Коррекционная гимнастика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:49, реферат

Описание работы

С учетом особенностей развития детского организма данную задачу можно определить более конкретно, как совершенствование деятельности центральной нервной системы. Создание условий для совершенствования психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения). Использование приобретенных знаний и навыков в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность.

Работа содержит 1 файл

коррекц гимнастика в детском саду.docx

— 27.33 Кб (Скачать)

Одна из ведущих задач  по физическому воспитанию является укрепление физического, психического здоровья детей. Обеспечение тесной связи физического, психического и  умственного развития.

С учетом особенностей развития детского организма данную задачу можно  определить более конкретно, как  совершенствование деятельности центральной  нервной системы. Создание условий  для совершенствования психических  процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения). Использование  приобретенных знаний и навыков  в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность. И здесь немаловажно с каким настроением ребенок приходит на занятия физкультуры, есть ли у него желание заниматься.

Я считаю, что создать  у ребенка хорошее настроение, вызвать желание заниматься, добиться хороших результатов можно при  использовании тематических физкультурных  занятий с элементами психогимнастики.

Проведение тематических физкультурных занятий, утренней гимнастики с элементами психогимнастики помогают развивать не только физические качества и умения, но и проводить коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики ребенка.

В ходе овладения физическими  упражнениями дошкольники постепенно приобретают способность управлять  работой своих мышц:

  • выполнять движения в заданной амплитуде, в нужном направлении, с необходимыми усилиями, в определенной последовательности;
  • учатся напрягать одни группы мышц и расслаблять другие;
  • действовать в указанном темпе, используя определенное пространство.

Активные мимические и  пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, благодаря  работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих  возрастных особенностей дети часто  не осознают своих “психических заноз”. При произвольном воспроизведении  эмоций могут возникать яркие  воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины напряжения у некоторых детей.

Включение в физкультурные занятия элементов психогимнастики помогает создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, закомплексованность, снять усталость, преодолеть застенчивость, робость. У детей развиваются более быстро навыки концентрации, пластики, координации движений.

Упражнения сопровождаются опорными сигналами (зрительными ориентирами), показом упражнений и имитацией.

Путем имитаций дети самостоятельно воспроизводят виденное в окружающей обстановке, при этом ребенок приобретает  известное умение распоряжаться  своими силами. Показ и имитация оказывают различное воздействие  на приобретение навыка. Подражая явлениям и объектам окружающей действительности, ребенок способен определить какая  часть тела может наиболее точно  передать наблюдаемое движение, в  каком направлении должно быть произведено  действие, с какой амплитудой следует  его выполнять. Цель моей работы - улучшить качество выполнения движений, научить  выделять характерные позы и движения различных животных, растений, наблюдаемых в жизненных ситуациях, на картинках, в рассказах.

На утренней гимнастики, на занятиях физкультуры и в подвижных играх на дифференцировку амплитуды и темпа движений, удавалось добиться хорошего качества выполнения движения. По представлению, подражая знакомым образам, по напоминанию без показа - увеличивалась амплитуда движений. Введение приема имитации помогаем добиться точного и правильного осуществления двигательного действия, выразительного эмоционального движения.

Психогимнастика немаловажное значение имеет и для создания облика человека, то есть его осанки и позы. Все отрицательные эмоции “съеживают” фигуру человека, в данном случае ребенка, и никакие специальные занятия корригирующей направленности не смогут исправить осанку. Только положительные чувства ее развертывают. Положительные чувства ребенок получает прежде всего в игре, по этому я использую разнообразные игры для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки: “Встань прямо”, “Держи голову прямо”, “Хорошая и плохая осанка” и другие.

После того, как дети научились  отличать правильную позу от неправильной, провожу игры на усвоение правильного  положения тела, на развитие мышц живота, спины, ног, на принятие исходного положения  с предметами и без них. В освоении основных движений детям помогает использование  имитации в творческих играх - подражания разным животным: игра “В лесу”, “Зоопарк”. В процессе выполнения физических упражнений, проведении игр можно своевременно выявить и провести коррекцию  нарушений выразительной моторики. Иначе неумение правильно выполнять  упражнение, простое движение, выразить свои чувства, скованность приводят к различным формам патологии, закомплексованности  и отказу детей от занятий физкультурой.

Именно с использования  творческих игр начинаю работу в  средней группе. Так как прежде чем вводить в занятия медитацию, релаксацию необходимо научить ребенка  чувствовать свое тело, свои эмоции, давать элементарный самоанализ выполненного движения, передавать простой образ  в пластике.

Этому помогает использование  музыки во всех частях занятия.

Музыка занимает центральное  место, в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Специально подобранная она позволяет дозировано тренировать эмоциональный мир  ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению заболеваемости. Физиологический  фактор музыки способен изменять различные  функции организма - такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

Психологический фактор музыки способен менять психическое состояние  ребенка. С помощью специально организованной произвольной деятельности, через психоэмоциональный и двигательный компонент, можно сформировать определенную потребность в движениях, которая закрепляет формирование общей мотивацией здоровья. Музыка позволяет эмоционально “переживать” движение, т.к. движения не отделялись от эмоций. Музыкальный фон в начале занятия служит для настройки детей на занятие. Во время разминки подвижная музыка облегчает выполнение движения, во время релаксации спокойная мелодия помогает снять возникшее напряжение.

