Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:15, контрольная работа
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями.
Коррекция письменной
речи учащихся начальных классов
специальной (коррекционной) школы VIII
вида с использованием программ логопедического
тренажера "Дельфа-141" как средство
социализации детей с проблемами
в умственном развитии
Кротова Наталья
Александровна, учитель-логопед
Статья отнесена
к разделу: Логопедия
В современных
социально – экономических
Речь занимает
одно из базисных положений в структуре
основных познавательных процессов, уровень
ее развития является одним из условий
успешности любого вида деятельности
и становления личности в целом.
В последнее десятилетие наблюдаются два взаимосвязанных процесса:
Усложнение научно – технического прогресса;
Усложнение дефектов
речи.
Соответственно
значимость логопеда в учебной деятельности
становится все больше, при этом
роль его качественно меняется. Сегодня
логопед может не только механически
поставить звуки, но и структурировать
речь ребенка в целом, что является
необходимым условием для дальнейшей
социализации личности ребенка.
Однако, специфика
логопедической работы в коррекционной
школе VIII вида обусловлена характером
нарушения высшей нервной деятельности,
психопатологическими особенностями
умственно отсталого ребенка, прежде всего
снижением уровня развития и структурой
речевого дефекта.
Нарушения речи
у данных детей с большим трудом
подвергаются коррекции, отчего продолжительность
коррекционно-логопедической работы превышает
время работы с их нормально развивающимися
сверстниками. У умственно отсталых
детей дольше формируются те или
иные речевые навыки и стереотипы.
В работе малоэффективно использование
самоконтроля, а также зрительного
и слухового контроля за речью. Это
в значительной степени отличает работу
логопеда в специальной (коррекционной)
школе VIII вида и ставит перед ним задачу
поиска новых методических приемов работы.
Введение информационных
технологий в контекст отечественной
традиции предполагает, что использование
их уникальных возможностей во всех областях
специального образования будет
подчинено задаче максимально возможного
развития ребенка, преодоления уже имеющихся
и предупреждения новых отклонений в развитии,
вторичных по своей природе, что способствует
дальнейшей социализации ребенка с ограниченными
возможностями.
Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:
мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;
моделировать
предметное содержание сложных и
скрытых непосредственного
моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);
вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
расширять возможности
качественной индивидуализации специального
обучения.
В последнее
время разработкам и опыту
применения компьютеров в обучении
умственно отсталых детей уделяется
пристальное внимание.
Поэтому введение
в традиционные коррекционно-логопедические
методики элементов компьютерных программ
по предупреждению и устранению нарушений
устной и письменной речи у детей
с интеллектуальной недостаточностью
приобретает особую актуальность.
Нами апробирована
система использования
В основе методики
воспитания правильного письма был
взят подход, изучаемый Лалаевой Р.И.
в работе с учащимися коррекционных классов,
а также использование упражнений по развитию
письменной речи компьютерной программы
«Дельфа-141».
В процессе изучения
и апробирования данной методики
мы руководствовались положениями
Выготского Л.С. о том, что в работе с умственно
отсталыми детьми нужно идти по пути развития
высших психических функций с опорой на
целенаправленное наблюдение, осмысленное
запоминание, сравнение и обобщение.
Нами использовалась
методика всестороннего коррекционного
воздействия на каждого ребенка.
В группах предполагалось введение
элементов компьютерной программы
во все типы занятий, особенно при
нарушении письма по теме: «Дифференциация
звонких и глухих согласных». При
обучении также использовались программы
логопедического тренажера «
До настоящего
времени в России практически
отсутствовали специальные
В частности, в
практике российских коррекционных
школ уже используются выпущенные фирмой
«Дельфа» компьютерные тренажеры для
обучения и контроля знаний, учащихся
по некоторым предметам. В связи с отсутствием
специальных программ, логопеды успешно
применяли сурдологопедические тренажеры
«Дельфа-130», изначально предназначенные
для детей с нарушениями слуха. Настоящий
тренажер «Дельфа-141» является очередным
этапом внедрения компьютерных методов
обучения в специальных школах РФ.
Покажем, как
реализуется описанная логика работы
в традиционной области специального
образования, связанной с коррекцией
письменной речи у учащихся Большеуковской
специальной (коррекционной) школы VIII
вида с использованием компьютерного
тренажера «Дельфа – 141».
