Коррекционная программа по устранению тревоги у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:36, аттестационная работа

Описание работы

Цель программы: улучшение самочувствия и повышение эмоционального фона за счет снижения уровня тревоги, повышение уровня самооценки.
Задачи:
Исследование собственных границ участниками группы;
Освоение участниками группы навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми;
Разрешение ряда психотравмирующих ситуаций, способствующих повышению тревожности.

Работа содержит 1 файл

программа ТРЕВОЖНОСТЬ.docx

— 24.93 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕВОГИ У ПОДРОСТКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цель программы: улучшение самочувствия и повышение эмоционального фона за счет снижения уровня тревоги, повышение уровня самооценки.

Задачи:

  1. Исследование собственных границ участниками группы;
  2. Освоение участниками группы навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми;
  3. Разрешение ряда психотравмирующих ситуаций, способствующих повышению тревожности.
 

Целевая группа: подростки

Ресурсы:

  1. Тренинговая комната должна быть оборудована партами или столами для выполнения письменных заданий, доской или пробковым стендом, настенными часами; а также должна иметь достаточно свободного места для работы в тренинговом круге;
  2. Для занятий необходимы: бумага формата А3; цветные карандаши, мелки, краски и кисти, фломастеры; бумажные носовые платки; английские булавки и канцелярские гвоздики; ножницы; листы обратной связи.

Каждое занятие  длится в течение 40-60 минут; всего 10 занятий с периодичностью 1 раз  в неделю. 
 
 
 
 
 
 

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: знакомство, обсуждение цели и формирование правил работы группы.

Упражнение  «Снежный ком» – 10 минут.

Инструкция: Для того чтобы нам с вами познакомиться и запомнить имена друг друга, давайте с вами сделаем снежный ком. Для этого каждый сейчас должен придумать себе прилагательное, которое начинается с той же буквы что и его имя. Потом я начну первая: скажу свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, сидящий от меня справа, должен сначала повторить мое высказывание, а затем сказать свое. Дальше каждый последующий должен сначала повторить все предыдущие высказывания, начиная с моего, а затем назвать свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя снежный ком». Затем если группа большая можно предложить учащимся на небольших листочках (заготовленных заранее) написать свои имена и прикрепить их к груди на английские булавки. В конце занятия их можно собрать в отдельную коробку, чтобы на следующем занятии снова ими воспользоваться.

Упражнение  «Мой личный герб»  – 15 минут.

Инструкция: Теперь мы можем называть друг друга по имени, но по-прежнему почти ничего друг о друге не знаем. Для того, чтобы получше познакомиться, давайте нарисуем свой личный герб. Я раздам вам вот такие заготовки , а вы должны будете заполнить их. На это я даю вам 5 минут. Потом по желанию можно будет рассказать про свой герб (10 минут), а затем мы вывесим все гербы вот здесь на стенде (или доске), и вы сможете с ними познакомиться более подробно после занятия.

Упражнение  «Соглашения» – 15 минут.

  Инструкция: С вами проводилось занятие, по итогам которого мы выяснили, что вам часто мешает тревога , когда вы волнуетесь, переживаете из-за того, что еще не случилось и т.д. здесь мы с вами собрались для того, чтобы научиться справляться с этими неприятными чувствами. Но в процессе нашей работы могут возникать такие ситуации, о которых вы бы не хотели, чтобы знали другие люди. Ведь каждому из нас неприятно, когда о нем сплетничают. Для того чтобы этого не было, я предлагаю написать соглашения (или правила) нашей группы. И первым правилом пусть будет «Не разглашать тайны». Оно означает, что вы можете рассказывать своим друзьям и родителям что вы сами делали на этом занятии, но не можете говорить о том, что делал или говорил другой человек. (на доску крепится лист на нем записывается правило). А какие еще должны быть правила в группе, чтобы вам было удобно в ней работать? Составляется свод правил, затем все участники ставят под ними свои подписи в знак того, что будет их соблюдать. Если кто-то не согласен с правилами группы, он ее покидает.

Социальный  педагог  благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут. 
 

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: исследование собственных границ и способа взаимодействия с окружающим миром, снятие тревоги.

Упражнение  «Ассоциации с  погодой» – 5 минут.

  Инструкция: Для того чтобы нам узнать, кто с каким настроением пришел сегодня на занятие, давайте сейчас проассоциируем себя с погодой. Я сегодня как теплый весенний день, когда светит солнце, но еще не жарко, а только тепло и безветренно. Продолжите дальше по кругу.

Упражнение  «Снижение тревоги»-15 минут.

Цель: снять тревогу; понизить интенсивность тревожного состояния.

Ведущий предлагает участникам посмотреть на себя со стороны, как будто они смотрят фильм  о себе. Они видят себя и все, что с ними происходит. Все, что  происходит - надо рассматривать отдаленно, спокойно и бесстрастно, оставаясь  в тоже время заинтересованным происходящим. Необходимо смотреть на свою жизнь  как на внешнее явление. Такая  дистанция необходима для того, чтобы  начать видеть что и как человек  делает, одновременно не превращаясь  и не вовлекаясь в увиденное.

