Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной школы 8 вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями.

Работа содержит 1 файл

Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной.docx

— 20.75 Кб (Скачать)

Коррекция письменной речи учащихся начальных классов  специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием программ логопедического  тренажера "Дельфа-141" как средство социализации детей с проблемами в умственном развитии  

Кротова Наталья  Александровна, учитель-логопед  

Статья отнесена к разделу: Логопедия  

В современных  социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с  различными образовательными потребностями  и возможностями. 

Речь занимает одно из базисных положений в структуре  основных познавательных процессов, уровень  ее развития является одним из условий  успешности любого вида деятельности и становления личности в целом. 

В последнее  десятилетие наблюдаются два  взаимосвязанных процесса:

Усложнение научно – технического прогресса;

Усложнение дефектов речи.  

Соответственно  значимость логопеда в учебной деятельности становится все больше, при этом роль его качественно меняется. Сегодня  логопед может не только механически  поставить звуки, но и структурировать  речь ребенка в целом, что является необходимым условием для дальнейшей социализации личности ребенка.  

Однако, специфика логопедической работы в коррекционной школе VIII вида обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.  

Нарушения речи у данных детей с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность  коррекционно-логопедической работы превышает  время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У умственно отсталых детей дольше формируются те или  иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование  самоконтроля, а также зрительного  и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе VIII вида и ставит перед ним задачу поиска новых методических приемов работы. 

Введение информационных технологий в контекст отечественной  традиции предполагает, что использование  их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет  подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе, что способствует дальнейшей социализации ребенка с ограниченными возможностями. 

Преимущества  компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:

мотивировать  детей к трудным для них  видам деятельности;

моделировать  предметное содержание сложных и  скрытых непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых  знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирования одного и того же предметного  содержания в наглядной форме  и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;

моделировать  продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);

вводить дополнительные визуальные динамические опоры для  анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;

расширять возможности  качественной индивидуализации специального обучения. 

В последнее  время разработкам и опыту  применения компьютеров в обучении умственно отсталых детей уделяется  пристальное внимание. 

Поэтому введение в традиционные коррекционно-логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению и устранению нарушений  устной и письменной речи у детей  с интеллектуальной недостаточностью приобретает особую актуальность. 

Нами апробирована система использования традиционных средств и методических приёмов  с применением элементов программы  логопедического тренажера «Дельфа – 141», обеспечивающих коррекционную направленность формирования письменной речи у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.  

В основе методики воспитания правильного письма был  взят подход, изучаемый Лалаевой Р.И. в работе с учащимися коррекционных классов, а также использование упражнений по развитию письменной речи компьютерной программы «Дельфа-141». 

В процессе изучения и апробирования данной методики мы руководствовались положениями  Выготского Л.С. о том, что в работе с умственно отсталыми детьми нужно идти по пути развития высших психических функций с опорой на целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, сравнение и обобщение.  

Нами использовалась методика всестороннего коррекционного воздействия на каждого ребенка. В группах предполагалось введение элементов компьютерной программы  во все типы занятий, особенно при  нарушении письма по теме: «Дифференциация  звонких и глухих согласных». При  обучении также использовались программы  логопедического тренажера «Дельфа-141». 

До настоящего времени в России практически  отсутствовали специальные разработки и исследования по использованию  компьютеров в обучении умственно  отсталых детей. В последнее время  появились первые компьютерные программы  для умственно отсталых детей.  

В частности, в  практике российских коррекционных  школ уже используются выпущенные фирмой «Дельфа» компьютерные тренажеры для обучения и контроля знаний, учащихся по некоторым предметам. В связи с отсутствием специальных программ, логопеды успешно применяли сурдологопедические тренажеры «Дельфа-130», изначально предназначенные для детей с нарушениями слуха. Настоящий тренажер «Дельфа-141» является очередным этапом внедрения компьютерных методов обучения в специальных школах РФ. 

Покажем, как  реализуется описанная логика работы в традиционной области специального образования, связанной с коррекцией письменной речи у учащихся Большеуковской специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием компьютерного тренажера «Дельфа – 141». 

Тренажер позволяет:

внести игровые  моменты в процесс коррекции  произношения;

отработать дифференциацию парных звонких и глухих согласных  в устной и письменной речи;

в игровой форме  закреплять навык дифференциации парных согласных в устной и письменной форме;

подбирать словарный  материал для упражнений на письменную речь с учетом индивидуальных особенностей ученика, использовать в работе тематические словари. 

В программах заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней  помощи и подсказок.  

Упражнения, включенные в программу, позволяют работать над речевым дыханием, голосом, темпом и плавностью речи. Над звукопроизношением, звукослоговой структурой слов, помогают отрабатывать навыки зрительного контроля за правильностью речи, развивать фонематическое восприятие и умение контролировать речь при помощи слуха, развивать технику чтения, формировать навыки восприятия графического образа буквы, звукобуквенного анализа и синтеза слов, соотнесения звука и буквы, печатной и прописной и др. 