Тренажер позволяет:
внести игровые моменты в процесс коррекции произношения;
отработать дифференциацию парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи;
в игровой форме закреплять навык дифференциации парных согласных в устной и письменной форме;
подбирать словарный
материал для упражнений на письменную
речь с учетом индивидуальных особенностей
ученика, использовать в работе тематические
словари.
В программах заложена
максимально возможная
Упражнения, включенные
в программу, позволяют работать
над речевым дыханием, голосом, темпом
и плавностью речи. Над звукопроизношением,
звукослоговой структурой слов, помогают
отрабатывать навыки зрительного контроля
за правильностью речи, развивать фонематическое
восприятие и умение контролировать речь
при помощи слуха, развивать технику чтения,
формировать навыки восприятия графического
образа буквы, звукобуквенного анализа
и синтеза слов, соотнесения звука и буквы,
печатной и прописной и др.
Как известно, коррекция
устной речи позволяет вести
Нарушения звукопроизношения
у умственно отсталых детей значительно
чаще, чем у нормальных сверстников,
приводят к нарушениям чтения и письма.
У учащихся начальных классов
специальной (коррекционной) школы VIII
вида встречаются нарушения
Различение парных глухих и звонких согласных в сильной позиции;
Нахождение парных глухих и звонких согласных в слабой позиции в слове;
Проверка правописания парных глухих и звонких согласных в слабой позиции;
Дифференциация
навыков правописания глухих и звонких
согласных в слабой и сильной
позиции.
Полноценное осуществление
этой работы невозможно без тщательной
отработки навыка различения парных
глухих и звонких согласных в
сильной позиции.
В большинстве
упражнений тренажера «Дельфа – 141»
отрабатываются пары согласных в твердом
и мягком звучании. Во всех упражнениях
соблюдается единый принцип: работа только
с одной парой звуков. Отрабатываемые
буквы находятся в начале слова в сильной
позиции перед гласными первого и второго
ряда или сонорами. Также включены словари,
содержащие слова с парными глухими и
звонкими согласными на конце и в середине
слова. Часть упражнений построены в виде
учебных заданий, а часть – в форме игры.
Логопедическая работа по дифференциации парных глухих и звонких согласных букв включает следующие этапы:
Дифференциация парных глухих и звонких согласных звуков в слогах, словах, фразах, связной речи;
Дифференциация парных глухих и звонких согласных букв при чтении слогов, слов, фраз, связных текстов;
Дифференциация
парных глухих и звонких согласных
букв при письме.
Упражнение «Картинки»
способствует формированию навыка выделения
первого звука в слове, различению
артикуляторно сходных звуков (парных
глухих и звонких согласных). Используется
на этапе дифференциации согласных звуков,
представляющей первый этап логопедической
работы. На втором этапе, который заключается
в дифференциации парных согласных букв
при чтении, используется упражнение «Железная
дорога». Также используются упражнения
«Слова с пропущенной буквой», «Сортировка
слов с пропущенными буквами». Для автоматизации
навыка, отрабатываемого при помощи этих
упражнений можно включить игры «Цирк»
и «Конструктор».
На заключительном
этапе логопедической работы по устранению
замен парных глухих и звонких
согласных букв при чтении и на
письме используется упражнение «Слова
с пропущенными слогами», а затем
предлагается игра «Грузовик».
Упражнения «Воздушный
шар», «Перекресток» предназначены
для обучения ребенка работе с
клавиатурой. Для обучения работе с
мышью используется упражнение «Наши
животные». Звуковые эффекты позволяют
ребенку воспринимать компьютер
как «живое» существо, что делает
процесс обучения более увлекательным.
Работа с тренажером
планируется как этап логопедического
занятия. На разных этапах логопедической
работы по коррекции письменной речи
перед педагогом стоят
Целенаправленная
работа по преодолению нарушений
звукопроизношения, функций фонематического
слуха и фонематического
Логопедическая
работа с детьми, несомненно, является
творческим процессом и работа с
компьютерным тренажером «Дельфа – 141»
представляет для этого широкие возможности.
Бесспорно, проектирование и создание подобных рекомендаций стало возможным благодаря ряду факторов:
развитию информационных технологий;
выявлению, обоснованию и описанию преимуществ компьютера как средства обучения и дальнейшей социализации детей с различными отклонениями в развитии;
разработке методологического
подхода к определению роли, функций
и места информационных технологий
в системе работы учителя-логопеда
в области специального образования.
Информация о работе Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной школы 8 вида