Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:46, реферат
Наверняка многие из нас, находясь, например, в общественном транспорте, не раз слышали поток нецензурных выражений, льющийся из уст 12–13летнего ребенка. Действительно ли употребление ненормативной лексики стало нормой поведения большинства подростков? Задача этой работы:
проанализировать речь подростков;
рассмотреть проблемы культуры речи подростков;
выявить возможные причины употребления нецензурных выражений;
дать рекомендации к хорошей речи.
Введение 3
1. Анализ речи подростков 4
2. Проблемы культуры речи подростков. 5
3. Причины употребления ненормативной лексики у подростков 6
4. Пути повышения речевой культуры подростков 7
Заключение 8
Список используемой литературы 9
Приложение 1 10
Приложение 2 11
Содержание
Введение 3
1. Анализ речи подростков 4
2. Проблемы культуры речи подростков. 5
3. Причины употребления ненормативной лексики у подростков 6
4. Пути повышения речевой культуры подростков 7
Заключение 8
Список используемой литературы 9
Приложение 1 10
Приложение 2 11
Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер
жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит
формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: поданным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.
Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за
изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных
ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно, к примеру, для царской России, подверглось в свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны.
Как подросток не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные
институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов, влияя тем самым на речь.
Наверняка
многие из нас, находясь, например,
в общественном транспорте, не
раз слышали поток нецензурных
выражений, льющийся из уст
12–13летнего ребенка.
Задача этой работы:
Речь современной молодежи буквально пропитана жаргонизмами, среди которых не редко встречаются слова из сленга заключенных, наркоманов и алкоголиков.
Лингвисты считают, что молодежный сленг существовал всегда. Например, после гражданской войны и полной разрухи язык беспризорников "обогатился" на такие слова, как «буза», «лафа», а 70-е годы прошлого века подарили слова «потрясно», «балдеть», «кадрить».
Все жаргонизмы, относящиеся к тому или иному периоду времени, постепенно остаются в прошлом, а на смену им приходят новые, отражающие, как считают психологи, современную действительность. Причем огромное место в речи подростков отведено словам, никак не связанных с учебой или работой. При помощи молодежного жаргона в основном можно описать внешние данные человека, его одежду, времяпрепровождение или вредные привычки.
В подростковой
культуре помимо сленга появляется также
мат. Использование матерных слов для
подростка - это способ преодолеть социальные
запреты на табуированные культурой
слова. Подросток, использующий мат, чувствует
себя освобожденным, поднявшимся из-под
прессинга предопределенного
Говоря о речевой культуре современной молодежи, следует отметить, что речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.
Но зачастую
этот вкус и стремление к индивидуальности
переходит все границы
Каждое
новое поколение опирается на
уже существующие тексты, устойчивые
обороты речи, способы оформления
мысли. Из языка этих текстов
оно выбирает наиболее
Один из великих сказал: «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». Это действительно так. Лексический запас не читающих людей скуден, они с трудом подбирают нужное слово, их речь маловыразительная, в ней много слов, не несущих нужную информацию. Слушать таких людей скучно, неинтересно. Бедность лексического запаса подростков – это проблема, требующая незамедлительного решения, и она зависит от воспитания в семье, от развития, которое получает ребенок в детском саду, от учителей, работающих в школе, от работы сельских и городских библиотек, от того, что читает подросток и какие передачи он смотрит. Когда-то можно было доверять и газетам, и журналам, и телевидению, находя в них образцы прекрасного русского языка. Теперь с экранов хлынул поток сниженной лексики и упрощенных выражений. Неграмотность культивируется. Не отсюда ли и бедный лексический запас подростков, засоренность языка.
Многие
согласятся, что зачастую человек
прибегает к использованию
В 2008 году среди школьников Москвы был проведен опрос.1
Полученные данные показывают, что употребление ненормативной лексики связано прежде всего с эмоциональным состоянием подростка: больше половины (54,2%) школьников употребляют нецензурные выражения именно потому, что «не могут выразить свои эмоции другими словами», причем вполне вероятно, что чаще всего это именно негативное эмоциональное состояние, поскольку 33,8%школьников отмечают, что использование таких выражений связано с «плохим настроением». Для каждого пятого (18,4%) употребление ненормативной лексики «является привычкой». Что касается использования мата для оскорбления другого, то почти каждый десятый (7,3%) употребляет ненормативную лексику именно для этой цели. И, наконец, лишь небольшая часть школьников фиксирует, что использование нецензурных выражений – результат влияния их ближайшего окружения («так принято среди моих друзей») либо это «возможность казаться старше» (1,1%).
В целом
же в большинстве случаев
для подростка – некий знаков опосредованный способ разрешения эмоционального напряжения, которое может быть окрашено как положительно, так и отрицательно.
Если принять во внимание важность заботы о языке, то вполне возможно улучшить положение дел с культурой речи.
Средства и методы повышения речевой культуры:
Речевая культура подростков оставляет желать лучшего. Это, безусловно, связано с окружением. Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества.
Основные причины проблем речи подростков:
1. Социальные факторы.
2. Значимость «своего» языка.
3. Влияние СМИ (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь подростка.
Люди должны постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую, художественную литературу; внимательно вслушивается и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов; расширять свой словарный запас; совершенствовать дикцию. Только при таких условиях уровень речевой культуры в нашем обществе возрастет.
Список слов, при использовании которых я чаще всего нарушаю нормы литературного языка:
Как я говорю |
Как правильно говорить |
заплесневЕть |
заплЕсневеть |
звОнит |
звонИт |
звОнят |
звонЯт |
ихний |
их |
катАлог |
каталОг |
квАртал |
квартАл |
ложил |
клал |
ложить |
класть |
ложу |
кладу |
пекти |
печь |
пОняла |
понялА |
тортЫ |
тОрты |
укрАинский язык |
украИнский язык |
Словарик иноязычных слов, которые будут использоваться в моей будущий профессии:
БИ́ЗНЕС [нэ], а, мн. нет, м. [англ. business < busy занятой]. Предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль.
БРЕНД [рэ́], а, м. [англ. brand клеймо; фабричная марка]. Торговая марка предприятия, играющая роль рекламы этого предприятия.
БРИ́ФИНГ, а, м. [< англ. briefing инструктаж < brief краткий, сжатый]. Краткая пресс-конференция с информацией по актуальным вопросам текущей политики.
ВАЛЮ́ТА, ы, ж. [ит. valuta букв. цена, стоимость]. Денежная система данной страны, а также денежные единицы этой системы.
ВАРРА́НТ, а, м. [< англ. warrant правомочие, основание]. ком. 1. Свидетельство, выдаваемое товарными складами о приеме товара на хранение. 2. Доверенность на право совершать сделки и иные правомочные действия от имени другого лица (доверителя).
МА́РКЕТИНГ, а, мн. нет, м. [англ. marketing < market рынок; сбыт]. эк. Система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос.
ОБЛИГА́ЦИЯ, и, ж. [нем. Obligation, польск. obligacja < лат. obligātio обязательство]. Ценная бумага, по которой ее владельцу выплачивается доход (за год или иной период времени) в форме процентов или выигрышей.