Как известно, коррекция  устной речи позволяет вести пропедевтическую работу по предупреждению нарушений  в письменной речи. В связи с  этим в состав тренажера «Дельфа – 141» включены специальные упражнения, которые позволяют завершать работу по развитию фонематического восприятия на материале письменной речи, а также непосредственно направленные на коррекцию недостатков самой письменной речи. 

Нарушения звукопроизношения  у умственно отсталых детей значительно  чаще, чем у нормальных сверстников, приводят к нарушениям чтения и письма. У учащихся начальных классов  специальной (коррекционной) школы VIII вида встречаются нарушения звукослоговой структуры слова, выражающиеся как в пропуске или замене согласных в стечении, так и в пропуске, уподоблении и перестановке слогов, частые замены букв при чтении и на письме. Очень часты замены гласных первого и второго ряда. Часто встречаются замены звонких и глухих согласных. Такие замены в сильной позиции обусловлены недостаточной сформированностью фонематического восприятия. Количество таких замен увеличивается после того, как учащиеся на уроках русского языка изучают правила употребления парных звонких и глухих согласных в слабых позициях. Поэтому перед логопедом стоит задача: развивать фонематическое восприятие детей и учить их различать парные звонкие и глухие согласные в сильной позиции, а затем учить определять в какой позиции стоит звук, то есть, когда его надо писать так, как он слышится, а когда его надо проверять. Данная работа строится из нескольких этапов:

Различение парных глухих и звонких согласных в  сильной позиции;

Нахождение парных глухих и звонких согласных в  слабой позиции в слове;

Проверка правописания парных глухих и звонких согласных  в слабой позиции;

Дифференциация  навыков правописания глухих и звонких  согласных в слабой и сильной  позиции.  

Полноценное осуществление  этой работы невозможно без тщательной отработки навыка различения парных глухих и звонких согласных в  сильной позиции. 

В большинстве  упражнений тренажера «Дельфа – 141» отрабатываются пары согласных в твердом и мягком звучании. Во всех упражнениях соблюдается единый принцип: работа только с одной парой звуков. Отрабатываемые буквы находятся в начале слова в сильной позиции перед гласными первого и второго ряда или сонорами. Также включены словари, содержащие слова с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова. Часть упражнений построены в виде учебных заданий, а часть – в форме игры.  

Логопедическая  работа по дифференциации парных глухих и звонких согласных букв включает следующие этапы:

Дифференциация  парных глухих и звонких согласных  звуков в слогах, словах, фразах, связной  речи;

Дифференциация  парных глухих и звонких согласных  букв при чтении слогов, слов, фраз, связных текстов;

Дифференциация  парных глухих и звонких согласных  букв при письме. 

Упражнение «Картинки» способствует формированию навыка выделения  первого звука в слове, различению артикуляторно сходных звуков (парных глухих и звонких согласных). Используется на этапе дифференциации согласных звуков, представляющей первый этап логопедической работы. На втором этапе, который заключается в дифференциации парных согласных букв при чтении, используется упражнение «Железная дорога». Также используются упражнения «Слова с пропущенной буквой», «Сортировка слов с пропущенными буквами». Для автоматизации навыка, отрабатываемого при помощи этих упражнений можно включить игры «Цирк» и «Конструктор». 

На заключительном этапе логопедической работы по устранению замен парных глухих и звонких  согласных букв при чтении и на письме используется упражнение «Слова с пропущенными слогами», а затем  предлагается игра «Грузовик». 

Упражнения «Воздушный шар», «Перекресток» предназначены  для обучения ребенка работе с  клавиатурой. Для обучения работе с  мышью используется упражнение «Наши  животные». Звуковые эффекты позволяют  ребенку воспринимать компьютер  как «живое» существо, что делает процесс обучения более увлекательным. 

Работа с тренажером планируется как этап логопедического  занятия. На разных этапах логопедической работы по коррекции письменной речи перед педагогом стоят различные  задачи. Для решения этих задач  в тренажере существуют различные  режимы: обучение, контроль и повтор.  

Целенаправленная  работа по преодолению нарушений  звукопроизношения, функций фонематического  слуха и фонематического восприятия с применением элементов программы  логопедического тренажера положительно влияла на развитие письменной речи и  личности ребенка-олигофрена в целом. 

Логопедическая  работа с детьми, несомненно, является творческим процессом и работа с  компьютерным тренажером «Дельфа – 141» представляет для этого широкие возможности. 

Бесспорно, проектирование и создание подобных рекомендаций стало  возможным благодаря ряду факторов:

развитию информационных технологий;

выявлению, обоснованию  и описанию преимуществ компьютера как средства обучения и дальнейшей социализации детей с различными отклонениями в развитии;

разработке методологического  подхода к определению роли, функций  и места информационных технологий в системе работы учителя-логопеда в области специального образования. 

Информация о работе Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной школы 8 вида