Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:36, аттестационная работа
Цель программы: улучшение самочувствия и повышение эмоционального фона за счет снижения уровня тревоги, повышение уровня самооценки.
Задачи:
Исследование собственных границ участниками группы;
Освоение участниками группы навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми;
Разрешение ряда психотравмирующих ситуаций, способствующих повышению тревожности.
КОРРЕКЦИОННАЯ
ПРОГРАММА ПО СНИЖЕНИЮ
УРОВНЯ ТРЕВОГИ У ПОДРОСТКОВ
Цель программы: улучшение самочувствия и повышение эмоционального фона за счет снижения уровня тревоги, повышение уровня самооценки.
Задачи:
Целевая группа: подростки
Ресурсы:
Каждое занятие
длится в течение 40-60 минут; всего 10
занятий с периодичностью 1 раз
в неделю.
ЗАНЯТИЕ № 1
Цель: знакомство, обсуждение цели и формирование правил работы группы.
Упражнение «Снежный ком» – 10 минут.
Инструкция: Для того чтобы нам с вами познакомиться и запомнить имена друг друга, давайте с вами сделаем снежный ком. Для этого каждый сейчас должен придумать себе прилагательное, которое начинается с той же буквы что и его имя. Потом я начну первая: скажу свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, сидящий от меня справа, должен сначала повторить мое высказывание, а затем сказать свое. Дальше каждый последующий должен сначала повторить все предыдущие высказывания, начиная с моего, а затем назвать свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя снежный ком». Затем если группа большая можно предложить учащимся на небольших листочках (заготовленных заранее) написать свои имена и прикрепить их к груди на английские булавки. В конце занятия их можно собрать в отдельную коробку, чтобы на следующем занятии снова ими воспользоваться.
Упражнение «Мой личный герб» – 15 минут.
Инструкция: Теперь мы можем называть друг друга по имени, но по-прежнему почти ничего друг о друге не знаем. Для того, чтобы получше познакомиться, давайте нарисуем свой личный герб. Я раздам вам вот такие заготовки , а вы должны будете заполнить их. На это я даю вам 5 минут. Потом по желанию можно будет рассказать про свой герб (10 минут), а затем мы вывесим все гербы вот здесь на стенде (или доске), и вы сможете с ними познакомиться более подробно после занятия.
Упражнение «Соглашения» – 15 минут.
Инструкция: С вами проводилось занятие, по итогам которого мы выяснили, что вам часто мешает тревога , когда вы волнуетесь, переживаете из-за того, что еще не случилось и т.д. здесь мы с вами собрались для того, чтобы научиться справляться с этими неприятными чувствами. Но в процессе нашей работы могут возникать такие ситуации, о которых вы бы не хотели, чтобы знали другие люди. Ведь каждому из нас неприятно, когда о нем сплетничают. Для того чтобы этого не было, я предлагаю написать соглашения (или правила) нашей группы. И первым правилом пусть будет «Не разглашать тайны». Оно означает, что вы можете рассказывать своим друзьям и родителям что вы сами делали на этом занятии, но не можете говорить о том, что делал или говорил другой человек. (на доску крепится лист на нем записывается правило). А какие еще должны быть правила в группе, чтобы вам было удобно в ней работать? Составляется свод правил, затем все участники ставят под ними свои подписи в знак того, что будет их соблюдать. Если кто-то не согласен с правилами группы, он ее покидает.
Социальный
педагог благодарит всех за работу
и просит заполнить листы обратной
связи – 5 минут.
ЗАНЯТИЕ № 2
Цель: исследование собственных границ и способа взаимодействия с окружающим миром, снятие тревоги.
Упражнение «Ассоциации с погодой» – 5 минут.
Инструкция: Для того чтобы нам узнать, кто с каким настроением пришел сегодня на занятие, давайте сейчас проассоциируем себя с погодой. Я сегодня как теплый весенний день, когда светит солнце, но еще не жарко, а только тепло и безветренно. Продолжите дальше по кругу.
Упражнение «Снижение тревоги»-15 минут.
Цель: снять тревогу; понизить интенсивность тревожного состояния.
Ведущий предлагает участникам посмотреть на себя со стороны, как будто они смотрят фильм о себе. Они видят себя и все, что с ними происходит. Все, что происходит - надо рассматривать отдаленно, спокойно и бесстрастно, оставаясь в тоже время заинтересованным происходящим. Необходимо смотреть на свою жизнь как на внешнее явление. Такая дистанция необходима для того, чтобы начать видеть что и как человек делает, одновременно не превращаясь и не вовлекаясь в увиденное.
Понаблюдайте
свои эмоции, например, гнев. Но нельзя
вовлекаться в эмоцию, нельзя
действовать на основании ее -
надо просто спокойно ее
Упражнение «Разрывание бумаги»- 15 минут.
