Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

1.Происхождение педагогической деятельности.
2. Воспитание
3. Выдающиеся педагоги

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 32.47 Кб (Скачать)

1.Происхождение педагогической деятельности.

Как давно возникла эта деятельность? Ответ может  подсказать обращение к истории  слов педагогика, педагогический.

История этих слов уходит в античную Грецию, когда в городах-полисах  возникли первые школы и образованность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу  дети свободных граждан получали домашнее воспитание. За ними присматривал специальный раб – педагог. В  слове педагог есть прямое значение, связанное со специальным делом,- вести, сопровождать ребенка. Постепенно значение это расширилось и стало  одновременно и специальным, и метафорическим. Специальное значение слова было обусловлено выделением особого  вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой  он должен быть специально обучен и  воспитан.

Воспитание и обучение относится к древнейшим видам  социокультурной деятельности человека. Именно помощь взрослого, передача взрослым ребенку необходимых знаний об окружающем мире, обучение необходимым для дальнейшей жизни умениям явилось прообразом педагогической деятельности, ставшей  впоследствии делом специально подготовленных людей.

В примитивном обществе возникает потребность в специализированном обучении и воспитании. Появляются люди, которые знают свое дело лучше  других, - мастера своего дела, знающие  его тайны, секреты, основы. Их значение и умения в своей области превосходят  знания и умения других людей. Именно поэтому возникает феномен учительства  – ученичества, возникают роли учителя  и ученика, возникают особые взаимоотношения, благодаря которым опыт, знания, мудрость учителя как бы «перетекают» в ученика.

Чем больше человек  познавал окружающий мир, тем больше появлялось мастеров-учителей, способных  передать свои знания и опыт ученикам. Целостный феномен учитель –  ученик становиться все более  многообразным, проникающим в различные  сферы духовной и практической жизни. Это была многовековая предыстория  педагогической деятельности, смысл  который – в глубинных основах  человеческого бытия, во взаимоотношениях человеческих поколений, в развивающемся  отношении людей к знаниям  и опыту, как величайшей ценности, которую надо сберечь и передать другим, ибо без этой ценности невозможно само существование человека.

Становление педагогической деятельности как профессиональной, требующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности. На смену устному преданию, а также простой схеме воспитания, основанной на наблюдении за действиями мастера, умелого человека, на смену  подражанию его действиям приходит письменная форма закрепления знаний. Именно поэтому выделилась специальная  сословно-кастовая группа людей, владеющая  письменностью и умеющая передать ученикам это универсальное средство сохранения культурных ценностей. Наряду с учителем-мастером, передающим тайны  своего ремесла, дела, опыта посредством  наблюдения за его деятельностью, повторения его действий, непосредственного  участия в деле, появилась фигура учителя, способного дать своеобразный «ключ» ко многим тайнам практического  дела и духовного опыта, уже запечатленного в слове.

Изменения способа  передачи накопленного культурного  опыта от одного поколения к другому, от «знающего» к «незнающему» обусловило появление людей умственного  труда, жизненным предназначением  которых стала педагогическая деятельность. Человек занимающийся этой деятельностью, стал особой фигурой в обществе. От него стало зависеть очень многое. Стали исчезать анонимность и коллективный характер обучения. Обучение, ранее неотделимое от бытовых, трудовых и иных отношений, стало постепенно самостоятельным видом отношений и деятельности.

Возникновение и  развитие письменности, сложная техника  письма требовали и от учителя  особых знаний и подготовки. Он должен был быть готов к тяжелому повседневному  труду, ибо именно это упорство, усердие, прилежание он должен был передать своим ученикам. Наставляя ученика, требуя от него аскетизма, отречения  от земных радостей, учитель должен был подготовить его к повторению своего собственного пути: «вставай на твое место! Книги уже лежат перед  твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Не проводи дни праздно, иначе  горе твоему телу. Пиши твоей рукой. Читай твоим ртом. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя».

2. Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. 

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты  общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В  качестве воспитателя, примера для  подражания может выступить отдельный  человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель  мира культуры, харизматический политический деятель. 

Огромную роль в  воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и  материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т. д.). 