В виде самостоятельных упражнений мной используется спонтанный танец, который  развивает координацию, пластику, тренирует  вестибулярный аппарат. В таком  танце ребенок легко отождествляет  себя с предложенным образом и  передает в движении переживаемые эмоции

Использование музыки на занятиях по физкультуре проходит в следующем  технологическом процессе:

  • Вибрационно-вокальные упражнения. Ребенок имитирует звук изучаемого животного при воспроизведении движения.
  • Дыхательные упражнения.
  • Эмоционально образные упражнения и творческие игры
  • Двигательные упражнения.

К примеру, прежде чем изобразить льва (прыжок в длину с места), нужно войти в образ льва, зарычать и лишь за тем совершить прыжок с наибольшей амплитудой и правильным выполнением всех этапов движения.

Второй компонент данной технологии - упражнения на дыхания  или дыхательная гимнастика. Она  повышает у ребенка общий жизненный  тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость его организма к  заболеваниям дыхательной системы, развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной  клетки, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Дыхание тесно связано с эмоциональным состоянием. Например, радость сопровождается увеличением числа вдохов в минуту, что улучшает кровообращение в легких.

На занятиях и гимнастике я использую дыхательные упражнения: “Задувание свечи”, “Шипящее дыхание”, очищающее “Ха-дыхание”.

В занятиях я использую  медитативную музыку, которая приводит ребенка в состояние полного  расслабления, при котором восстанавливается  естественное физиологическое дыхание, происходит максимальный отдых детей  в минимально короткий промежуток времени. На занятиях я использую игры- медитации  сопровождаемые музыкой:

  • на расслабление “Цветы”, “Птички”, “Шум моря”, “Солнышко”.
  • на развитие мышления, внимания, памяти “Художники”, “Зеркало”.

Дети наслаждаются приятными  эмоциями и опущениями, представляя  себя в том или ином образе. С  детьми разучиваю различные позы: “Горы”, “Дерево”, “Кошка”. Дети с  удовольствием принимают эти  позы.

Упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности  детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденною) в другое (спокойное). Как показала практика, целесообразно использовать следующие упражнения на расслабления: потряхивание расслабленными кистями рук и ног: “Стряхни водичку с рук, ног”, “Стряхнули снег с ботинок” - эти упражнения направлены на то, чтобы вызвать мышечное ощущение расслабления конечностей.

Предварительная работа по освоению движения, определенного образа происходит на утренней “Гимнастике  с воображением”. Все занятия  физкультуры с элементами психогимнастики проводятся по определенной тематике, что обеспечивает тесную связь физкультуры с любой другой двигательной деятельностью и со всеми другими видами воспитательно-образовательной работы. Так как это закрепление и уточнение знаний об окружающем мире, развитие речи во всех ее проявлениях, изобразительная и театрализованная деятельность.

Например: прежде чем на тематическом занятии по физкультуре дети будут  изображать морских животных, на познавательных занятиях дети должны познакомиться  с их средой обитания, характерными особенностями поведения и жизни. На занятиях по развитию речи дети знакомятся со звукоподражанием этих животных. На занятиях изобразительной деятельности ребенок рисует будущий образ, а  в театрализованной деятельности пытается его создать. Только после этой предварительной  работы он приходит на занятие физкультуры  по теме “На морском дне”.

Предварительное углубленное  погружение в тематику занятия дает также возможность активного  привлечения к работе родителей, так как чтение детской художественной и познавательной литературы проводится в условиях семьи.

Прежде чем начинать работу по данной теме с детьми, я провела  консультации с родителями по темам: “Что такое релаксация и медитация. Их значение для физического и  психического развития ребенка”, “Значение  правильного дыхания для здоровья ребенка”, “Как правильно выработать осанку у ребенка”, а так же в  течении года с родителями прошли семинар-практикум “Точечный массаж”, практическое занятие “Упражнение на расслабление”, “Творческие игры с детьми дома” , конференция “Валеология в жизни ребенка”, в родительский уголок выставлялись папки-ширмы: “Гимнастика с воображением”, “Оздоровительный комплекс Л.Латохиной”, “Один день здорового образа жизни” и другие. В средней и старшей группе прошли открытые просмотры гимнастики с воображением и физкультурных занятий для родителей. После такой работы родители стали более активно интересоваться оздоровительной работой в детском саду, тем более в дошкольном учреждении заболеваемость ОРВИ и ОРЗ значительно снизилась.

К своей работе я привлекаю  и воспитателей. Совместно составляется тематический план работы на год по познавательной деятельности - темы, которые  будут затронуты на занятиях физкультуры: “Обитатели моря”, “Обитатели жарких стран”, “Обитатели нашего леса” и  т.д.

В начале каждого месяца проходят консультации: “Релаксация  и медитация. Ее использование на занятиях и в свободное время”, “Когда и как использовать упражнения на расслабления”, “Гимнастика после  сна и использование музыкальной  релаксации перед сном” и другие. Прошел практикум “Проведение творческих упражнений и игр с детьми”, “Комплекс  Л.Латохиной “Твори здоровья души и тела”, проводила беседу “Индивидуальная работа на прогулке с детьми отстающими в развитии движений”.

По проделанной работе мной была проведена диагностика  детей по уровню освоения детьми основных движений. Обычно данная диагностика  проводилась два раза в год, но так как в этом году к нам  в детский сад первого сентября поступили новые дети старшего возраста и у них наблюдалось:

  • недостаточная амплитуда движений для данного возраста.
  • Нарушение координации движений.
  • Нарушение осанки.
  • Рассеянность внимания.
  • Проблемы с дисциплиной и болезненная реакция на замечания педагога, у двух детей - отказ от посещения занятий по физкультуре.
  • Дети не могли принять правильного исходного положения и поэтапно выполнить движение (прыжки и метание).

Информация о работе Коррекционная гимнастика