Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:00, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Методология"
Любая система представляет
Противоречия в технических
Технические противоречия
Физические противоречия
Путь к решению задачи, к созданию
качественно новой технической
системы, лежит через
В связи с тем, что
Предвиденные элементы теории
познания являются основными
методологическими средствами
• Приёмы дробления и объединения (частей или операций). Например, гайка, резьба и корпус, который выполнен отдельными деталями, может быть снят с болта без свинчивания, а объединение в автомобильном колесе двух шин позволяет намного повысить его надёжность.
• Приём вынесения (отделения мешающей части или выделения единственно нужной). Например, при флюорографии для защиты от рентгеновских лучей многих органов на пути излучения ставят защитные барьеры, оставляя доступными для него только нужные части грудной клетки.
• Приём инверсии (вместо диктуемого условиями задачи действия использовать противодействия). Например, в устройстве для тренировки пловцов навстречу подаётся вода, а сам пловец остаётся на месте.
• Приём перехода в другое измерение использован, например, в предложение хранить брёвна в воде в виде пучков диаметров, превышающим длину, и устанавливать пучки в вертикальном положение.
• Приём универсальности (ручка портфеля может одновременно служить эспандером).
• Приём обращения вреда в пользу может быть реализован, например, при разливах рек и опасности наводнения путём размещения на берегах серии больших резиновых резервуаров, которые заполняют с помощью помпы «лишней» водой из реки. Такие водяные дамбы строятся и убираются буквально за минуты.
• Приём самообслуживания использован, например, в предложение повысить стойкость плит корпуса дробеметного аппарата путём придания им свойства магнита, удерживающего на своей поверхности постоянно обновляющийся слой дроби. Таким образом, сущность многих (в том числе перечисленных) эффективных приёмов творчества раскрывается в их названиях.
Идеальное решение - это наиболее сильное из всех мыслимых решений данной задачи. Очень важно научиться пользоваться понятиями об идеальных машинах, процессах или материале. Например, идеальной может быть признана лампочка накаливания с контактами из ртути, обеспечивающими её включение в одном положение и выключении - в другом. Таким образом, необходимые действия осуществляются без выключателя в виде отдельного элемента в цепи.
При работе над изобретением
необходимо стремиться
Важным общенаучным методом
На практике используется в основном четыре вида аналогии: прямая, символическая, личная и фактическая.
При прямой аналогии
Символическая аналогия (обобщённая,
абстрактная) требует
Личная аналогия представляет
собой отождествление себя с
исследуемым объектом. Для этого
решающий задачу должен
При фактической аналогии в объект вводятся какое — либо фактические средства, выполняющие то, что требуется по условиям задачи.
В научно - техническом творчестве обязательно используется такой общенаучный метод, как анализ. Широкое распространение в творческой деятельности получил, например, морфологический анализ, или метод морфологического ящика, состоящий в систематическом исследовании всех мыслимых вариантов, вытекающих из закономерностей строения (т.е. морфологии) совершенствуемой системы.
Метод предусматривает: формулировку задачи; составление списка характерных параметров (или признаков) объекта. Например, для такой технической системы, как авторучка, характерными признаками являются: перо или шарик, баллон или механизм для наполнения ручки чернилами и т.п. К таким признакам предъявляются определённые требования. Они должны быть существенными для любого решения; независимый друг от друга; охватывающими все аспекты задачи; достаточно немногочисленными, чтобы обеспечить быстрое изучение; составление списка частичных решений для каждого параметрами или признака. По каждому признаку записывают возможные варианты. Целесообразно при этом указать, что данного параметра нет вообще, что облегчает выход к новым и иногда эффективным решениям; определение функциональной ценности всех возможных сочетаний. На практике чаще всего используют морфологическую карту, т.е. составляют двухосную таблицу, в каждой клетке которой оказывается один вариант.
В заключение необходимо
Наиболее целесообразно
Интерес представляет также методы психологической активизации коллективной творческой деятельности. Одним из них является «мозговая атака», предложенная А.Осборном. Для устранения психологических препятствий, вызываемых, например, боязнью критики, процессы выработки идей и их критической оценки в мозговой атаке разделены во времени и проводятся, как правило, разными группами людей. Первая группа только выдвигает различные предложения и варианты решений без критики. В неё желательно включать людей, склонных к абстрагированию, к фантазии. Вторая группа - это «эксперты», выносящие суждение о ценности выдвинутых идей. В её состав лучше включать людей с аналитическим и критическим складом мышления.
В практике массового
Смысл процесса решения по
АРИЗ состоит в том, чтобы
после выявления технических
и физических противоречий
Вышеперечисленные
• анализ технических потребностей общества и выявление технического недостатка;
• анализ системных задач и выбор конкретной задачи;
• анализ технической системы и разработка её модели;
• анализ и формулировка
• анализ и формулировка условий технической задачи;
• поиск идеи решения (
• синтез нового технического решения.
Приведённые здесь примеры
В настоящее время известны сотни
эвристических методов поиска решения
проблемных задач, но выше, рассмотрены
лишь те методы, которые достаточно широко
используются в творческой деятельности.
Каждый специалист должен знать эти методы
и научиться использовать их в своей творческой
работе.
Вопросы для самопроверки:
Список литературы:
1. А.М. Каунов современные технологии и методы обучения при переходе на компетентностную модель в образовании Направление «Технологическое образование»: учеб. пособие – Волгоград: изд-во ВГПУ «Перемена», 2008 – 14 - 28 с.