Культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:46, реферат

Описание работы

Наверняка многие из нас, находясь, например, в общественном транспорте, не раз слышали поток нецензурных выражений, льющийся из уст 12–13летнего ребенка. Действительно ли употребление ненормативной лексики стало нормой поведения большинства подростков? Задача этой работы:
проанализировать речь подростков;
рассмотреть проблемы культуры речи подростков;
выявить возможные причины употребления нецензурных выражений;
дать рекомендации к хорошей речи.

Содержание

Введение 3
1. Анализ речи подростков 4
2. Проблемы культуры речи подростков. 5
3. Причины употребления ненормативной лексики у подростков 6
4. Пути повышения речевой культуры подростков 7
Заключение 8
Список используемой литературы 9
Приложение 1 10
Приложение 2 11

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 37.68 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Анализ речи подростков 4

2. Проблемы культуры речи подростков. 5

3. Причины употребления ненормативной лексики у подростков 6

4. Пути повышения речевой культуры подростков 7

Заключение 8

Список используемой литературы 9

Приложение 1 10

Приложение 2 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер

жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит

формирование  будущей личности. При общении  речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро  реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: поданным последних исследований, в  подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для  девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.

Речь - это  специфическая форма отражения  действительности. Она следует за

изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных

ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно, к примеру, для царской России, подверглось в свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны.

Как подросток  не существует вне семьи, школы и  т.д., так и эти общественные

институты не существуют отдельно от взаимодействующих  с ними и благодаря им индивидов, влияя тем самым на речь.

 Наверняка  многие из нас, находясь, например, в общественном транспорте, не  раз слышали поток нецензурных  выражений, льющийся из уст  12–13летнего ребенка. Действительно ли употребление ненормативной лексики стало нормой поведения большинства подростков?

Задача этой работы:

  • проанализировать речь подростков;
  • рассмотреть проблемы культуры речи подростков;
  • выявить возможные причины употребления нецензурных выражений;
  • дать рекомендации к хорошей речи.

1. Анализ речи подростков

 

Речь  современной молодежи буквально  пропитана жаргонизмами, среди которых  не редко встречаются слова из сленга заключенных, наркоманов и алкоголиков.

Лингвисты считают, что молодежный сленг существовал  всегда. Например, после гражданской  войны и полной разрухи язык беспризорников "обогатился" на такие слова, как  «буза», «лафа», а 70-е годы прошлого века подарили слова «потрясно», «балдеть», «кадрить».

Все жаргонизмы, относящиеся к тому или иному  периоду времени, постепенно остаются в прошлом, а на смену им приходят новые, отражающие, как считают психологи, современную действительность. Причем огромное место в речи подростков отведено словам, никак не связанных  с учебой или работой. При помощи молодежного жаргона в основном можно описать внешние данные человека, его одежду, времяпрепровождение  или вредные привычки.

В подростковой культуре помимо сленга появляется также  мат. Использование матерных слов для  подростка - это способ преодолеть социальные запреты на табуированные культурой  слова. Подросток, использующий мат, чувствует  себя освобожденным, поднявшимся из-под  прессинга предопределенного контроля речи. Сегодня подростки пользуются матом не только в своих сообществах, но и, не стесняясь, в общественных местах. Тому причиной не столько выход в  свет специальной литературы, сколько  использование мата в обыденной  жизни взрослыми носителями великого и могучего русского языка. Мат как  явление языка обсуждается на страницах газет, звучит с экрана телевизора.

Говоря  о речевой культуре современной  молодежи, следует  отметить, что  речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.

Но зачастую этот вкус и стремление к индивидуальности переходит все границы разумного.  

  Каждое  новое поколение опирается на  уже существующие тексты, устойчивые  обороты речи, способы оформления  мысли. Из языка этих текстов  оно выбирает наиболее подходящие  слова и обороты речи, берет  из выработанного предшествующими  поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить  новые идеи, представления, новое  видение мира. Естественно, новые  поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным  новой манере формулировать мысль,  передавать свои чувства, отношение  к людям и событиям. Иногда  они возвращаются к архаичным  формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления.

2. Проблемы культуры речи подростков.

 

Один  из великих сказал: «Человек перестает  мыслить, когда перестает читать». Это действительно так. Лексический  запас не читающих людей скуден, они с трудом подбирают нужное слово, их речь маловыразительная, в ней много слов, не несущих нужную информацию. Слушать таких людей скучно, неинтересно. Бедность лексического запаса подростков – это проблема, требующая незамедлительного решения, и она зависит от воспитания в семье, от развития, которое получает ребенок в детском саду, от учителей, работающих в школе, от работы сельских и городских библиотек, от того, что читает подросток и какие передачи он смотрит. Когда-то можно было доверять и газетам, и журналам, и телевидению, находя в них образцы прекрасного русского языка. Теперь с экранов хлынул поток сниженной лексики и упрощенных выражений. Неграмотность культивируется. Не отсюда ли и бедный лексический запас подростков, засоренность языка.