Основные цели воспитания: 

• подготовить человека к жизни в обществе (передать ему  материальную, духовную культуру, опыт); 

• развить общественно  ценные качества личности; 

• стереть или  притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества; 

• научить человека взаимодействию с другими людьми; 

• научить человека труду.

Воспитание  в жизни общества   

Постоянная убыль  народа – это лишь внешнее проявление глубинных болезненных изменений, происходящих в сознании современных  русских людей. Такое происходит, когда народ теряет волю к жизни, забывает о воспитании – о естественном для каждого здорового сообщества живых существ воспроизводстве  и преумножении себя в череде поколений. В человеческих сообществах, отличающихся от просто животных особым качеством  – духовностью, и воспитание должно быть прежде всего духовным. Даже телесное питание, особенности кухни разных народов обязательно основываются на каких-то мировоззренческих, как  правило, вероучительных представлениях (на целом ряде духовно обоснованных правил воздержания, на пищевых запретах и т.п.). Точно так же телесные упражнения, игры и боевые искусства разных народов  коренятся в их духовно-обрядовых  преданиях (и если, к примеру, какие-то русские подростки углубленно изучают  китайское боевое искусство ушу, то вместе с тем они духовно  впитывают китайский пантеизм, воспитываются  на нем и образуют из себя, сами того не понимая, некое подобие секты, отсеченной от живого целого собственного народа, и некую, пусть нелепую, прививку к китайскому народному древу).  

К сожалению, лишь совсем недавно, на рубеже тысячелетий, губительность  исчезновения воспитательного начала из образования и всей культуры осознали на самом высоком государственном  уровне, после чего была написана и  принята федеральная программа  «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2001–2005 годы». На местах были созданы и выполнены  свои подпрограммы данной направленности (например «Патриотическое воспитание населения Новгородской области  на 2002–2005 годы»). Сейчас приняты и  действуют программы на 2006–2010 годы.  

Таким образом, хотя бы в последние годы деятельность Министерства образования определяется стремлением к срочному и всемерному восстановлению воспитательного начала в народном образовании на всех уровнях: от начального школьного до высшего. Правительством России утверждена «Концепция модернизации российского образования  на период до 2010 года». Как отметил  в 2002 году на Х Международных Рождественских образовательных чтениях В.М. Филиппов, в то время занимавший пост министра образования Российской Федерации, «этот документ подытожил многолетние  дискуссии о путях развития обучения и воспитания подрастающих поколений. Образно говоря, он вернул государство  в сферу образования, восстановил  подвергавшийся непростым испытаниям союз государства и общества в  деле просвещения молодежи. Это событие  заключает в себе значительный духовно-нравственный смысл. И вот в чем он состоит. Первое. Воспитание рассматривается  в Концепции “как первостепенный приоритет в образовании”. Цитирую  конкретнее решение Правительства  России: “Воспитание должно стать  органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в  общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – это  формирование у школьников гражданской  ответственности, правового самосознания и духовности”».  

Эти общие методологические установки, а также их испытание  в ходе выполнения государственной  и областных программ патриотического  воспитания стали основой для  намеченного на 2008 год системного преобразования всей воспитательной работы в сфере народного образования. Ожидаемое обновление существенно  затронет содержание передаваемых от поколения к поколению знаний. В частности, с 2007 года обсуждается  новая образовательная концепция, согласно которой предполагается введение с 2009 года в очередное поколение  государственных стандартов общего образования целой образовательной  области «Духовно-нравственная культура»: «Предлагаемые в Концепции решения  позволят продвинуться от имеющейся  в настоящее время относительной  возможности (выделено авторами Концепции. – А.М.)систематического изучения духовно-нравственной культуры общества, в том числе  религиозной, приобщения учащихся к  духовно-нравственным ценностям и  традициям своей семьи, народа в  общедоступной государственно-общественной (светской) школе – к гарантии такого образования как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса»[1]. Очевидно, что уровнем только среднего образования предполагаемое обновление не ограничится и впоследствии затронет все другие уровни образовательной  системы – от дошкольного до высшего  профессионального.  

