед. д-ти с использованием знаний профессионального и жизненного опыта, с учетом ценностей и наклонностей.
Ключевые необходимы для любой проф. д-ти.
Базовые для организации педагогической деятельности.
Специальные отражают задачи, характерные для конкретной специальности.
Высшим уровнем проявления педагогической культуры и профессиональной компетентности является педагогическое мастерство учителя.
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации проф. д-ти. В него входят гуманистическая направленность личности учителя.
Проф. знание - глубокое знание в области преподаваемых наук, психолого-педагогическая эрудиция, владение методикой учебно-воспитательной работы.
Педагогические способности
«Общие основы педагогики»
Лекция №1. Предмет и задачи педагогической науки
Педагогика рассматривается в широком смысле как область человеческой культуры, а в узком - как наука о воспитании (образовании) человека.
Предмет педагогики – целостная система воспитания, обучения и социализации человека.
Задачи педагогики
Основные функции
Этапы развития педагогики
Основные педагогические категории:
Воспитание (в широком смысле) – процесс передачи подрастающему поколению накопленного опыта.
Воспитание (в узком смысле) – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на создание условий для становления личности, развития и саморазвития ее возможностей, интересов и способностей.
Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию знаний, умений и навыков, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности.
Образование – процесс и результат обучения и воспитания.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения.
Образовательный процесс – целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живет человек.
Лекция №2. Методология педагогики и методологическая культура.
Методология (знание о способе) – система философских, общетеоретических идей, которыми руководствуются при решении научных и практических задач.
Методология педагогики – концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
Уровни методологии:
Методы педагогического исследования – способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов.
Методы
исследования
Теоретические
(абстрактные)
служат для
интерпретации, анализа и обобщения
теоретических положений и
Практические
Сбор данных
Основные методологические положения
Лекция №3. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
План:
1. В настоящее время образование рассматривается в четырех аспектах:
Информация о работе Лекции по «Введение в педагогическую деятельность»