 Понаблюдайте  свои эмоции, например, гнев. Но нельзя  вовлекаться в эмоцию, нельзя  действовать на основании ее - надо просто спокойно ее исследовать.  Чтобы было легче поддерживать  дистанцию и отстраненность, можно мысленно представить любой барьер - стеклянная стена, большое расстояние и т.п. Человеку легче принимать здавые и правильные решения в кризисных ситуациях, когда он перестает подчиняться своим эмоциям.

Упражнение  «Разрывание бумаги»- 15 минут.

Цель: снижение напряжения, дать детям возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги. 

В начале игры взрослый может, не объясняя правил, просто предложить детям рвать бумагу. Затем  ребята сами берут газеты, журналы  и начинают их рвать и бросать  кусочки в центр комнаты. Если кто-то из детей сразу не подключается к работе, его нельзя заставлять. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку  поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывая  по комнате. Можно также делать кучки  и прыгать на них, обсыпать кусочками  друг друга или подбрасывать кусочки  бумаги горстями вверх.

Упражнение  «Осознание собственных границ» – 30 минут.

Инструкция: Сейчас возьмите листы формата А3, оставьте в центре место размером со свою ладонь, а вокруг нарисуйте мир, в котором вы живете. Это может быть все, что вас окружает, все, что вы считаете важным. Для рисования вы можете выбрать любые инструменты: краски, мелки, карандаши. Как вам захочется. На это вам дается 10 минут. Когда эта работа будет выполнена, дается следующая часть инструкции: А теперь в центре нарисуйте себя и то, как вы взаимодействуете с этим миром. На это вам дается 5 минут. По окончании работы проводится обсуждение – 20-30 минут: Теперь посмотрите на свой рисунок. Какие чувства он у вас вызывает? Что вам в нем нравится, а что нет? Чтобы вы сказали о человеке, который нарисовал такой рисунок? Подходит ли это высказывание к вам? Обсуждение может взывать у некоторых участников сильные эмоциональные переживания. При этом важно поддержать их, помогая им выразить свои эмоции, и определить, с чем конкретно они связаны. Можно предложить им послушать отклики других членов группы, если в этом будет необходимость.

Социальный  педагог  благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут.

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: обучение управлением собственным гневом, снижение уровня тревоги.

Упражнение  «Ассоциации с  фруктами» – 5 минут.

Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с каким либо фруктом. Я сегодня похожа на спелое зеленое яблоко: ничего необычного, просто нормальное рабочее настроение. Продолжите по кругу. 

Упражнение "Сдвинь камень"-15 минут.

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.

Инструкция: Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая.., мягкая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

Упражнение "Черепаха"

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.

Инструкция: Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5~10 секунд).

Упражнение "Расслабление в  позе морской звезды"

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.

Инструкция: Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.

Желательно  упражнение выполнять под музыку. Ребенок ложится расслабленно в  позе морской звезды. Попросите ребенка  закрыть глаза и представить  место, где он любит отдыхать, где  он всегда себя хорошо и безопасно  чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем  пусть он представит, что находится  в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость  и удовольствие (в другом варианте – то, что хочется).

Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко  вздохнуть и встать. 

Социальный  педагог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут.

ЗАНЯТИЕ № 4

Цель: освоение участниками группы техники активного слушания.

Упражнение  «Ассоциации с  одеждой» – 5 минут.

Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с одеждой. Я сегодня похожа на деловой костюм, у меня нормальное настроение, я готова к работе. Продолжите дальше по кругу.

Упражнение  «Пересказ» – 15 минут.

  Инструкция: На прошлом занятии мы уже касались того, как тяжело слушающему бывает понять говорящего. Сегодня мы попробуем с вами научиться делать это правильно. Мне надо 5 добровольцев. Четыре из них должны выйти за дверь. Когда четверо выйдут, дать инструкцию оставшемуся: твоя задача слушать мой рассказ как можно внимательнее, а затем пересказать его тому, кто зайдет. 

«Я сидела в своей комнате в гостинице  и смотрела фильм «Стар Трек», когда, посмотрев на часы, поняла, что  было уже 5:00, а я должна была успеть на самолет в 5:30. аэропорт находился  в 15 минутах езды от гостиницы. Я  схватила сумку и пиджак и пошла  вдоль по коридору к лифту. Я вошла  в него и проехала 3 этажа вниз до первого этажа. Когда дверь  лифта открылась, я увидела потрясающего брюнета в красной рубахе, напоминающей цистерну пожарной машины и белоснежных  шортах. Но не это привлекло мое  внимание: на цепи он вел обезьяну в  спортивном костюме. Я так загляделась  на мартышку, что, когда выходила из холла, мой чемодан попал в  турникет. Я упала и разодрала  колено, а левый нижний угол чемодана разорвался на 6 дюймов, и как раз  в это время я увидела, что  отъезжает последнее такси. Было уже 5:20, и я опоздала на самолет».

Каждому входящему  дается такая же инструкция, как  и первому добровольцу. В конце  зачитывается первоначальная история. Для сравнения. Затем проводится обсуждение того, как исказилась информация при пересказе.

Теоретическая часть – 10 минут: Давайте составим список черт хорошего слушателя. (Мозговой штурм). 

Социальный  педагог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут. 
 

Информация о работе Коррекционная программа по устранению тревоги у подростков