Теперь мы заново осознаем простую и очевидную  истину: отвлеченных и непременно общеполезных знаний попросту нет, всякое знание добывается благодаря определенному  мировоззрению и несет на себе отпечаток этого мировоззрения, его образ, и как раз этот заложенный в знании образ бытия способствует образованию человеческой личности, души. Знание является пищей духовной для человека, оно питает, воспитывает  душу, усваиваясь ею, становясь своим  для нее. В этом и заключается  глубинная сущность воспитания как  развивающего, образовывающего и  образующего духовного питания.  

Так что говорить о совершившейся в былые годы утрате воспитательного начала в  образовании можно лишь в определенном смысле – в смысле отказа от государственного управления в этой области. На самом  деле человек вместе со знаниями в  любом случае все равно получает определенную пищу, вот только общество, народ порою не желает следить  за этим сверхважным делом, пускает  его на самотек, и тут-то воспитание, действительно, может пошатнуться  и даже превратиться в нечто противоположное, поскольку вместе с доброй духовной пищей в потоке знаний, не подлежащих проверке опытных людей, может попасться  и пища отравленная, злокачественная, то есть и не пища уже, а губительный  яд, который не воспитывает, а разрушает  душу (крайний пример такого «воспитания» – обучение детей в преступных сообществах, вследствие чего получаются «хорошие» преступники, но плохие люди).  

К счастью, в действительности общественное воспитание народа не может  идти совсем стихийно и неуправляемо. Даже в случаях крайнего небрежения оно все равно складывается из более-менее сознательных, хотя и  разрозненных действий, предпринимаемых  в отдельных семьях ради продолжения  рода (а из растущих родов, говорящих  на одном языке и верующих в  одного Бога, образуется на-род). Однако гораздо более действенным общественное воспитание оказывается при сознательном, целенаправленном и последовательном воздействии на все общество в целом, и в этом случае особенно важным оказывается подбор духовной пищи. Распознание духовных свойств знания на основе имеющегося у старших поколений опыта как раз и является одной из основных задач воспитания (наряду с добычей самих доброкачественных знаний).  

Стремительный возврат  в чиновно-государственный язык понятий «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «духовное  воспитание», «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание» таит в себе опасность омертвления  глубинных корневых смыслов этих слов, то есть тех смыслов, которые  развивались в течение многих веков нашей народной истории  под солнцем Православия, но в XX веке значительно поблекли под воздействием бездуховной власти.  

В частности, понятие  духовное воспитание в своем полном, не усеченном объеме предполагает веру не только в духовность, бесплотность человеческой души или, если угодно, личности с ее сознанием и сверхсознанием (по словоупотреблению современной  науки), но также обязательно и  веру в бытие сверхчеловеческих  духов, как добрых, так и злых, и, прежде всего, веру в бытие Божиего  Духа. При этом надо помнить, что  духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так  и злой, как нравственной, так  и безнравственной. Поэтому все  чаще теперь употребляемое и, казалось бы, громоздкое выражение «духовно-нравственное воспитание» не представляется излишним.  

Нравственность   

Целью воспитания является выработка у отдельных людей  и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности – своеобразного  умения и навыка выбирать и совершать  в любых жизненных обстоятельствах  не просто то, что нравится, но только то из понравившегося, что в свете  имеющегося общественного опыта  не губительно, не вредно для жизни  и поэтому будет способствовать ее продлению, а значит, и сохранению самой возможности выбирать понравившееся  в дальнейшем. Простой пример: если человеку по неведению понравится какой-то красивый, вкусный, но смертельно ядовитый плод и он его съест, то в будущем  уже не сможет повторить подобный выбор. Подобно пище телесной, пища духовная несет в себе некий внутренний заряд воздействия на человека, в  данном случае воздействия духовного, мировоззренческого, суть которого, в  конечном счете, сводится либо к утверждению, либо к отрицанию жизни, то есть либо к нравственности, либо к безнравственности. Всякое мировоззрение, отрицающее вечность и непреходящую ценность частного, неповторимого человеческого существования (разные виды атеизма, пантеизма), по сути, является безнравственным, ибо так  или иначе внушает идею конца, пресечения данной частной человеческой жизни. Такое мировоззрение может  логически оправдать любой вид  насилия над другими и над  собой, любой вид самоуничтожения (например употребление наркотиков или  прямое самоубийство в обстоятельствах  кажущегося жизненного тупика).  

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"