Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:00, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Методология"
Лекция
1. Понятие метода и методологии.
Метод – это теория, направленная на практику научного исследования. Научное значение только в том случае приобретает особую ценность, когда оно выступает как познание мира и способ его практического изменения. Метод научного познания имеет исключительное значение для развития науки. Направляя творческую деятельность ученого, а правильное русло метод научного познания помогает ему выбрать самый короткий и оптимальный путь к овладению истинными знаниями в своей области исследования. Научное мышление, ведущее исследователя к теоретическим выводам и правильным обобщениям, не с хаотичной скоростью и в беспорядочной форме, а полностью в соответствии с правилами, на основе определенных закономерностей должно правильно понять задачи и обязанности, поставленные перед каждым исследователем, и должно четко видеть способы и пути их реализации.
Метод научного познания упорядочивает путь познания, предоставляет возможность выбрать правильное направление в научном исследовании, сэкономить время и энергию, достичь истины более рациональным путем. Метод – важный акт творчества, в результате которого орудие научного творчества, его действительные законы и процесс формирования на основе принципов диалектики приобретают глубокое значение.
Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. В основе процесса познания лежит исследовательская деятельность, построенная на творческих началах и имеющая целью получение новой оригинальной информации.
Наука - одна из форм общественного сознания, дающая объективную картину мира, система знаний о законах развития природы и общества.
Различают следующие функции науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.
Обобщая
эти функции можно сказать, что
науке свойственны
Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.
Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого - познание сущности явлений, их внутренних связей. Классификация методов научного познания представлена на рис. 1,2.
Рис.1.
Всеобщих методов в истории познания - два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы.
Диалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.
Метафизический метод - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.
Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяют на несколько основных типов.
Фундаментальные исследования - получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы накопленных знаний. Цель Фундаментальных исследований - открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. Они составляют основу развития, как самой науки, так и общественного производства.
Прикладные исследования - создание новых либо совершенствование существующих средств производства, предметов потребления и т.п. Прикладные исследования, в частности в области технических наук, направлены на "овеществление" научных знаний, добытых в фундаментальных исследованиях. Объектом таких исследований обычно являются машины, технология и организационная структура.
Разработки - использование результатов
прикладных исследований для создания
и отработки опытных моделей техники (машин,
устройств, материалов, продуктов), технологии
производства, а также усовершенствование
существующей техники. На этапе разработки
результаты, продукты научных исследований
принимают такую форму, которая позволяет
использовать их других отраслях общественного
производства.
1.2.
Научное изучение как
основная форма научной
работы
Всякое научное исследование - от
творческого замысла до
Современное научно-
Научно изучать - значит вести поиск причинной связи между рассматриваемыми явлениями, фактами и событиями.
Накопление научных фактов в процессе исследования - всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел ученого, его имя. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.
Идеи рождаются из практики, наблюдений за окружающим миром и потребностей жизни. В основе идеи лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Хотя в науке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе.
Научное исследование - очень трудоемкий
и сложный процесс, который
требует постоянного "высокого
накала", работы с огоньком. Если
исследование выполняется
Общая схема хода научного исследования
Весь ход научного
Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. В применении к диссертации понятие "актуальность" имеет одну особенность
Освещение актуальности должно быть не многословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Описание процесса исследования - основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.
Очень важный этап научного исследования - обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации и коллективный отзыв.
Заключительным этапом
1.3. Методы научного познания
1.3.1.Общенаучные методы
Соотношение
общенаучных методов также
Рис.2
Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.
Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения : «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».
Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.
Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.
Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.
Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное.
Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий. фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.
Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.
Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.