Цель:
снижение напряжения, дать детям возможность
выразить эмоции и снизить состояние тревоги.
В начале игры взрослый может, не объясняя правил, просто предложить детям рвать бумагу. Затем ребята сами берут газеты, журналы и начинают их рвать и бросать кусочки в центр комнаты. Если кто-то из детей сразу не подключается к работе, его нельзя заставлять. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывая по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки бумаги горстями вверх.
Упражнение «Осознание собственных границ» – 30 минут.
Инструкция: Сейчас возьмите листы формата А3, оставьте в центре место размером со свою ладонь, а вокруг нарисуйте мир, в котором вы живете. Это может быть все, что вас окружает, все, что вы считаете важным. Для рисования вы можете выбрать любые инструменты: краски, мелки, карандаши. Как вам захочется. На это вам дается 10 минут. Когда эта работа будет выполнена, дается следующая часть инструкции: А теперь в центре нарисуйте себя и то, как вы взаимодействуете с этим миром. На это вам дается 5 минут. По окончании работы проводится обсуждение – 20-30 минут: Теперь посмотрите на свой рисунок. Какие чувства он у вас вызывает? Что вам в нем нравится, а что нет? Чтобы вы сказали о человеке, который нарисовал такой рисунок? Подходит ли это высказывание к вам? Обсуждение может взывать у некоторых участников сильные эмоциональные переживания. При этом важно поддержать их, помогая им выразить свои эмоции, и определить, с чем конкретно они связаны. Можно предложить им послушать отклики других членов группы, если в этом будет необходимость.
Социальный педагог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут.
ЗАНЯТИЕ № 3
Цель: обучение управлением собственным гневом, снижение уровня тревоги.
Упражнение «Ассоциации с фруктами» – 5 минут.
Инструкция:
Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее
настроение, с каким либо фруктом. Я сегодня
похожа на спелое зеленое яблоко: ничего
необычного, просто нормальное рабочее
настроение. Продолжите по кругу.
Упражнение "Сдвинь камень"-15 минут.
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
Инструкция: Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая.., мягкая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.
Упражнение "Черепаха"
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
Инструкция: Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5~10 секунд).
Упражнение "Расслабление в позе морской звезды"
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
Инструкция: Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.
Желательно упражнение выполнять под музыку. Ребенок ложится расслабленно в позе морской звезды. Попросите ребенка закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда себя хорошо и безопасно чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость и удовольствие (в другом варианте – то, что хочется).
Продолжительность
упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения
попросите ребенка открыть
Социальный педагог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут.
ЗАНЯТИЕ № 4
Цель: освоение участниками группы техники активного слушания.
Упражнение «Ассоциации с одеждой» – 5 минут.
Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с одеждой. Я сегодня похожа на деловой костюм, у меня нормальное настроение, я готова к работе. Продолжите дальше по кругу.
Упражнение «Пересказ» – 15 минут.
Инструкция: На прошлом занятии мы уже
касались того, как тяжело слушающему
бывает понять говорящего. Сегодня мы
попробуем с вами научиться делать это
правильно. Мне надо 5 добровольцев. Четыре
из них должны выйти за дверь. Когда четверо
выйдут, дать инструкцию оставшемуся:
твоя задача слушать мой рассказ как можно
внимательнее, а затем пересказать его
тому, кто зайдет.
«Я сидела в своей комнате в гостинице и смотрела фильм «Стар Трек», когда, посмотрев на часы, поняла, что было уже 5:00, а я должна была успеть на самолет в 5:30. аэропорт находился в 15 минутах езды от гостиницы. Я схватила сумку и пиджак и пошла вдоль по коридору к лифту. Я вошла в него и проехала 3 этажа вниз до первого этажа. Когда дверь лифта открылась, я увидела потрясающего брюнета в красной рубахе, напоминающей цистерну пожарной машины и белоснежных шортах. Но не это привлекло мое внимание: на цепи он вел обезьяну в спортивном костюме. Я так загляделась на мартышку, что, когда выходила из холла, мой чемодан попал в турникет. Я упала и разодрала колено, а левый нижний угол чемодана разорвался на 6 дюймов, и как раз в это время я увидела, что отъезжает последнее такси. Было уже 5:20, и я опоздала на самолет».
Каждому входящему дается такая же инструкция, как и первому добровольцу. В конце зачитывается первоначальная история. Для сравнения. Затем проводится обсуждение того, как исказилась информация при пересказе.
Теоретическая
часть – 10 минут: Давайте составим
список черт хорошего слушателя. (Мозговой
штурм).
Социальный
педагог благодарит всех за работу и просит
заполнить листы обратной связи – 5 минут.
Информация о работе Коррекционная программа по устранению тревоги у подростков