Коррекционная работа с детьми с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Детский церебральный паралич-заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Речевые нарушения у детей с ДЦП включает:
- фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Медицинская коррекция…………………………………………………..4

2. Психологическая коррекция познавательных процессов………………6

3. Принципы психокоррекции ребенка…………………………………….8

4. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений……………..12

5. Коррекция нарушений речи………………………………………………14

6. Специальные коррекционные учреждения………………………………16

7. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении…….17
Заключение………………………………………………………………….19
Список используемой литературы…………………………………………20

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная по логопедии.docx

— 48.08 Кб (Скачать)

6. Специальные коррекционные учреждения. 
Обучение детей и подростков с ДЦП осуществляется в школах интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: 
 
·                   дети с церебральным параличом (ДЦП) ; 
 
·                   с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии; 
 
·                   с миопатией; 
 
·                   с врожденными и приобретенными недоразвитием и деформациями опорно-двигательного аппарата.

 
Дети с ДЦП вследствие сочетания  недостатков двигательной сферы  и познавательной деятельности нуждаются  в специальных условиях обучения и воспитания. У детей с другими  двигательными нарушениями недостатки познавательной деятельности выражены в меньшей степени, однако и они  нуждаются в специальных организационных  формах и условиях обучения.

 
В некоторых случаях дети с ДЦП  учатся в массовых школах, в классах  коррекционно-развивающего обучения, в специальных школах других видов (например, ребенок с легкими двигательными  нарушениями и речевыми расстройствами может учиться в речевой шкоде) , если по месту жительства отсутствует школьное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Выбор учреждения часто определяется желанием родителей, наличием учреждений по месту жительства и другими условиями. Но если ребенок или подросток с ДЦП учится не в школе-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то необходимо, чтобы учителя знали о психофизических особенностях такого ученика, учитывали их при определении интеллектуальных и физических нагрузок, при оценке уровня достижений, использовали специальные приемы обучения, особенно на его начальных этапах. Желательно, чтобы в учреждении были созданы хотя бы минимальные специальные условия, облегчающие ребенку передвижение и самообслуживание. 
 

7. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении. 
Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В эти учреждения поступают дети от 3 — 4 до 7 —9 лет. Несколько недель после поступления ребенка в детский сад отводится на его специальное психолого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследование. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем вилам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Противопоказанием к поступлению в данное учреждение является выраженная умственная отсталость. По достижении школьного возраста дети, не готовые к обучению в школе, могут быть оставлены в детском саду до 8-ми —9-ти лет. 
 
В специальных ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией — необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение. В них работают разные специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, невропатологи. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. Результаты динамического изучения детей необходимо периодически обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом. 
 
Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий: 
 
·       изобразительная деятельность и конструирование, 
 
·       развитие предметной и игровой деятельности, 
 
·       развитие речи и ознакомление с окружающим, 
 
·       трудовое воспитание, 
 
·       формирование элементарных математических представлений. 
 
Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед. Методист ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сала. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопед, и воспитатель, и методист ЛФК. 
 
В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, школьному и трудовому обучению следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (дефектолога, логопеда, методиста ЛФК), в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми. 
 
У многих детей отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности. Некоторые лечебные мероприятия (медикаментозные препараты, процедуры), проводимые в детском саду, оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка. В связи с этим в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий. Весь лечебно- педагогически и процесс в специальном ДОУ строится таким образом, чтобы у детей стимулировалась двигательная активность, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в своих силах.
 
 
 
 
 

Заключение

Анализ современных  подходов к организации психокоррекционного процесса с участием детей с ДЦП позволяет сделать вывод о необходимости включения различных форм и методов. Так, наиболее полная схема психологической коррекции описана в работах Е.М. Мастюковой (Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М.,2005), а также Л.А. Даниловой (Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997).

Обобщенная система  работы может включать следующие  аспекты:

1. Физическая  реабилитация.

2. Обучение навыкам  саморегуляции.

3. Развитие познавательных  качеств и коммуникативных навыков.

4. Коррекция  негативных эмоций.

5. Развитие дефицитных  функций в системе диагноза.

Физическая реабилитация детей с ДЦП должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку  координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять  скелетную и дыхательную мускулатуру.

Нервная система  этих детей устроена так, что и  эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной раздражительности, являющейся симптомом усталости. Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-коррекционной  работе. Наряду с лечебной физкультурой и массажем в большинстве случаев  необходимы специальные ортопедические мероприятия (специальные укладки, этапные гипсовые повязки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния и ходьбы: рамы-каталки, утяжеленная тележка, ходунки, палочки для ходьбы и др.) 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 
 
 
1.     Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989. 
 
2.     Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 1989. 
 
3.     Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997. 
 
4.     Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. 
 
5.     Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с. 
 
6.     Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1995. 
 
7.     Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.

Информация о работе Коррекционная работа с детьми с ДЦП