Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:49, реферат
С учетом особенностей развития детского организма данную задачу можно определить более конкретно, как совершенствование деятельности центральной нервной системы. Создание условий для совершенствования психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения). Использование приобретенных знаний и навыков в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность.
Одна из ведущих задач по физическому воспитанию является укрепление физического, психического здоровья детей. Обеспечение тесной связи физического, психического и умственного развития.
С учетом особенностей развития
детского организма данную задачу можно
определить более конкретно, как
совершенствование деятельности центральной
нервной системы. Создание условий
для совершенствования
Я считаю, что создать у ребенка хорошее настроение, вызвать желание заниматься, добиться хороших результатов можно при использовании тематических физкультурных занятий с элементами психогимнастики.
Проведение тематических физкультурных занятий, утренней гимнастики с элементами психогимнастики помогают развивать не только физические качества и умения, но и проводить коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики ребенка.
В ходе овладения физическими
упражнениями дошкольники постепенно
приобретают способность
Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих “психических заноз”. При произвольном воспроизведении эмоций могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины напряжения у некоторых детей.
Включение в физкультурные занятия элементов психогимнастики помогает создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, закомплексованность, снять усталость, преодолеть застенчивость, робость. У детей развиваются более быстро навыки концентрации, пластики, координации движений.
Упражнения сопровождаются опорными сигналами (зрительными ориентирами), показом упражнений и имитацией.
Путем имитаций дети самостоятельно
воспроизводят виденное в окружающей
обстановке, при этом ребенок приобретает
известное умение распоряжаться
своими силами. Показ и имитация
оказывают различное
На утренней гимнастики, на занятиях физкультуры и в подвижных играх на дифференцировку амплитуды и темпа движений, удавалось добиться хорошего качества выполнения движения. По представлению, подражая знакомым образам, по напоминанию без показа - увеличивалась амплитуда движений. Введение приема имитации помогаем добиться точного и правильного осуществления двигательного действия, выразительного эмоционального движения.
Психогимнастика немаловажное значение имеет и для создания облика человека, то есть его осанки и позы. Все отрицательные эмоции “съеживают” фигуру человека, в данном случае ребенка, и никакие специальные занятия корригирующей направленности не смогут исправить осанку. Только положительные чувства ее развертывают. Положительные чувства ребенок получает прежде всего в игре, по этому я использую разнообразные игры для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки: “Встань прямо”, “Держи голову прямо”, “Хорошая и плохая осанка” и другие.
После того, как дети научились
отличать правильную позу от неправильной,
провожу игры на усвоение правильного
положения тела, на развитие мышц живота,
спины, ног, на принятие исходного положения
с предметами и без них. В освоении
основных движений детям помогает использование
имитации в творческих играх - подражания
разным животным: игра “В лесу”, “Зоопарк”.
В процессе выполнения физических упражнений,
проведении игр можно своевременно
выявить и провести коррекцию
нарушений выразительной
Именно с использования
творческих игр начинаю работу в
средней группе. Так как прежде
чем вводить в занятия
Этому помогает использование музыки во всех частях занятия.
Музыка занимает центральное
место, в ней заложен колоссальный
потенциал для оздоровления. Специально
подобранная она позволяет
Психологический фактор музыки способен менять психическое состояние ребенка. С помощью специально организованной произвольной деятельности, через психоэмоциональный и двигательный компонент, можно сформировать определенную потребность в движениях, которая закрепляет формирование общей мотивацией здоровья. Музыка позволяет эмоционально “переживать” движение, т.к. движения не отделялись от эмоций. Музыкальный фон в начале занятия служит для настройки детей на занятие. Во время разминки подвижная музыка облегчает выполнение движения, во время релаксации спокойная мелодия помогает снять возникшее напряжение.
В виде самостоятельных упражнений
мной используется спонтанный танец, который
развивает координацию, пластику, тренирует
вестибулярный аппарат. В таком
танце ребенок легко
Использование музыки на занятиях по физкультуре проходит в следующем технологическом процессе:
К примеру, прежде чем изобразить льва (прыжок в длину с места), нужно войти в образ льва, зарычать и лишь за тем совершить прыжок с наибольшей амплитудой и правильным выполнением всех этапов движения.
Второй компонент данной
технологии - упражнения на дыхания
или дыхательная гимнастика. Она
повышает у ребенка общий жизненный
тонус и сопротивляемость, закаленность,
устойчивость его организма к
заболеваниям дыхательной системы,
развивает дыхательную
На занятиях и гимнастике
я использую дыхательные
В занятиях я использую медитативную музыку, которая приводит ребенка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание, происходит максимальный отдых детей в минимально короткий промежуток времени. На занятиях я использую игры- медитации сопровождаемые музыкой:
Дети наслаждаются приятными эмоциями и опущениями, представляя себя в том или ином образе. С детьми разучиваю различные позы: “Горы”, “Дерево”, “Кошка”. Дети с удовольствием принимают эти позы.
Упражнениями на расслабление
решается задача быстрого восстановления
функций организма после
Предварительная работа по освоению движения, определенного образа происходит на утренней “Гимнастике с воображением”. Все занятия физкультуры с элементами психогимнастики проводятся по определенной тематике, что обеспечивает тесную связь физкультуры с любой другой двигательной деятельностью и со всеми другими видами воспитательно-образовательной работы. Так как это закрепление и уточнение знаний об окружающем мире, развитие речи во всех ее проявлениях, изобразительная и театрализованная деятельность.
Например: прежде чем на тематическом
занятии по физкультуре дети будут
изображать морских животных, на познавательных
занятиях дети должны познакомиться
с их средой обитания, характерными
особенностями поведения и
Предварительное углубленное погружение в тематику занятия дает также возможность активного привлечения к работе родителей, так как чтение детской художественной и познавательной литературы проводится в условиях семьи.
Прежде чем начинать работу
по данной теме с детьми, я провела
консультации с родителями по темам:
“Что такое релаксация и медитация.
Их значение для физического и
психического развития ребенка”, “Значение
правильного дыхания для
К своей работе я привлекаю и воспитателей. Совместно составляется тематический план работы на год по познавательной деятельности - темы, которые будут затронуты на занятиях физкультуры: “Обитатели моря”, “Обитатели жарких стран”, “Обитатели нашего леса” и т.д.
В начале каждого месяца
проходят консультации: “Релаксация
и медитация. Ее использование на
занятиях и в свободное время”,
“Когда и как использовать упражнения
на расслабления”, “Гимнастика после
сна и использование
По проделанной работе мной была проведена диагностика детей по уровню освоения детьми основных движений. Обычно данная диагностика проводилась два раза в год, но так как в этом году к нам в детский сад первого сентября поступили новые дети старшего возраста и у них наблюдалось: