Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 12:01, контрольная работа
1.Разработкой вопросов теории дошкольного образования в истории русской и зарубежной педагогики занимались многие ученые: проведите краткий анализ работ К.Д. Ушинского, касающиеся дошкольного образования.
2. Составьте опорный конспект статьи Е. Иорданской «Народные детский сады». Выскажите свое мнение относительно данной проблемы.
3. Анализ программы «Радуга»
Детская садовница, говорит Фребель, должна быть внутренне активна и наружно пассивна. Между ребенком и воспитательницей должно быть внутреннее единение в настроение и в жизни.
Самодеятельность и самоопределение ребенка – сущность Фребелевской системы воспитания. Дать возможность ребенку наиболее полно проявить себя, свою активность и неудержимую фантазию, создать для него должную обстановку – задачи детского сад.
Для
проведения принципов воспитания и
задач детского сада Фребель ввел
систематический курс игр и занятий
для детей дошкольного
Наблюдая детей, Фребель видел, что игра является одним из очень важных показателей интересов детей, их стремлений и дарований. Он был убежден, что если воспользоваться игрой как побудительной силой, заложенной в ребенке, то в работе можно достигнуть гораздо больших результатов с наименьшей затратой сил.
В качестве дидактического материала для упражнений внешних чувств Фребель ввел в детском саду «дары». Дары представляют собой ящики с мячами, кубиками и кирпичиками разнообразных геометрических форм.
Основным материалом для занятий и игр в Фребелевском детском саду служат: глина, песок, бумага, деревянные дощечки, шерсть и т.д. Упражняясь на этом материала, дети, по мнению Фребеля, имеют возможность удовлетворять интересы и потребность своего возраста – строить, созидать, фантазировать.
В современных детских садах, «офребеличенных», дидактический материал Фребеля превратился в шаблон, в традицию. Теперь он носит случайный характер и потерял свое воспитательное значение.
Все занятия в Фребелевском детском саду проводились и проводятся во многих детских садах, теперь – по методы «центральной идеи». Сущность этого метода заключается в том, чтобы вокруг ребенка создать единство, т.е. чтобы занятия ручным трудом, беседы, игры, наблюдения и т.п. были объединены одной какой-либо темой, одной общей идеей.
Вся Фребелевская система основана на самодеятельности детей, на том, чтобы знание ребенка шло рука об руку с умением – ребенок должен делать все сам, сам должен добывать выводы из наблюдения и собственных опытов.
Фребель устанавливает тесную связь детского сада со школою. Благодаря разнообразию и содержательности игр и занятий в детском саду «устанавливается и равновесие между умственным и физическим трудом, между умственным и нравственным развитием.
В области дошкольного воспитания наиболее ярко выдвинулись система дошкольного воспитания Марии Монтессори. Система в самое короткое время приобрела необычайно быструю популярность, и «Дома ребенка», основанные М. Монтессори в нескольких городах Италии, вызвали к себе всеобщий интерес.
Школки, или «Дома ребёнка», должны выполнять два обязательства, во-первых, взять на себя физическую заботу о детях и, во-вторых, нравственную заботу.
Система
воспитания М. Монтессори основана, как
у Фребеля, на свободном проявлении
ребёнка. Вся её система направлена
в сторону раскрепощения
Ежеминутно на помощь ребёнку приходят взрослые - ребёнок хочет сделать все сам, а мать и близкие постоянно вмешиваются в его жизнь и спешит все сделать за ребёнка, думая во всем облегчить его усилия.
Свободное проявления ребёнка непременно должны ограничиваться интересами коллектива. Нельзя, к примеру, допускать, чтобы ребёнок по капризу, по произволу нарушал общий порядок и мешал работать другим.
В
домах ребёнка детям
Обыкновенно взрослые прислуживают детям, т.к., по замечанию Монтессори, гораздо скорее и легче помочь ребёнку, чем научиться его. Между тем, выучить ребенка, возможно, раньше одеваться, умываться, кушать и т.д. принесет ему гораздо большую помощь и радость, чем готовность сделать за ребёнка все самим.
Для проведения воспитательно-образовательной системы Монтессори ввела в домах ребёнка свой дидактический материал, применяемый ею впервые в школах для отсталых и дефективных детей. На этом материале маленькие дети должны упражнять и развивать свои внешние чувства, свою активность, и в то же время на этом материале они приобретают полезные для жизни навыки.
Монтессори придает огромное значение воспитанию внешних чувств и в самом раннем возрасте. В этом воспитании внешних чувств заключается сущность системы Монтессори.
В домах ребёнка Монтессори весь дидактический материал служит целям воспитывать и уточнять внешние чувства ребёнка. Для развития зрительных ощущений детям, например, дают мотки цветной шерсти, цветные лоскутки материи и пр.
Для упражнения мышечно-осязательного чувства детям дают деревянные бруски и дощечки разной высоты, толщины, ширины и объема, дети раскладывают их в последовательном порядке или упражняются на этом материале с вкладками: для каждого бруска есть своя форма. Эти вкладки и бруски сделаны с таким расчетом, чтобы ребенок сам мог контролировать свою работу и заметить свои ошибки.
Для развития мускульного чувства детям дают деревяшки разного веса. Упражняясь на них, дети учатся улавливать различие между тяжестями.
Для развития вкуса дидактическим материалом служат различные растворы, подходящие по цвету и заключенные в баночки или пузырьки одинакового размера. Эти растворы, вроде соли, сахара, дети пробуют и называют то, что они пробуют.
Для развития чувства осязания детям дают кусочки разных материй: шелка, бархата, ситца. И предлагают каждому ребенку, завязав предварительно повязкой его глаза, определить, какой кусок материи он держит в руках. Эта игра называется в домах ребенка «игрой вслепую».
Интересны в домах ребенка «уроки тишины», или «игра в молчанку», которую, по словам Монтессори, необычайно любят дети. Эти уроки и игры способствуют не только развитию остроты слуха, но и способствуют «водворению образцовой дисциплины в домах ребенка».
Кроме дидактического материала, упражняющего органы чувств, Монтессори ввела разные пособия для обучения детей разным житейским навыкам. Так, на сделанных рамках со шнурками, завязками, пуговицами дети учатся шнуровать, завязывать, застегивать и т.д.
Играм в домах ребенка Монтессори не уделяют особенного внимания – все упражнения и занятия детей в то же время служат игрой. Общих, свободных игр почти не ведется, а если они и проводятся, то они служат в целях гимнастических упражнений.
Монтессори строго различает ручной труд и ручную гимнастику. Цель последней – упражнений рук, цель ручного труда – выполнение определенной работы, действительно представляющей собою и симулирующей общеполезное занятие.
В своих основных принципах система дошкольного воспитания в России повторяет собою систему воспитания Монтессори, Фребеля, Песталоцци и пр. Все наши авторитеты прошлой педагогии говорили в своих учениях о том, что ребенку в дошкольном возрасте необходимо дать возможность свободно проявлять себя и в подходящей, нормальной обстановке развивать все духовные и физические силы.
Новых принципов, целей и задач воспитания ребенка, о которых бы в свое время не говорили великие педагоги прошлых столетий, современная педагогия не выдвигает. Но ею много сделано в смысле совершенствования методов – как осуществлять эти принципы и задачи, и каким путем идти для достижения наилучших результатов в вопросах воспитания.
Все, о чем писала в статье «Народные детские сады» Е. Иорданская находит отражение и в 21 веке. Читая статью, и не зная, кто автор, и в каком году она была написана (а она написана в 1918 году), можно подумать, что статья написана в наше время, такие же острые проблемы по воспитанию детей она открывает.
Так же как и в начале 20 века, в наше время не хватает детских садов, и этот вопрос стоит остро.
Давно известно, что ни в одной стране не умирает так много детей в раннем возрасте, как именно у нас. И не потому только, что страна наша бедна, умирают от болезней дети.
Еще меньше проявляется забота и знаний в вопросах духовного воспитания детей в раннем периоде их жизни. О развитии высших чувствований; о воспитании в ребенке с первых же лет его сознательной жизни социальных чувств; заботы о том, чтобы помочь ребенку развить сильный характер, умение самому завоевывать себе место в жизни – обо всем этом еще меньше встречается забот и знаний среди широких масс.
Впереди
школа – она научит и воспитает,
исправит все недостатки, на школу
большинство родителей и
Без должной школьной подготовки, в смысле воспитательном, дети напоминают собою дикарей, когда перепуганные, робкие, удивленные, впервые переступают порог школы. Большинство из них не может связать и двух слов, не умеют отличить правой руки от левой.
И
для учителя выдвигается
Жалобы
на отсутствие должного воспитания детей
дома вполне основательны. Если бы ребенка
еще до школы научили некоторым
полезным навыкам, если бы способствовали
с самого раннего возраста гармоническому
развитию внешних чувств, если бы привили
чувства общественности, то учителю
пришлось бы не перевоспитывать детей,
а довоспитывать, продолжать лишь содействовать
его всестороннему
В раннем периоде детства пробуждаются силы, способности, дарования и задатки ребенка. Дело родителей в семье – внимательно, вдумчиво распознать в детях все эти заложенные возможности и вовремя дать им должное направление, создать такие условия, при которых бы развивались и крепли лишь положительные качества.
Современная семья поставлена в такие условия, при которых ей одной трудно дать должное воспитание своим детям. Много любви у родителей во всех слоях общества – и у богатых, и у бедных, но и у тех и у других недостаточно возможностей дать надлежащее воспитание дома.
Возьмем семью обеспеченную, где с детьми слишком много нянчиться, водят их на помочах. С первых же дней рождения к ребенку приставляют мамок, нянек, за него все готовы сделать услужливые руки; ребенку ни в чем не дают себя проявить и упражнять свои силы, навстречу все его желаньям идет любящая мать, и добросовестная няня.
Еще сложнее вопросы воспитания в семьях необеспеченных. Особенно в настоящее время. Когда, в силу тяжелых экономических условий, уходят на работу и отец, и мать. Дети предоставлены сами себе и улице, не получают не только воспитания, но и простого присмотра, чтобы быть здоровыми детьми.
Но
облегчить семье воспитание детей
в раннем возрасте – это можно
и должно. Здесь на помощь семье
должно прийти общество и государство,
взяв часть забот на себя по воспитанию
маленьких детей.
Название программы | Программа «Детство» |
Принципы отбора учебного содержания |
Содержание программы разделено на четыре
блока: «Познание», «Гуманное отношение»,
«Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трех частей в соответствии
с тремя ступенями дошкольного возраста
— младший (третий и четвертый год жизни),
средний (пятый год жизни) и старший дошкольный
возраст (шестой и седьмой год жизни).
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе». |
Основные разделы образовательной работы | Обеспечение
целостного развития личности ребенка
в период дошкольного детства: интеллектуального,
физического, эмоционально-нравственного,
волевого, социально-личностного.
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. |
Организация обучения детей |