Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:03, контрольная работа
1.Происхождение педагогической деятельности.
2. Воспитание
3. Выдающиеся педагоги
1.Происхождение педагогической деятельности.
Как давно возникла эта деятельность? Ответ может подсказать обращение к истории слов педагогика, педагогический.
История этих слов уходит в античную Грецию, когда в городах-полисах возникли первые школы и образованность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу дети свободных граждан получали домашнее воспитание. За ними присматривал специальный раб – педагог. В слове педагог есть прямое значение, связанное со специальным делом,- вести, сопровождать ребенка. Постепенно значение это расширилось и стало одновременно и специальным, и метафорическим. Специальное значение слова было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан.
Воспитание и обучение
относится к древнейшим видам
социокультурной деятельности человека.
Именно помощь взрослого, передача взрослым
ребенку необходимых знаний об окружающем
мире, обучение необходимым для дальнейшей
жизни умениям явилось
В примитивном обществе
возникает потребность в
Чем больше человек познавал окружающий мир, тем больше появлялось мастеров-учителей, способных передать свои знания и опыт ученикам. Целостный феномен учитель – ученик становиться все более многообразным, проникающим в различные сферы духовной и практической жизни. Это была многовековая предыстория педагогической деятельности, смысл который – в глубинных основах человеческого бытия, во взаимоотношениях человеческих поколений, в развивающемся отношении людей к знаниям и опыту, как величайшей ценности, которую надо сберечь и передать другим, ибо без этой ценности невозможно само существование человека.
Становление педагогической
деятельности как профессиональной,
требующей владения специальными знаниями
и умениями, связано с возникновением
письменности. На смену устному преданию,
а также простой схеме
Изменения способа передачи накопленного культурного опыта от одного поколения к другому, от «знающего» к «незнающему» обусловило появление людей умственного труда, жизненным предназначением которых стала педагогическая деятельность. Человек занимающийся этой деятельностью, стал особой фигурой в обществе. От него стало зависеть очень многое. Стали исчезать анонимность и коллективный характер обучения. Обучение, ранее неотделимое от бытовых, трудовых и иных отношений, стало постепенно самостоятельным видом отношений и деятельности.
Возникновение и
развитие письменности, сложная техника
письма требовали и от учителя
особых знаний и подготовки. Он должен
был быть готов к тяжелому повседневному
труду, ибо именно это упорство, усердие,
прилежание он должен был передать
своим ученикам. Наставляя ученика,
требуя от него аскетизма, отречения
от земных радостей, учитель должен
был подготовить его к
2.
Воспитание — это приобщение индивида
к социальным нормам, духовной культуре,
подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют,
как правило, различные институты
общества: семья, школа, группа сверстников,
армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное
сообщество, общество в целом. , В
качестве воспитателя, примера для
подражания может выступить отдельный
человек: учитель в школе, авторитетный
сверстник, командир, начальник, представитель
мира культуры, харизматический политический
деятель.
Огромную роль в
воспитании личности со стороны современного
общества имеют средства массовой информации,
а также достижения духовной и
материальной культуры (книги, выставки,
технические устройства и т. д.).
Основные цели воспитания:
• подготовить человека
к жизни в обществе (передать ему
материальную, духовную культуру, опыт);
• развить общественно
ценные качества личности;
• стереть или
притупить, нейтрализовать осуждаемые
в обществе качества;
• научить человека
взаимодействию с другими людьми;
• научить человека труду.
Воспитание
в жизни общества
Постоянная убыль
народа – это лишь внешнее проявление
глубинных болезненных
К сожалению, лишь совсем
недавно, на рубеже тысячелетий, губительность
исчезновения воспитательного начала
из образования и всей культуры осознали
на самом высоком государственном
уровне, после чего была написана и
принята федеральная программа
«Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001–2005 годы».
На местах были созданы и выполнены
свои подпрограммы данной направленности
(например «Патриотическое воспитание
населения Новгородской области
на 2002–2005 годы»). Сейчас приняты и
действуют программы на 2006–2010 годы.
Таким образом, хотя
бы в последние годы деятельность
Министерства образования определяется
стремлением к срочному и всемерному
восстановлению воспитательного начала
в народном образовании на всех уровнях:
от начального школьного до высшего.