3. Причины употребления ненормативной лексики у подростков

 

Многие  согласятся, что зачастую человек  прибегает к использованию нецензурных  выражений, когда просто не может  найти других слов, чтобы выразить свои эмоции. Безусловно, это не единственная причина употребления ненормативной  лексики. Использование нецензурных  выражений может являться и своеобразным защитным механизмом для подростка; посредством сквернословия он может  выражать свое стремление быть взрослым; употребление ненормативной лексики  подростком может быть связано с  влиянием его ближайшего окружения; использование нецензурной лексики  просто может «войти в привычку».

В 2008 году среди школьников Москвы был проведен опрос.1

Полученные  данные показывают, что употребление ненормативной лексики связано прежде всего с эмоциональным состоянием подростка: больше половины (54,2%) школьников употребляют нецензурные выражения именно потому, что «не могут выразить свои эмоции другими словами», причем вполне вероятно, что чаще всего это именно негативное эмоциональное состояние, поскольку 33,8%школьников отмечают, что использование таких выражений связано с «плохим настроением». Для каждого пятого (18,4%) употребление ненормативной лексики «является привычкой». Что касается использования мата для оскорбления другого, то почти каждый десятый (7,3%) употребляет ненормативную лексику именно для этой цели. И, наконец, лишь небольшая часть школьников фиксирует, что использование нецензурных выражений – результат влияния их ближайшего окружения («так принято среди моих друзей») либо это «возможность казаться старше» (1,1%). 

В целом  же в большинстве случаев употребление ненормативной лексики

для подростка  – некий знаков опосредованный способ разрешения эмоционального напряжения, которое может быть окрашено как  положительно, так и отрицательно.

4. Пути повышения речевой культуры подростков

 

Если  принять во внимание важность заботы о языке, то вполне возможно улучшить положение дел с культурой  речи.

 Средства  и методы повышения речевой  культуры:

  • расширение лингвистического кругозора, знаний о языке;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие речевого слуха. Следует слушать, как говорят, как произносят слова, как употребляют слова, т. е. обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы;
  • практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.);
  • овладение техникой речи;
  • знакомство с основами ораторского мастерства;
  • овладение нормами литературного языка - одно из важнейших условий совершенствования речевой культуры;
  • одним из эффективных способов совершенствования речевой культуры является работа со словарями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Речевая культура подростков оставляет желать лучшего. Это, безусловно, связано с окружением. Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества.

Основные  причины проблем речи подростков:

1. Социальные факторы.

2. Значимость  «своего»  языка.

3. Влияние СМИ (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь подростка.

Люди  должны постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую, художественную литературу; внимательно вслушивается и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов; расширять свой словарный запас; совершенствовать дикцию. Только при таких условиях уровень речевой культуры в нашем обществе возрастет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бицилли П. М. Вопросы русской языковой культуры. М.: Русский мир, 2007. — стр. 270—273.
  2. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?//Общественные науки и современность.- 1996. - № 3. - С.  56 - 60.
  3. Боченков В. Искусство и мат - чья возьмет? В поисках золотой середины между ханжеством и вседозволенностью.// Учительская газета. - 2001. - №15. -апр. - С.20.
  4. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004

 

Приложение 1

Список  слов, при использовании которых я чаще всего нарушаю нормы литературного языка:

Как я говорю

Как правильно говорить

заплесневЕть

заплЕсневеть

 звОнит

звонИт

звОнят

звонЯт

ихний

их

катАлог

каталОг

квАртал

квартАл

ложил

клал

ложить

класть

ложу

кладу

пекти

печь

пОняла

понялА

тортЫ

тОрты

укрАинский язык

украИнский язык


 

 

Приложение 2

 

Словарик  иноязычных слов, которые будут использоваться в моей будущий профессии:

БИ́ЗНЕС [нэ], а, мн. нет, м. [англ. business < busy занятой]. Предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль.

БРЕНД [рэ́], а, м. [англ. brand клеймо; фабричная марка]. Торговая марка предприятия, играющая роль рекламы этого предприятия.

БРИ́ФИНГ, а, м. [< англ. briefing инструктаж < brief краткий, сжатый]. Краткая пресс-конференция с информацией по актуальным вопросам текущей политики.

ВАЛЮ́ТА, ы, ж. [ит. valuta букв. цена, стоимость].  Денежная система данной страны, а также денежные единицы этой системы.

ВАРРА́НТ, а, м. [< англ. warrant правомочие, основание]. ком. 1. Свидетельство, выдаваемое товарными складами о приеме товара на хранение. 2. Доверенность на право совершать сделки и иные правомочные действия от имени другого лица (доверителя).

МА́РКЕТИНГ, а, мн. нет, м. [англ. marketing < market рынок; сбыт]. эк. Система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос.

ОБЛИГА́ЦИЯ, и, ж. [нем. Obligation, польск. obligacja < лат. obligātio обязательство]. Ценная бумага, по которой ее владельцу выплачивается доход (за год или иной период времени) в форме процентов или выигрышей.

Информация о работе Культура речи