Правительством России утверждена «Концепция
модернизации российского образования
на период до 2010 года». Как отметил
в 2002 году на Х Международных Рождественских
образовательных чтениях В.М. Филиппов,
в то время занимавший пост министра
образования Российской Федерации,
«этот документ подытожил многолетние
дискуссии о путях развития обучения
и воспитания подрастающих поколений.
Образно говоря, он вернул государство
в сферу образования, восстановил
подвергавшийся непростым испытаниям
союз государства и общества в
деле просвещения молодежи. Это событие
заключает в себе значительный духовно-нравственный
смысл. И вот в чем он состоит.
Первое. Воспитание рассматривается
в Концепции “как первостепенный
приоритет в образовании”. Цитирую
конкретнее решение Правительства
России: “Воспитание должно стать
органичной составляющей педагогической
деятельности, интегрированной в
общий процесс обучения и развития.
Важнейшие задачи воспитания – это
формирование у школьников гражданской
ответственности, правового самосознания
и духовности”».
Эти общие методологические
установки, а также их испытание
в ходе выполнения государственной
и областных программ патриотического
воспитания стали основой для
намеченного на 2008 год системного
преобразования всей воспитательной работы
в сфере народного образования.
Ожидаемое обновление существенно
затронет содержание передаваемых от
поколения к поколению знаний.
В частности, с 2007 года обсуждается
новая образовательная
Теперь мы заново
осознаем простую и очевидную
истину: отвлеченных и непременно
общеполезных знаний попросту нет, всякое
знание добывается благодаря определенному
мировоззрению и несет на себе
отпечаток этого мировоззрения,
его образ, и как раз этот заложенный
в знании образ бытия способствует
образованию человеческой личности,
души. Знание является пищей духовной
для человека, оно питает, воспитывает
душу, усваиваясь ею, становясь своим
для нее. В этом и заключается
глубинная сущность воспитания как
развивающего, образовывающего и
образующего духовного питания.
Так что говорить
о совершившейся в былые годы
утрате воспитательного начала в
образовании можно лишь в определенном
смысле – в смысле отказа от государственного
управления в этой области. На самом
деле человек вместе со знаниями в
любом случае все равно получает
определенную пищу, вот только общество,
народ порою не желает следить
за этим сверхважным делом, пускает
его на самотек, и тут-то воспитание,
действительно, может пошатнуться
и даже превратиться в нечто противоположное,
поскольку вместе с доброй духовной
пищей в потоке знаний, не подлежащих
проверке опытных людей, может попасться
и пища отравленная, злокачественная,
то есть и не пища уже, а губительный
яд, который не воспитывает, а разрушает
душу (крайний пример такого «воспитания»
– обучение детей в преступных
сообществах, вследствие чего получаются
«хорошие» преступники, но плохие люди).
К счастью, в действительности
общественное воспитание народа не может
идти совсем стихийно и неуправляемо.
Даже в случаях крайнего небрежения
оно все равно складывается из
более-менее сознательных, хотя и
разрозненных действий, предпринимаемых
в отдельных семьях ради продолжения
рода (а из растущих родов, говорящих
на одном языке и верующих в
одного Бога, образуется на-род). Однако
гораздо более действенным
Стремительный возврат
в чиновно-государственный язык
понятий «нравственное
В частности, понятие
духовное воспитание в своем полном,
не усеченном объеме предполагает веру
не только в духовность, бесплотность
человеческой души или, если угодно, личности
с ее сознанием и сверхсознанием
(по словоупотреблению современной
науки), но также обязательно и
веру в бытие сверхчеловеческих
духов, как добрых, так и злых,
и, прежде всего, веру в бытие Божиего
Духа. При этом надо помнить, что
духовность может быть как светлой,
так и темной, как доброй, так
и злой, как нравственной, так
и безнравственной. Поэтому все
чаще теперь употребляемое и, казалось
бы, громоздкое выражение «духовно-
Нравственность
Целью воспитания является
выработка у отдельных людей
и общества в целом определенной,
свойственной данному народу и основанной
на мировоззрении данного народа
нравственности – своеобразного
умения и навыка выбирать и совершать
в любых жизненных